Бремя долга

На прошедшей в апреле научной конференции в ВШЭ ведущие российские экономисты (правительственные и околоправительственные) обсуждали бюджетную дилемму: сокращать расходы или увеличивать долг?

Тренд прошлых почти 18 лет, прошедших с шокового 1998 года, — не брать в долг. Значит, сокращать расходы? По многим позициям это сделать невозможно.

Сократить оборонные расходы трудно, так как амбиции страны на международной арене велики. Амбиции должны получать поддержку за счет точечных военных операций. А это деньги, и немалые. Что сделать реально, так это повысить эффективность оборонных расходов за счет развития конкуренции в оборонном секторе. Хотя такой подход требует реструктуризации оборонного комплекса, развития в нем конкурентных начал. Быстро это осуществить проблематично.

Сократить социальные расходы тоже трудно: вряд ли имело смысл в прошлые годы делать бюджетников (учителей, врачей) людьми среднего класса, чтобы теперь опять вернуть по уровню доходов и качеству жизни в 90-е годы. Часть работников бюджетной сферы можно и нужно сократить, но с поддержкой в перепрофилировании.

На что следует сокращать расходы, так это на аппарат управления. Структур управления слишком много: их необходимо объединять и оптимизировать. Подобный процесс уже идет, но темп его неплохо бы повысить.

Однако в целом бюджетная политика сегодня, в условиях кризиса, должна исходить из принципа неухудшения условий для бюджетников. Следовательно, тренд на отказ от заимствований должен быть изменен. Единственный выход в нынешней ситуации — увеличение долгового бремени. Экономического и социального вреда от падения финансирования будет больше, чем пользы от долговой невинности.