Страна советов

«БОСС» в помощь | Обмен опытом
Текст | Анастасия САЛОМЕЕВА

Тема этого выпуска «Страны советов» — финансовые ресурсы и кризис.

Наши респонденты отвечали на следующие вопросы:

  1. Как ваша компания решает проблему дефицита финансовых средств в условиях кризиса?
  2. Как используете банковский, коммерческий и товарный кредит?
  3. Банковское кредитование сейчас, как известно, ограничено. Можно ли его компенсировать за счет других инструментов, и если да, то каких?
  4. К чему вы больше склоняетесь в ситуации дефицита средств: к сокращению затрат или привлечению заемных средств?
  5. Какие типичные ошибки совершают компании, решая проблему поиска финансовых ресурсов для развития?

Александр ФИЛИМОНОВ, партнер Artisan Group Public Relations:

  1. Прежде всего мы стараемся не вкладываться в новые проекты по-крупному. У нас четко определен размер максимальных инвестиций, и мы не нарушаем его ни при каких обстоятельствах. В некоторых случаях мы даже отказываемся от новых клиентов, потому что финансовые риски и возможная финансовая нагрузка нас не устраивают.
  2. Сейчас можно говорить только о краткосрочных банковских кредитах (скажем, овердрафт). С остальными пока лучше не связываться — проценты высокие, риски просрочки платежей существенные.
  3. Все зависит от целей и задач заемщика. Если мы говорим о торговых компаниях, то да. Производство и сервисные компании, скорее всего, достойной альтернативы не найдут. Некоторую поддержку могут оказать государственные микрофинансовые фонды, но при общении с ними нужно точно понимать, насколько компания сможет аккуратно обслуживать долг. Если временные лаги у банков при просрочках сегодня по факту достаточно либеральные, то микрофинансисты отправляются в суд немедля.
  4. Безусловно, к сокращению затрат. В условиях нынешнего финансового рынка привлекать средства, если не хватает своих, — все равно, что тушить пожар бензином.
  5. Самое опасное чувство при принятии решения о привлечении заемных средств для развития бизнеса или обслуживания текущих операций — это эйфория, которая уже погубила не одну сотню компаний. Акционеры, видя рост выручки, составляют план развития и после того, как он их окончательно устроит, привлекают средства на его реализацию. Но в бизнесе многое зависит от банальной удачи, которая почему-то очень не любит соседство с эйфорией.

Тимур ВЕКИЛОВ, генеральный директор компании Вокорд:

  1. В ситуации дефицита средств мы не рассматриваем вариант сокращения издержек за счет персонала, поэтому предпринимаем определенные шаги для снижения себестоимости продукции. К ним относятся: переход на отечественные комплектующие (где это возможно), перевод на аутсорсинг (здесь же, в России) некоторых видов работ, которые планировали делать своими силами.
    Кроме того, особое внимание мы уделяем оптимизации логистики для сокращения складских затрат. За счет принятых мер нам удалось не увеличить издержки и существенно снизить долю импорта.
  2. До настоящего момента компания кредитами не пользовалась.
  3. Важный вопрос — привлечение инвесторов, которые становятся стратегическими партнерами. Любая компания рано или поздно приходит к тому, чтобы начать поиск и в конечном итоге найти стратегического инвестора. Задача трудная и не всегда выполнимая, но возможная. Несмотря на общее замедление темпов развития IT-отрасли, инвесторы достаточно охотно вкладывают в проекты, связанные с инновациями в сфере ИТ. А все серьезные компании, обладающие собственными продуктами и технологиями, открыты для предложений.
  4. sovetu1
  5. Для разработки инновационных решений необходим значительный кадровый и технологический потенциал, а тотальная экономия, принятая как главный вектор развития, способна серьезно навредить компаниям, которые выберут такой путь. В первую очередь многие начинают сокращать персонал. Наша компания никогда не шла таким путем. Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что высококвалифицированные кадры и постоянный рост уровня компетенции сотрудников — это определяющий фактор, влияющий на положение компании на ИТ-рынке. Продуктовый портфель создают высококлассные специалисты. Именно он в итоге и привлекает инвесторов.

