За чей счет банкет?

sizovБОСС-политика | Взгляд на бизнес
Текст | Андрей СИЗОВ

Почему выгорает эмоциональный ресурс руководителя.

Возможно, вы когда-нибудь замечали, как владелец бизнеса или руководитель пытается сохранить доход или добиться его роста и при этом делает это не за счет персонала и развития самостоятельности компании, а за счет себя. Своих усилий, своих способностей, своих талантов, своего времени и здоровья. И у него это получается. И выглядит так, что дела идут в гору. Ощущение, что компания богата. Однако так ли это?

Не во всех, но в некоторых компаниях я видел следующее. Рано или поздно наступает момент, когда одного руководителя уже не хватает на все, и от этого вместе с доходом растет нежелание работать, желание расслабляться, недоверие к людям, внутреннее напряжение, приверженность к вредным навыкам в управлении.

По мнению многих успешных людей и по моему личному наблюдению, богатая компания имеет высокий боевой дух, то есть высокую способность справляться с трудностями и общими проблемами. Это выражается в том, как компания относится к проблемам, как воспринимает трудности, какова реакция людей в компании на появление внешних помех или барьеров. В значительной степени это зависит от того, как ведет себя владелец или как ведут себя руководители.

Выращенная руководителем «бедность» человеческих ресурсов и вызывает истощение компании. Она как пустыня. В ней нечего взять, кроме талантливого руководителя. Клиент приходит и понимает, что его проблемы может решить только сам босс. По-настоящему решить. Персонал же будет разводить руками и что-то мямлить насчет обстоятельств и трудных условий рынка. И, когда туда приходит новый сотрудник, он осознает, что учиться здесь можно лишь одному — ныть и говорить про высокие цены и конкурентов. Или делать недовольное лицо, когда получаешь маленькую зарплату. А навыки или способности, для того чтобы вырасти и духовно, и профессионально… Здесь это немодно. Здесь другая мода. И ее законодатель — хозяин компании. Вон он бегает… озабоченный и серьезный. И всегда чему-то учится, ему ведь надо.

Вот пример из нашей практики: начальник отдела продаж руководит пятью менеджерами. В работе с клиентами случаются ситуации, когда менеджеры сообщают ему о нежелающих покупать клиентах, о том, что конкуренция высока и многие клиенты уходят к другим. Это воспринимается руководителем как предложение поучаствовать в разрешении этих ситуаций. Он обладает высокой ответственностью за доход и работу отдела продаж и поэтому принимает эти проблемы как свои. Большинство из них он улаживает, а то, что не получается уладить, оставляет как нерешенную задачу и старается этому научиться в свободное время, если оно вообще есть. Все бы ничего, и он становится хорошим специалистом, но…

Какие правила работы или успешные действия у менеджеров этой компании? Чему они будут учиться и какие навыки развивать у себя? Да, вы правы, они начнут учиться тому, как быстрее привлечь внимание руководителя для решения своих «проблем», которые на самом деле являются просто неспособностью общаться с клиентами. У них всегда есть два пути:

1. Понять, что эти трудные ситуации с клиентами — их личные задачи, и принять их, как свои.

2. Ничего не предпринимать, глядя на то, как поведет себя шеф. Делать виноватое лицо, на котором отражаются все его тщетные потуги привлечь клиента: «Ну вот… черт возьми, ну никак не получается…». И шеф придет.

Это мелочи, из которых складывается выгорание нужных и ценных для страны людей — учредителей, владельцев бизнеса и хороших управленцев, директоров, руководителей отделов. А также выгорание компаний.

СИЗОВ Андрей Игоревич, профессиональный тренер и консультант с 1998 года. Создатель системы обучения продажам «Продавай.про». Практик бизнеса с восемнадцатилетним стажем. Прошел путь от торгового агента до владельца своей торговой компании. Ранее служил на морском флоте (был самым молодым капитаном Северного флота — командование судном принял в 27 лет).

Автор семи книг по продажам и управлению, множества статей в журналах для бизнеса и личностного роста (Россия, США). За 15 лет провел тренинги и семинары более чем для 100 тыс. человек в городах России, СНГ, Европы и Америки.

За вклад в усовершенствование человека и просвещение принят в действительные члены Всемирной академии науки, искусства и культуры.