Надежды маленький оркестр

nadegdu1БОСС-стиль | Культура
Текст | Ирина ЕФИМОВА
Фото | Архив духового оркестра «Геликон»

О силе искусства, его способности объединять, ломать барьеры между людьми и исправлять их несовершенства сказано много. Мы приведем еще пример того, как скромный духовой оркестр «Геликон» Псковского детского дома стал точкой роста сферы дополнительного образования города, эффективным средством социальной адаптации сирот и улучшения непростой демографической ситуации региона. О том, как достичь этой цели, знает лишь один человек — заслуженный работник культуры РФ, художественный руководитель и дирижер оркестра Александр Роор.

Похоже, он обладает даром предвидения. Иначе как объяснить тот факт, что, приступая к созданию оркестра в 2003 году, он уже знал приоритетные направления принятой этой весной «Стратегии государственной культурной политики до 2030 года» и начал движение, руководствуясь видимыми только ему ориентирами? В первую очередь это относится к государственно-частному партнерству для инвестирования в человеческий капитал — культуру.

И действительно, в принятом государством «руководстве к действию» в сфере культуры на ближайшие полтора десятка лет серьезное внимание уделяется формированию многоканальной системы финансирования, где государственно-частное партнерство — в числе приоритетов. Это позволит отчасти снять с государства значительные бюджетные расходы и обеспечить устойчивое развитие культуры в современных условиях.

nadegdu2Александр Роор все-таки дождался того универсального инструмента, с помощью которого он сможет осуществить давнюю мечту — перевести «Геликон» на более высокий профессиональный уровень, придав ему статус муниципального оркестра. О том, почему мнение этого специалиста — музыканта, дирижёра, педагога, чиновника и менеджера — заслуживает внимания, разговор впереди.

Даже среди творческих людей, от которых всегда можно ожидать сюрприза, неожиданного перевоплощения, Роор — лидер по числу идей и инноваций, преобразивших жизнь Пскова. Примечательно, что среди выношенных и претворенных им проектов не было ни одного неуспешного.

Краткое перечисление того, как его профессиональная деятельность расширила культурное пространство богатого традициями города, объясняет единодушие депутатов Псковской городской думы. Сначала они поддержали присуждение заслуженному работнику культуры России Александру Роору медали «За заслуги перед Псковом», а затем — звания «Почетный гражданин Пскова».

Именно Александр Роор создал вокально-инструментальный ансамбль «Экспромт», которому многие годы в Пскове не было равных, оркестр духовой и эстрадной музыки «Парад», украшавший дни города, основал детскую музыкальную школу №5, где он был первым директором и преподавателем специальных дисциплин. Сегодня славу школы духовой музыки приумножают первоклассные педагоги и музыканты. В бытность директором областного научно-методического центра народного творчества Александр Роор придал мощный импульс развитию оркестров духовой музыки в регионе.

Масштаб регулярно проводимых им марш-парадов позволил Пскову стать всероссийским лидером по количеству профессиональных и любительских оркестров. Кроме того, период его руководства запомнился первыми праздниками фольклора в Псковском кремле, началом аттестации ВИА, «переселением» клубов самодеятельной песни от костров на престижные эстрадные площадки города.

Словом, Александр Роор использовал ресурс центра народного творчества с максимальной пользой для псковичей, живущих не хлебом единым. Да и для него самого опыт, полученный при организации масштабных культурно-массовых мероприятий, оказался крайне полезным при воплощении очередного замысла.

Рождению Псковского областного симфонического оркестра, ныне — симфонического оркестра Псковской филармонии, любители музыки тоже обязаны энергии и целеустремленности Александра Петровича. У этого проекта, как и у предыдущих, было много скептически настроенных оппонентов.

Тем не менее именно Роору удалось воплотить в жизнь мечту многих поколений любителей музыки и профессиональных музыкантов. Первое же выступление оркестра на торжествах в честь 200-летнего юбилея А.С. Пушкина стало культурным событием. За те годы, что он возглавлял оркестр, многое в жизни коллектива происходило впервые.

А сегодня Александр Роор, псковский Макаренко, восхищает профессиональных музыкантов высоким уровнем исполнительского искусства своих подопечных из детского дома. Он пришел туда в октябре 2003 года, а уже через четыре месяца «Геликон» стал лауреатом областного смотра-конкурса музыкальных коллективов. Сегодня вундеркинд по имени «Геликон», с первых звуков музыки покоряющий сердца соотечественников и зарубежной публики, — визитная карточка Пскова.

Без признания нет призвания


Безусловно, люди, следующие своему призванию, — явление достаточно редкое. И в Пскове их тоже наперечет. Как известно, доказательство истинности любого призвания — любовь к тяжелой работе, которой оно требует. Роор — классический пример «пахаря», который может трудиться по 25 часов в сутки без перерыва.

