Низкий спрос и много регулирования

abramovichБОСС-политика | Взгляд на бизнес
Текст | Евгения АБРАМОВИЧ

Развитие малого и среднего бизнеса в России тормозит не только непростая экономическая ситуация.

Малый и средний бизнес в России по-прежнему составляет не более 25% ВВП, а значит, он, с одной стороны, очень подходящий сегмент экономики для экономических экспериментов, а с другой — сфера деловой активности, которая по логике вещей должна быть менее интересна для органов государственного регулирования. Постоянно снижающиеся обороты малых и средних компаний привлекают надзорные органы все меньше, хотя бы с точки зрения себестоимости обеспечения регулирования. Вместе с тем малый и средний бизнес — это самый экономически устойчивый сегмент экономики. Такие компании создаются проще и быстрее, чем любые крупные компании, и они значительно более устойчивы к внешним шокам.

Текущая тенденция в государственном управлении экономическим развитием заключается в выборочном росте доли государства в производственных активах, в обрабатывающей промышленности и ресурсодобывающей отрасли. Это хорошо с точки зрения обеспечения жесткости экономического регулирования.

Как известно, любой кризис первым делом перестраивает законы рынков, и риски, которые могут появиться в связи с этим, от возникновения дефицитности рынков до усиления перекоса экономики в сторону какой-либо из отраслей, способны существенно повлиять не только на общую картину экономического развития, но и на социальную составляющую. Однако с точки зрения развития деловой активности это плохо. Государство уже даже не скрывает, что оно неэффективный собственник. При этом грань между отраслями, в которых доминирующее присутствие государства необходимо, и секторами, где его присутствие вообще нежелательно, постоянно перемещается. По иронии судьбы в перечень отраслей пристального внимания государства время от времени попадают сектора, в которых наиболее активен именно малый и средний бизнес.

Наряду с достаточно внушительным перечнем экономически оправданных инициатив (снижение налогового бремени, налоговые каникулы в некоторых регионах, контроль за надзором над малыми и средними предприятиями) за последние два года появились такие необъяснимые с точки зрения экономики инициативы, как дополнительное лицензирование для ряда не жизненно важных продуктов, полная ликвидация статьи «Поддержка малого и среднего бизнеса» в проекте бюджета-2017 и многое другое.

Немаловажный фактор, мешающий развитию малого и среднего бизнеса, — безграничное лобби крупных компаний. Такая экономическая ситуация лишает малый и средний бизнес шансов на быстрый рост, которого от него ждут уже пятый год. Главная причина этому — низкий спрос. В кризис крупные компании стремятся диверсифицировать свой бизнес и нередко используют административные ресурсы, чтобы ограничить конкуренцию. Судя по тому, что количество малых и средних предприятий за последние два года сократилось, по данным Росстата, почти на 9%, активность крупных компаний в занятии несвойственных им рынков, наоборот, растет.

Проблема доступности финансовых ресурсов для малого и среднего бизнеса, с которой российские финансовые власти несколько лет ничего не в силах сделать, лишь усугубляется текущей жесткостью монетарной и кредитно-денежной политики ЦБ РФ. Возможно, с внедрением трехуровневой банковской системы российские власти смогут создать такие условия для кредитных организаций, при которых им будет выгодно кредитовать малый и средний бизнес, несмотря на высокий уровень рисков. Однако пока этого не сделано, а текущая экономическая ситуация не предполагает монетарных методов поддержки МСБ. После того как государственная программа стимулирования МСБ посредством привлечения субъектов малого и среднего бизнеса к обеспечению не менее 20% государственных заказов провалилась, стало понятно, что формальными методами проблему малого и среднего бизнеса не решить. Остается одно: полное реформирование фискальной политики в отношении МСБ, как это в свое время сделали, скажем, в Норвегии. Хотя с каждым новым годом провести такое реформирование все сложнее.


АБРАМОВИЧ Евгения, руководитель управления анализа валютных рисков Dukascopy Bank SA.

Выпускница кафедры экономики МАТИ — РГТУ имени К.Э. Циолковского. Получила второе высшее образование по специальности «Психология управления» в Академии государственной службы при президенте РФ.

Опыт работы в финансовом секторе — 9 лет. Евгения Абрамович начала свою карьеру в 2003 году в КБ «Ситибанк» в качестве менеджера по работе с клиентами. В дальнейшем продолжила ее в московском офисе итальянской компании CRIF, где занималась продвижением проектов разработки и внедрения информационных систем для оптимизации рисков принятия решений в банковском секторе. С 2013 года Евгения Абрамович возглавляет управление анализа валютных рисков в Dukascopy Bank SA и занимается анализом текущих рисков, вызванных макроэкономическими факторами, а также корректировкой технического анализа поведения валютных пар.