Максим ГЛАДКИХ-РОДИОНОВ, генеральный директор аудиторской компании «Уверенность»:

  1. Для нашей компании начало кризиса не явилось неожиданностью. События, происходившие в конце 2013-го — начале 2014 года, на мой взгляд, однозначно свидетельствовали: кризису быть. А опыт 2009 года не позволял расслабляться. К тому же с самого первого дня деятельности мы уделяли приоритетное внимание вопросам производительности труда, автоматизации различных процессов, обеспечению качества за приемлемые для клиента деньги. Все это сделало нас по-настоящему полезными для клиентов. Они понимают, что отказываться от наших услуг им невыгодно. В результате компания получила лояльных клиентов, что в условиях кризиса очень важно. Конечно, мы столкнулись с ростом издержек. Для нашего вида деятельности взлет цен на компьютеры, оргтехнику, программное обеспечение, расходные материалы оказался весьма существенным. А это, в свою очередь, привело к удорожанию наших услуг, правда, это удорожание нельзя назвать значительным. Таким образом, для нашей компании сейчас проблема дефицита средств не так критична.
  2. Наша компания не пользуется кредитами банков, что не дает расти себестоимости услуг. Большое внимание мы уделяем платежной дисциплине — желательно, чтобы клиент рассчитывался в сроки, предусмотренные договором. Это создает прогнозируемый и стабильный приток денежных средств.
    Впрочем, мы и сами не задерживаем оплаты своим поставщикам и подрядчикам, не копим долги. Финансирование каких-либо новых проектов осуществляется по заранее составленному плану, а в случае необходимости в этот план вносятся изменения. В двух словах: наша компания старается жить по средствам.
  3. Практически у любой компании имеется возможность уменьшить расходы. Только не надо подходить к этой задаче поверхностно. Неразумным, на мой взгляд, будет, к примеру, решение просто взять и сократить все расходы, допустим, на 10%. Такой подход может навредить бизнесу. Следует тщательно проанализировать структуру компании, оценить эффективность тех или иных процессов и сотрудников, наладить достоверный оперативный учет, возможно, с привлечением сторонних специалистов. Поверьте, такие меры способны привести к неожиданно приятному результату.
  4. Нельзя давать универсальных рецептов. Гдето можно решить проблемы с помощью сокращения затрат, а в других видах деятельности (таких, как, например, реклама) без привлечения заемных средств просто не обойтись. Но повторюсь: очень важно понять, что в компании работает недостаточно эффективно, как можно увеличить производительность труда, что ждут от компании клиенты. Если не обращать внимания на это, бизнесу, уверен, придется весьма тяжело.
  5. На мой взгляд, главная ошибка — неумение рассказать потенциальному инвестору, зачем потребовались деньги. Многие научились делать красивые презентации, но этого мало. Еще одна серьезная ошибка — недостаточная проработка договоров с инвесторами. Пока все хорошо, некоторые предпочитают не думать о возможных проблемах, а когда эти проблемы вдруг встают в полный рост, думать уже поздно, надо пытаться спасать бизнес любой ценой, что ведет к новым недостаточно продуманным действиям и новым проблемам. Решение привлечь инвестиции, выбор способа привлечения средств должны быть не менее обоснованными, чем решение эти инвестиции предоставить.

Станислав БАРАНОВ, генеральный директор компании «Профессиональные и торговые автоматы»:

  1. Компания «Профессиональные и торговые автоматы» является эксклюзивным дистрибьютором торговых автоматов и кофемашин Saeco в России. Мы работаем с итальянской компанией уже почти 20 лет, и такой срок партнерства, безусловно, позволяет нам выстраивать более гибкие отношения в продажах. Как говорится, верим мы — верят нам.Так, в данный период мы активно используем практику переговоров с нашими поставщиками на предмет предоставления товарных кредитов и увеличения отсрочки платежей по товарным позициям.
    sovetu2В свою очередь, сокращаем количество и размер товарных кредитов, предоставляемых покупателям оборудования Saeco, внедряем предоплатную систему расчетов. И кроме этого, сокращаем свободные запасы торговых автоматов и кофемашин на складе.
  2. Кредитуемся в банке под залог товара в обороте.
  3. К сокращению издержек. Брать дополнительные кредиты в настоящий период считаем ошибкой.
  4. Из ошибок можно назвать отсутствие планирования финансовых потоков компании и поиск средств в срочном порядке, что, конечно, происходит чаще всего на не выгодных для заемщика условиях.
    Кроме этого, высокий демпинг, установление невысокой маржи на товар или же слишком активная «скидочная» система для покупателей в расчете на распродажу товара и получение оборотного капитала. Как показывает опыт, это в большинстве случаев работает плохо.