Александр БЕЛИК: «малая» торговля — важнейшая форма поддержки импортозамещения

belikБОСС-профессия | Импортозамещение
Текст | Антон ПЕТРОВСКИЙ
Фото | ООО «Конус»

Компания «Конус» (Новосибирск) специализируется на двух направлениях оптовой торговли: поставках продовольствия и поставках ГСМ. Оба вида поставок ориентированы на потребности населения. О конкуренции с сетевыми магазинами и развитии импортозамещения — интервью с генеральным директором ООО «Конус» Александром Беликом.

— Александр Александрович, как сформировалась концепция бизнеса? Почему продовольствие и ГСМ? Как появились два таких разных направления?

— Продовольствием мы занимаемся с 1995 года. А маслами для техники и другими продуктами ГСМ занялись позже — как одним из интересных и высокотехнологичных направлений в качестве диверсификации бизнеса. И продовольствие, и горюче-смазочные материалы — товары повседневного спроса, похожая целевая аудитория, системы управления бизнесом.

Начиная бизнес, мы использовали наработки, контакты, в том числе с поставщиками из числа таких же, как и мы, предпринимателей, ранее уволившихся с военной службы. У нас был опыт организаторской работы, потому все складывалось оптимально.

— Кто сегодня ваши поставщики?

— Известные производители продуктов питания. Компания Strauss, кофе «Черная карта», ООО «Кофейная компания “Вокруг света”» — цикорий «Здоровье» и горячие напитки, компания «Добрыня Русь» — чай London tea club, «Добрыня Русь», «Краснодарский букет», кофе Maximus. В ассортименте продукция: «Канди», «Нури », «Гита», Greenfild, «Майский чай», AHMAD TEA, продукция компаний Nestle, Kraft, производители Сибирского региона — ООО «Вкус», ИП Казакова Е.С.

Поставщики смазочных материалов — мировые производители: MOTUL, WOLF, YACCO. Российские поставщики — компания «КурсАвто» — масла и охлаждающие жидкости DETROIL, фильтры MAD FIL. Прямой дистрибьюторский контракт с Бельгией: импортируем моторные масла Wolf.

C российским производителем «КурсАвто» контракт по смазочным материалам DETROIL. Компания в Нижнем Новгороде совместно с американскими коллегами построила технологичное производство и выпускает на российской сырьевой базе смазочные материалы.

belik2— Как на вас сказывается давление крупных торговых сетей?

— Конкурировать сложно. Ищем возможности. Супермаркеты не заменят магазин у дома, на проездной улице, в отдаленных и малонаселенных районах. Это одна из категорий наших клиентов. Работаем с местными сетями — «Ярче», «Авоська» и другими.

Многообразие форм торговли дает возможность разностороннего развития и учета интересов всех категорий клиентов.

Российским фермерам с их небольшими объемами производства проще поставлять в несетевые магазины и на рынки. Даже минимаркеты предлагают стандарт продуктов. У небольших фермерских хозяйств есть возможность заключать договоры с отдельными магазинами, рынками и поставлять продукты.

По смазочным материалам конкурируют автои мотомагазины, СТО. Они имеют в наличии более широкий и специализированный ассортимент, технически грамотный персонал, специализированные каталоги и интернет, помогают выбрать необходимый продукт для клиента.

— Получается, маленькие магазины способствуют развитию импортозамещения?

— Конечно. Они более мобильны, раньше реагируют на изменение спроса. За время санкций увеличилось количество отечественных продовольственных и непродовольственных товаров. Есть сложные и высокотехнологичные производства, которые пока у нас осваиваются. Необходимо время для их становления. Но достижения видны.

Мясо кур, яйца — недостатка отечественного продукта нет. То же касается свинины, молочной группы товаров, круп. Макаронных изделий импортируют только небольшой объем из твердых сортов. Чай, кофе: основная масса объема производится на территории России.

Компания Nestle разместила высокотехнологичное производство своей продукции на территории нашей страны. Есть возможность уменьшить издержки, предложить конкурентоспособные цены.

По производству чая и кофе наши производители далеко ушли вперед и делают качественные продукты на уровне мировых стандартов. Элитные сорта чая и кофе импортируются, как и сырье для производства. В России нет климатических условий, за исключением Краснодарского края и южных областей. Необходимо возрождать плантации — это годы. Компания «Добрыня Русь» выпускает «Краснодарский букет», «Крымский букет». Схожие продукты выпускают и другие производители, производства развиваются.

Черный и зеленый чай всегда были продуктами импорта. В Европе есть много известных производителей чая и кофе, например Milford — высокотехнологичное производство. Я был на этом производстве в Германии: все хорошо организовано, поставки идут из Индии, Шри-Ланки. По зерну кофе два мировых производителя: Бразилия и Вьетнам с большим объемом. Еще растет в Эквадоре, Эфиопии, Конго и других странах. Но не произрастает ни в Европе, ни в России.

Успехи агропромышленного комплекса — десять лет назад этого не было. Обилие предложения птицы и мяса импортного производства в магазинах. Сейчас все поменялось. Пожалуйста, охлажденное, замороженное, разделанное мясо, птица. Это 80–90% мясного рациона питания.

Рапсовая группа, масло подсолнечника — это 100% российские продукты.

Масло оливковое — нет природных условий.

