Частные клиники и кризис

chast«БОСС» в помощь | Медицинский бизнес
Текст | Максим НЕСТЕРЕНКО, пластический хирург

Сильный удар кризиса пришелся по всем сферам жизни общества. Все больше компаний уходит с рынка, все больше людей уезжает из России насовсем. Как в этой ситуации быть тем, чей бизнес за 25 лет так и не смог свободно прижиться в рыночном пространстве, — владельцам частных медицинских клиник?

Потребление медицинских услуг в стране активно сокращается. Так, объем и суммы трат на лекарства у россиян неуклонно падают уже больше года. Многие медицинские клиники, которые не так давно успели открыться, сегодня вынуждены сворачивать свою деятельность. Почему кризис так ощутимо ударил именно по этой отрасли?

Передел собственности.

Когда пирог уменьшается, от него пытаются оторвать все бóльшие куски. Ни для кого не секрет, что частная медицина в России всегда очень крепко связана с государственной. Из-за нее частный сектор так и не смог расцвести.

Ныне приемы, используемые государственными структурами, вынуждают посетителей многих российских больниц в дальнейшем получать частные медицинские услуги строго в определенных кабинетах.

Общее снижение потребления.

Потребление населения снижается по всем фронтам. Исключением становятся лишь отдельные случайные отрасли. Увы, этот фактор послужил основой для возникновения всех остальных.

Низкий приоритет медицины в потребительской корзине россиян.

К сожалению, здоровье — это то, на чем принято экономить. Об этом говорит все — от структуры государственного бюджета до ежемесячных расходов россиян. В условиях сокращающихся зарплат и растущих цен средний российский гражданин скорее откажется от плановой операции, чем от кредита на автомобиль или отдыха за рубежом.

Как мы видим, ситуация действительно непростая. Есть ли на сегодняшний день из нее выход? Безусловно, есть.

1. Выстраивайте отношения с государственными структурами.

Наверняка вы смогли стать собственником этого бизнеса только потому, что имели возможность получить лицензию.

В медицине как нигде работает сарафанный маркетинг. Попробуйте сделать так, чтобы врачи сами рекомендовали ваш сервис. Не потому что заинтересованы, но вполне искренне. Пусть ваш сервис действительно станет таким, чтобы превзойти ожидания.

2. Делайте ставку на качество.

Честность — лучшая политика. В российской медицинской среде выживают те, кто предлагает наилучшее обслуживание.

Как бы хорошо вашу клинику ни рекламировали социальные сети и афиши на улицах города, роль личных рекомендаций они все равно не смогут перекрыть.

Большая ошибка — убежденность многих пользователей в том, что наличие единственной частной клиники в пределах определенной локации автоматически гарантирует успех.

Нельзя забывать: в государственных больницах всегда есть очень сильные специалисты, а доверие к ним в российском обществе по-прежнему выше. Обойти их можно лишь благодаря исключительному качеству обслуживания и превосхождению ожиданий клиентов.

3. Правильно оценивайте свою аудиторию.

Не секрет, что российские частные клиники в первую очередь ориентированы на состоятельных потребителей услуг. В кризис это правило никто не отменяет. Более того: социальное расслоение в период кризиса последних двух лет растет как никогда. Как итог, в число ваших потенциальных клиентов попадают порой даже более широкие слои населения.

Следует учесть и тот фактор, что в связи с падением курса национальной валюты многие россияне больше не в силах позволить себе лечение за границей. Обилие специалистов и доступность оборудования помогут вам обеспечить им схожие условия лечения за суммы в более привычных материальных единицах.

4. Понятная ценовая политика.

Один из ключевых страхов россиян перед частной медициной — уверенность в том, что вместо обозначенной проблемы им навязчиво предложат вылечить множество других.

На фоне текущего сокращения количества медицинских работников довольно широкие слои населения попросту теряют доступ к медицинской помощи, оказываемой государством. Если вы предлагаете диагностику, амбулаторное лечение или консультативные услуги, цена на них должна быть предельно ясной и прозрачной.

5. Предлагайте наиболее проблемоутоляющие услуги.

Любой врач знает: самые хорошие деньги можно получить за устранение самых неприятных проблем со здоровьем — геморрой и другие заболевания прямой кишки, хирургически поправимые нарушения зрения, травматология, исправление перегородки носа, стоматология, простатит.

В кризис стоит максимально сужать свой вектор к этим заболеваниям.

6. Лечение заболеваний, так или иначе связанных с кризисом.

chast2В России не так развита практика психотерапии. В первую очередь из-за особенностей культуры потребления у населения.

Однако наркологические процедуры в кризис актуальны как никогда. Кодирование и вывод из запоя помогают выйти из кризиса не только вашим клиентам, но и вашему бизнесу.

Важно помнить: любой кризис не вечен. Многие компании, в том числе крупные, будут постепенно уходить с рынка, освобождая тем самым место для развития другим.