Закон в агрегатном состоянии

БОСС-политика | Законопроекты
Текст | Сергей ПЕТРОВ

Советник президента Герман Клименко раскритиковал законопроект об интернет-агрегаторах.

Генеральный директор MOYO TV Андрей Холодный замечает, что лучший регулятор рынка — это сам рынок. Сама идея защиты прав потребителей хороша. Но то, что предлагает закон, не решает проблему, хотя накладывает лишние обременения на агрегатора и, как следствие, повышает его затраты. Плюс ко всему крупнейшие агрегаторы — это не только Яндекс.Маркет, но и Аliexpress, eBay, JD. Они, видимо, не попадают под этот закон, что создает неравенство участников рынка. На самом деле, если посмотреть на упомянутые иностранные ресурсы, они делают для защиты клиентов гораздо больше, чем предполагает закон.

Директор по продуктам торговой онлайн-площадки ToBox Денис Пономарев уверен, что в текущей экономической ситуации «наступление» интернета неизбежно, так как офлайн-продажи постоянно дорожают, что сказывается на самом главном — на конечной стоимости товара. А в кризис покупатели начинают задумываться о стоимости приобретаемых вещей. Соответственно, онлайн-покупки сейчас несколько предпочтительнее офлайна.

«Поэтому инициатива о регулировании интернет-агрегаторов правильная, однако, как это часто бывает, рассмотрена однобоко, — считает эксперт. — Ведь самое простое в данной ситуации — сделать ответственными за продажу всех участников процесса». На его взгляд, критика данного законопроекта абсолютно обоснованна.

«Можно привести в пример, — отмечает он, — работу любого торгового центра, который предоставляет площади для функционирования, допустим, ресторана. Заключаются все необходимые договоры, все работает, но по стечению обстоятельств посетитель ресторана в нем отравился. И возникает вопрос: нужно наказывать ресторан или же сразу закрыть торговый центр со всеми его арендатора- ми, ресторан и его поставщиков? Второй вариант весьма прост и удобен, хотя в таком случае останутся ли у нас торговые центры и поставщики?»

Исполнительный директор HEADS Consulting Никита Куликов полагает, что интернет-агрегаторы, хоть в сфере ритейла, хоть в сфере услуг, — это давно сформировавшийся отдельный вид бизнеса, который к тому же крайне востребован многими пользователями Сети. Тем не менее подходить к ним как к обособленным единицам, которые ведут деятельность по реализации товаров, нельзя.

Как правило, интернет-агрегаторы — это рекомендательные или справочные сервисы, не производящие собственного контента, которые предоставляют многим «ленивым» пользователям Сети максимально доступную информацию по отдельно выбранным категориям. Это, несомненно, с одной стороны, облегчает поиск, а с другой, позволяет продвигать те продукты и услуги, которые интересны владельцам агрегаторов (к примеру, в качестве рекламных кампаний).

Таким образом, требовать от них достоверности сведений невозможно, так как они выступают просто рекламной площадкой, и перекладывать на них ответственность за продавцов также нелогично.

Евгений Карюк, исполнительный директор компании «Биплан», считает, что законопроект сыроват и не учитывает некоторых нюансов: какую информацию следует размещать на агрегаторах и в чем выражается ответственность площадок перед покупателем.

Документ, отмечает Карюк, уже несколько раз подвергался правкам и изменениям, но так и не обзавелся финальной версией. На взгляд эксперта, применять аналогичные правила к агрегаторам и магазинам неправильно. Перед ними стоят совершенно разные задачи, а следовательно, и требования должны отличаться. Со стороны ситуация выглядит так, как будто ритейлеры хотят разделить с кем-то свою ответственность перед покупателем.