Он любит работать с полной самоотдачей, драйвом, принимать нестандартные решения и такой же преданности по отношению к работе требует от своих подчиненных. Коллективы, которые он когдалибо возглавлял, — сплоченная команда единомышленников, в которой «один — за всех, и все — за одного».

Если бы слово «пионер» не было бы так затерто, лучшего определения многогранной личности Роора трудно найти. Одно из значений этого французского слова — «тот, кто прокладывает новые пути». Александр Петрович неоднократно доказывал свою принадлежность к числу подлинных творцов, способных раздвигать привычные рамки и представления о жизни. К слову сказать, синоним слова «пионер» — «сапер». В том, насколько близки эти понятия, Роор не раз убеждался на личном примере.

Его творческий путь усеян не только шипами, но и щедро усыпан розами. По количеству наград, врученных Александру Роору за достижения в профессиональной деятельности, его можно считать рекордсменом среди музыкантов. В послужном списке музыканта практически все награды, предусмотренные министерствами культуры и образования России, администрациями города и области для поощрения инициативных работников.

Одна из последних — медаль «За бескорыстный труд в деле защиты детей» I степени, полученная Александром Роором из рук уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ Павла Астахова, особенно ему дорога. Для этого есть веские причины. Астахов признался, что такого мощного и запоминающегося закрытия очередного Съезда уполномоченных по правам ребенка России, как это было прошлой осенью в Пушкинских Горах, он не припомнит.

Выступление оркестра духовой музыки «Геликон» Псковского детского дома стало эстетическим потрясением даже для искушенной публики. Юным музыкантам, выступление которых завершало программу, зал аплодировал стоя.

nadegdu3В этот момент все участники съезда, посвященного поддержке и защите талантливых детей России, понимали, что время и место их встречи выбрано абсолютно верно. Высокий уровень исполнения, продемонстрированный детдомовцами, свидетельствовал о том, что оркестр — не развлечение для музыкантов-любителей, а перспективный музыкальный коллектив, где играют профессионально обученные дети.

Павел Астахов вручил руководителю «Геликона» благодарственное письмо, которое тронуло сердце Александра Петровича отсутствием казенных слов. В нем говорилось о том, что художественный руководитель и дирижер духового оркестра «Геликон» Псковского детского дома Александр Роор награждается «за активную жизненную позицию, неравнодушие и целеустремленность, умение побеждать, упорство в достижении высоких результатов в учебе и творчестве, социально значимой общественной деятельности, за стремление улучшить мир вокруг себя».

Эта награда невольно напомнила о том, как все начиналось. Глядя сегодня на одухотворенные лица бывших гаврошей, украшающих своей игрой губернаторские приемы и престижные концертные площадки, трудно поверить, что первые пятьдесят избранников Судьбы отнеслись к выпавшему на их долю везению с большим недоверием.

Оркестр не роскошь, а средство социальной реабилитации

В январе 2003 года Александр Роор, будучи директором Псковского областного симфонического оркестра, обратился с неожиданным предложением к Вере Евстафьевой, возглавившей только что открытый благотворителями детский дом для детей-сирот Пскова. Он убеждал ее организовать детский духовой оркестр из числа воспитанников. По мнению Роора, создание оркестра на базе детского социального учреждения имеет ряд неоспоримых преимуществ.

Важнейшее из них заключается в том, что дает возможность избежать формального подхода к музыкальному воспитанию детей, когда родители, заплатив деньги за обучение, принуждают своих чад к занятиям музыкой. Если же педагог приходит в детский коллектив, создается ситуация побуждения инициативы «снизу». Роор был убежден: при правильной работе детям откроются большие перспективы.

Директор детского дома и сама много думала об общем деле для своих подопечных, которое помогло бы им подружиться и реализовать свой талант. Хотя сначала предложение музыканта показалось ей несбыточным. Оркестр, а тем более духовой — большая редкость и для музыкальных школ города: слишком дорого и хлопотно. Трудно было поверить, что за короткое время даже такой опытный музыкант, педагог и организатор, как Роор, сможет вызвать в детях живой интерес к музыке, а тем более создать музыкальный коллектив.

Кроме организационных много вопросов у директора детского дома вызвала финансовая сторона проекта: где взять инструменты, на какие средства приобрести концертные костюмы, где проводить репетиции? Но материальная часть отошла на второй план, после того как Александр Роор привел железные аргументы в пользу оркестра.

nadegdu5Главный из них заключался в том, что обучение детей через индивидуальные, групповые и оркестровые занятия поможет воспитать в них чувства ответственности, дружбы, взаимовыручки. А, как известно, дружба, зародившаяся в детском возрасте, самая крепкая и надежная. Это важный жизненный ресурс. Руководитель оценила перспективы этой идеи и согласилась на эксперимент.