Винная отрасль. С присоединением Крыма замечательные крымские вина появились на наших прилавках. Они не заменят французские, итальянские вина. Это новое в ассортименте вин.

На рынке ГСМ видны быстрым взглядом положительные перемены. Стандарты топлива Евро 4 и 5 в продаже на всех АЗС. Построены современные, передовые сервисы по обслуживанию техники. На рынке масел для техники происходит наполнение только качественными и передовыми смазывающими материалами во всех ценовых сегментах. При производстве масел используются последние научные разработки. У большинства зарубежных производителей продукты на основе эстеров и ПАО занимают значительную часть линейки продукции. Отечественные производители уже работают в этом направлении и получили одобрения мировых автопроизводителей — на масла ЛУКОЙЛ есть допуски многих мировых автоконцернов. Отечественные масла всегда в наличии в самых отдаленных уголках страны. Насытился рынок отечественными разработками запасных частей, электроники, оборудованием для сервиса, химией и косметикой для транспортных средств. На ММАС-2016 представлены отечественные разработки беспилотного микроавтобуса — это недалекое будущее.

Большой успех АвтоВАЗа и линейки LADA — расширен модельный ряд современными, технологичными и радующими потребителя дизайном и разнообразием выбора моделей и их оснащения автомобилями. Заметно продвинулись вперед китайские и корейские производители во всех классах.

belik3Выделился «Мерседес» с его новой гаммой моделей и передовыми решениями во всех классах автомобилей.

Особое внимание уделено ретротехнике и специальным автомобилям с последними научно-техническими разработками, сделано в России.

— У них есть своя ниша?

— Прежде всего потребителю дан выбор, ему предложены качественные крымские вина. Их обязательно попробуют и отдадут свои предпочтения этому продукту, потому что продукт действительно качественный. Если рассматривать вопрос импортозамещения, я считаю, что именно в продовольственном сегменте очень хорошее продвижение.

— Ваша деятельность как раз способствует тому, чтобы импортозамещение развивалось?

— Конечно. Если взять прайс-лист десять лет назад и сегодня, то в чайной группе только продукция, произведенная на территории России. В кофейной группе, наверное, осталось 3–5% иностранных производителей, исключение — сегмент элитных сортов кофе, около 10% кофе, произведенного не на территории России. По дрожжевой группе около 90% продукции произведено на территории России.

— Какую поддержку должны получать небольшие магазины?

— В первую очередь приемлемая арендная плата, учитывая роль магазинов у дома в импортозамещении, в решении вопросов занятости и развития семейного бизнеса.

Льготы по размещению вывесок и рекламы в соответствии с градостроительными нормами, субсидирование и льготное кредитование в приобретении торгового и кассового оборудования.

— Как вам удается сейчас, в условиях кризиса, снижать издержки?

— Собственный автопарк способствует тому, что издержки у нас минимизированы. Практически все сотрудники с личным автотранспортом — компенсируется его использование. Применение в работе электронных систем. Например, «2ГИС» позволяет оптимизировать маршруты, четко организовывать схему доставки. Таким образом, количество автомобилей, необходимых для ежедневной отгрузки клиентам, сокращено до оптимального минимума. Доставляем мы на расстояние до 200 км.

— Вы испытываете проблемы с кадрами?

— Кадровый вопрос всегда актуален. У нас сложился устойчивый коллектив. Однако для его создания пришлось приложить усилия. Конечно, жизнь вносит свои коррективы, и ротация кадров — процесс постоянный.

— Вы и ваши партнеры — офицеры запаса. В чем управленческие достоинства «офицерских» компаний?

— В умении формировать организационные и производственные процессы и обеспечивать их постоянную работу. Этому мы научились в армии. Армия — прежде всего школа управления. Навыки прекрасно подходят для создания систем управления в бизнесе.

Круг общения постоянно расширяется, появляются новые партнеры, новые люди.

С ними находим общие взгляды и решения. Это хорошая практика, расширение мировоззрения и понимания процессов развития как бизнеса, так и общества в целом.

— Кризис рано или поздно закончится. Каковы планы по развитию предприятия?

— Прежде всего выйти на те показатели, которые были достигнуты в предкризисные годы. Для этого сохранен потенциал сотрудников, усовершенствована система управления, внедряются новые корпоративные элементы построения бизнеса. Для этого сделано многое, но не все.

Далее планируется расширение — увеличение ассортимента, расширение номенклатуры российских товаров, увеличение объемов поставок и реализации, привлечение новых высокотехнологичных продуктов, в том числе импортных, стандартизация условий поставок, расширения сервисных предложений для наших действующих и новых клиентов. Возможны новые направления в бизнесе. Идеи есть всегда.


БЕЛИК Александр Александрович родился 9 февраля 1969 года в городе Новосибирске. В 1990 году окончил с отличием Новосибирское высшее политическое общевойсковое училище имени 60-летия Великого Октября.

В 1990–1995 годах — служба в Вооруженных силах, в частях Сибирского военного округа. С 1995 года занимается бизнесом: учредитель и директор ООО «Неон», ООО «Автотема», ООО «Конус», ООО «Система». Основные виды деятельности компаний — оптовая продажа продуктов питания и смазочных материалов.

Имеет благодарности от производителей за поддержку продвижения их продукции, а также благодарности за благотворительную поддержку от организаций АПК, научно-технических и автоспортивных организаций.