Более уполномоченный

upolnomБОСС-политика | Законопроекты
Текст | Сергей ПЕТРОВ

Депутаты хотят усилить институт уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Руководитель практики «Коммерческое право» юридической компании Rights Алена Абрамович уверена, что депутатская законодательная инициатива по внесению изменений в ФЗ об уполномоченных по защите прав предпринимателей направлена на усовершенствование функционирования института бизнес-омбудсмена на региональном уровне. На сегодняшний день законом предусмотрена единственная форма взаимодействия федерального и регионального институтов уполномоченного — предоставление федеральному бизнес-омбудсмену ежегодного отчета о работе уполномоченного по правам предпринимателей на уровне региона. Остальное взаимодействие осуществляется на основании договоренностей между регионом и центром. Рассматриваемая инициатива предполагает введение дополнительных форм взаимодействия, форм ответственности и функционирования региональных уполномоченных. Такой законодательной инициативе следует дать только положительную оценку.

На федеральном уровне, напоминает эксперт, начиная с 2012 года институт уполномоченного по правам предпринимателей неоднократно демонстрировал свою целесообразность и эффективность в защите интересов бизнесменов в вопросах взаимодействия с контролирующими, регистрирующими и даже карательными органами. Дальнейшее усовершенствование института уполномоченного по правам предпринимателей пойдет на благо развитию предпринимательской деятельности в РФ.

Доцент Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Виктор Солнцев говорит: «Если подходить с позиции символизма, то первые законопроекты, включая предложения о расширении полномочий бизнес-омбудсмена, вселяют надежду о разумности и рациональности будущего законодательного органа. Понятно, что поправки к закону всегда слабее, чем уже принятый закон о бизнес-омбудсмене, хотя взятое новыми депутатами направление на поддержку бизнеса обнадеживает. Тем более что президент РФ Владимир Путин предлагает кардинальные шаги по улучшению ситуации в малом и среднем бизнесе, подписав закон, по которому российский малый бизнес на три года освобождается от проверок при условии отсутствия нарушений».

Пока, отмечает Солнцев, вводится запрет на проведение с 1 января 2017 года плановых проверок субъектов малого предпринимательства. Проверяющие органы что-то «зачастили в гости» к предпринимателям, словно хотят заранее создать запас на трудный период. Да и не все малые предприятия попали в перечень субъектов МСП.

Однако говорить о том, что «конкретизация формы взаимодействия уполномоченных» способна обеспечить «более слаженную и эффективную работу региональных и федерального уполномоченных по защите прав предпринимателей», по меньшей мере наивно. 25 тыс. предпринимателей, написавших за один год обращение к главному омбудсмену и, надеюсь, получивших поддержку в той или иной форме со стороны российского института бизнес-омбудсменов, не делают погоды. Пока в России около 5,5 млн малых и микропредприятий, и их с каждым годом становится меньше, а не больше.

Значит, убежден эксперт, вести речь об эффективности системы бизнес-омбудсменов и мер поддержки МСП рано. По линии Корпорации МСП сокращены программы поддержки с 18 млрд рублей в 2015 году до 11 в 2016 году, что в пересчете на 5,5 млн предприятий уменьшит «удельную поддержку» с трех тыс. рублей аж до двух тыс. рублей ровно на одно предприятие со средним оборотом 7 млн рублей в год. «Комментарии излишни», — сетует он.