Безусловно, предложение Роора создать детский духовой оркестр не являлось спонтанным. Как и при подготовке предыдущих творческих проектов, вдохновению маэстро предшествовал точный расчет. Александр Петрович не один день посвятил анализу, выстраиванию четкой стратегии. Разработанная им перспектива цели на 10 лет представляла лестницу с уходящими в неведомую (для непосвященных) даль ступенями.

По методике автора, при практическом осуществлении задачи — преодолении первого, второго и последующих этапов — лестница надстраивалась на такое же количество маршей. Задача постепенно усложнялась. Стало быть, автор проекта мог осуществлять контроль над этапами становления коллектива. По окончании «проектного» периода Роор попросил директора детского дома набраться терпения на месяц-два, чтобы проверить правильность расчетов практической работой с детьми.

Предложенные ему полставки педагога энтузиазма не убавили. Когда Роором овладевает «мечта-идея», деньги его интересуют мало. Во всяком случае, он знает, как их можно заработать.

Музыка делает нас лучше

Для сирот, никогда прежде не знавших красивых и добрых сказок, создание в детском доме духового оркестра стало из ряда вон выходящим событием. Известие о том, что все воспитанники должны будут пройти прослушивание, радости у них не вызвало. У детей, рано разуверившихся в жизни, все новое и непонятное вызывало чувство тревоги. Поэтому некоторыми была предпринята отчаянная попытка спрятаться, чтобы избежать встречи со «страшным дядькой».

Но Александру Петровичу, отцу троих детей, за короткий срок удалось установить с ними по-отечески доверительные отношения. Игровые формы обучения, а также премирование усердных учеников катанием на велосипеде, возможностью совместно «порулить» его автомобилем или компьютерными «стрелялками» также стимулировали интерес к учебе, превращая ее в увлекательный процесс. Дети начали быстро и с охотой обучаться игре на духовых инструментах, сочетая практические занятия с изучением теоретических дисциплин. Среди детдомовцев оказалось много музыкально одаренных.

nadegdu4Руководитель понимал: для того чтобы в оркестре играли по-настоящему обученные музыканты, чтобы они звучали профессионально, и учить их надо профессионально. С этой целью на базе Детской музыкальной школы №1 имени Н.А. Римского-Корсакова Роор открыл исключительно для воспитанников социального учреждения класс медных духовых инструментов, где он — педагог. Неудивительно, что в течение десяти лет его воспитанники стали победителями практически всех региональных и всероссийских конкурсов.

К примеру, из восьми его «духовиков», принявших участие в международном конкурсе юных исполнителей имени Н.А. Римского-Корсакова, пятеро стали лауреатами, трое — дипломантами. Естественно, что это высокое качество исполнения они демонстрируют и в оркестре. В музыкальной школе у воспитанников Роора оценка «четыре» считается неудачей.

Несмотря на то что первые пять лет в арсенале начинающих музыкантов были лишь старые инструменты, собранные Александром Роором на чердаках и дачах у друзей юности, первый успех пришел к ребятам неожиданно быстро. Уже через год после начала занятий оркестр принял участие во всероссийской акции «Антитеррор», а еще через полгода выступал в детском приюте, школах, где учатся оркестранты, в детских домах, расположенных в близлежащих районах.

Юные музыканты стремительно обрели статус «звезд» среди сверстников. Художественный руководитель, дирижер, педагог и музыкант оркестра Александр Роор добился впечатляющих результатов благодаря авторской методике и искренней любви к воспитанникам.

Дорогу осилит идущий

Если с обучением детей музыке все складывалось успешно, то с приобретением инструментов — просто беда. Помог случай, а может, провидение. Оркестру детского дома посчастливилось встретиться с директором Евангелической академии Мюльхайма-на-Руре из Германии доктором Дитером Бахом, который часто бывал в Пскове, реализуя новые социальные проекты. В их числе и Псковский детский дом.

Немецкий пастор оказался не просто человеком с добрым сердцем, но еще и редким ценителем музыки. Концерт детдомовцев, вдохновенно игравших на убогих инструментах, не оставил господина Баха равнодушным. Он посоветовал художественному руководителю оркестра обратиться за помощью в немецкий благотворительный фонд господина Шмитца. Увы, первое обращение цели не достигло. Зато после личной встречи оркестрантов и влиятельного поклонника позитивные изменения не заставили себя ждать.

Впечатление, произведенное юными музыкантами на самого Шмитца, оказалось настолько сильным, что всего за полчаса программы прагматичный меценат превратился в страстного поклонника оркестра. Вскоре этот благотворительный фонд выделил 10 тыс. евро для духового оркестра «Геликон». Правление фонда, оказывающего финансовую поддержку социальным проектам и малому бизнесу, сделало исключение из правил. Ведь духовой оркестр детей-сирот — тоже в своем роде явление уникальное.

nadegdu6Так, в 2008 году перед гастролями в Германию появились первые пять труб фирмы «Ямаха», заказанные по каталогу. Об инструментах такого класса многие профессиональные музыканты могли только мечтать! Юные артисты быстро ощутили разницу. Ранее клавишный инструмент этой же фирмы ребятам подарили шефы из Федеральной службы безопасности. Словом, жизнь стала налаживаться. Впереди оркестр ждала поездка в Германию и возможность самим заработать на новые инструменты.

По словам Александра Петровича, тогда время для гастролей было не самое удачное. После драматических событий в Южной Осетии вся Европа ощетинилась на Россию, слова «Россия» и «русский» действовали на жителей Европы, как красная тряпка на быка. Но оркестру из Псковского детского дома удалось изменить ситуацию и стать посланником мира. «Геликон» принял участие в церемониале, посвященном жертвам фашизма — славянским народам, угнанным в Германию.

Русские сироты, проникновенно сыгравшие у мемориала популярное адажио Томасо Альбинони, сами получили нравственный урок и преподали его европейцам. Кроме того, за десять концертов, данных в разных городах Германии, у юных псковичей появилось много друзей и поклонников. Закономерно, что вскоре последовало новое приглашение. На этот раз — выступить в консульстве РФ в Бонне и на других площадках Германии.

Он слышит мелодии грядущих трубачей

Духовой оркестр детского дома уже с исполнения первых маршей стал предметом гордости и надежды не только педагогического коллектива и его питомцев. Этот перспективный инновационный проект показал пример всей России, как можно решить проблему социальной адаптации подопечных детских домов, вовлечь детей-сирот в активную «взрослую» жизнь. Кроме того, оркестр превратился в кузницу кадров. Среди его многочисленных воспитанников уже есть студенты консерваторий, музыкальных специализаций областного колледжа искусств и те, которые выбрали другие профессии, но музыка стала их жизненной потребностью.

Сегодня в послужном списке оркестра — многочисленные победы в фестивалях-смотрах разных уровней, Гран-при III Всероссийского фестиваля «Я вхожу в мир искусств». Оркестр успешно гастролирует в России и за рубежом, участвует в благотворительных акциях. Словом, испытание медными трубами прошло успешно, и популярность коллектива растет из года в год. Каждое выступление любимцев публики в Пскове собирает полные залы, и в числе зрителей — выпускники оркестра прошлых лет.

Музыка многому их научила, помогла им сделаться лучше, умнее, добрее. В свою очередь, благодаря талантливым музыкантам оркестр духовой музыки «Геликон» за короткое время стал одним из ярких брендов Пскова и региона.

А что дальше? Дети растут быстро. Скоро первые молодые специалисты с дипломами консерватории и других престижных вузов вернутся в родной город. Но жить как все — без музыки или посещая концерты симфонического оркестра раз в месяц — будущие музыканты, бухгалтеры, менеджеры, инженеры, полицейские уже не смогут. Они в душе музыканты, для них жить — значит играть. Кроме того, среди выпускников детского дома, прошедших воспитание оркестром, есть те, кому тяжелое детство нанесло незаживающие душевные раны.

nadegdu7Травмированная психика, проблемная генетика грозят им бедой вне стен той системы поддержки, которую обеспечивали детский дом и оркестр. Для большинства парней и девушек с непростой судьбой духовой оркестр — спасение. Хотя этот островок психологического комфорта и безопасности мог бы стать еще и местом любимой работы, общения с друзьями. Со временем бывшие детдомовцы создадут семьи, и их дети тоже будут расти под музыку, приобщаться к доброму, вечному.

История этого музыкального коллектива наглядно демонстрирует: все дети созданы для счастья, и «цветы жизни» расцветают от любви. А определение «трудные дети» придумали взрослые, чтобы найти оправдание своей несостоятельности. Даже сегодняшнего творческого потенциала коллектива хватит на несколько десятков лет. Тем более что теперь среди воспитанников оркестра есть те, кто хочет и умеет играть, и те, кто сможет коллективом управлять. Ему давно тесно в маленькой репетиционной комнате детского дома.

Неудивительно, что Александр Роор постоянно ищет поддержки среди руководителей города и региона, чтобы придать «Геликону» статус муниципального духового оркестра, куда выпускники, кем бы они ни стали, могли приходить после работы, чтобы поиграть для себя и публики. Этой надеждой живут все «геликоновцы» и многочисленные поклонники оркестра. Он уникален. Второго такого не возникнет!

Надо ли говорить, что на Псковской земле, где в 2019 году готовятся принимать многочисленных гостей Международных Ганзейских дней, где активно развивается событийный туризм, проводятся десятки праздников, фестивалей, классный молодой духовой оркестр, исполняющий современную музыку и классику, без работы не останется.