Александр ТРУХМАНОВ: в условиях кризиса самое главное — развиваться

БОСС-профессия | Босс номера
Текст Дмитрий | АЛЕКСАНДРОВ
Фото | Илья МОРДВИНКИН

Александр Трухманов, создатель и руководитель Клиник доктора Трухманова в городе Энгельсе Саратовской области и депутат городского собрания, убежден, что решение проблем каждого муниципалитета и региона — в руках самих жителей, бизнеса и властей этих муниципалитета и региона.

Он уверен, что главный инструмент решения как экономических, так и социальных проблем территорий — эффективное государственно-частное партнерство, предусматривающее включение бизнеса в общественно значимые программы.

Особенно важно, по мнению Александра Валерьевича, использовать такой подход в здравоохранении, которое очень страдает в условиях кризиса.

Опасные симптомы

Александр Валерьевич, недавно состоялась знаковая встреча президента Владимира Владимировича Путина и министра здравоохранения Вероники Игоревны Скворцовой. Это, на ваш взгляд, свидетельство внимания к проблемам здравоохранения на самом высоком уровне?

— Безусловно. И, надеюсь, это внимание поможет решению острых проблем здравоохранения. Одна из них, несомненно, это кадровый резерв в здравоохранении. Его потенциал, а главное — уровень профессионализма. Необходимо совершенствовать и повышать непрерывно этот показатель в целом по стране и на местах особенно. А ведь это реально. То финансирование, которое выделяется даже на сегодняшний день сектору здравоохранения, способно поддерживать на должном уровне совершенствование профессионального обучения врачебного состава в каждом регионе. Вопрос только в контроле расходования этих средств. Более того, и оснащение, и дальнейшее техническое содержание дорогостоящего медицинского оборудования в государственных ЛПУ также реально в рамках того финансирования, которое предоставляется государственным учреждениям для развития. Требуется, на мой взгляд, лишь контроль. Причем контроль на всех уровнях власти.

Другая проблема в здравоохранении, как уже отмечалось многими моими коллегами в СМИ, — это рост платных медицинских услуг в государственных ЛПУ, что создает серьезный демпинг цен негосударственных учреждений здравоохранения и ведет к монополии цен государственных ЛПУ, а это неверно. Государственные больницы, поликлиники и т.д. созданы государством именно для бесплатного лечения наших граждан, и для этого государство финансирует эти учреждения в колоссальных объемах. «Не может быть ничего такого уничтожено в системе здравоохранения, что является обязательным для оказания бесплатной медицинской помощи, которая предусмотрена Конституцией Российской Федерации», — сказал В.В. Путин на форуме Общероссийского национального фронта, посвященном здравоохранению.

«Если такие действия совершаются, то они незаконны и требуют быстрой и эффективной реакции со стороны соответствующих федеральных либо региональных структур», — продолжил российский президент.

Без ГЧП не обойтись

Можно ли сказать, что государственная медицина сегодня не справляется?

— Именно так и нужно говорить. Должной ответственности, которая была в государственной медицине в советское время, сейчас нет. Есть стандарты Минздрава, но контроля за их соблюдением недостаточно, их научились обходить: формально требования выполняются, а фактически обследования проводятся не с целью понять состояние пациента, а с целью минимизировать свои усилия.

В государственной системе здравоохранения отсутствует рыночная мотивация работать качественно. Ведь в том, чтобы пациент получил качественное лечение, чтобы обратился к докторам клиники еще раз, чтобы порекомендовал ее своим знакомым, государственные ЛПУ в отличие от частных не заинтересованы. Они не зависят от денег пациентов — их финансирует государство, к тому же часто они занимают монополистическое положение в сфере медицинских услуг.

Все это размывает ответственность. Ныне врач в государственной клинике подконтролен фактически лишь своей совести.

С преступной безответственностью в медицине следует бороться и административными мерами, и с помощью развития экономической мотивации: сочетанием этих двух способов.

Уверен, что развитие национальной системы здравоохранения — это прежде всего государственно-частное партнерство. Нужно больше доверять бизнесу, в том числе доверять ему работу по ОМС. Сегодня допуск частных клиник в ОМС в большинстве регионов страны происходит с огромным трудом.

Уведомления частных медицинских организаций о включении в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, принимаются — в силу федерального законодательства. В территориальную программу государственных гарантий частные клиники включают, однако объемов медицинской помощи в системе ОМС не дают или выделяют мизер.

Причем объемы предоставляются по низким тарифам, объективно не покрывающим расходов, которые несет частная медицинская организация в процессе оказания медицинской помощи.

Как выровнять положение государственной и частной медицины в системе здравоохранения?

— Это «выравнивание» обусловлено федеральным законодательством. Любое медицинское учреждение независимо от формы собственности подчиняется только одной законодательной системе здравоохранения, любое медицинское учреждение действует на основании одних и тех же федеральных законов, указов, приказов. И контролирующие органы едины для государственных и частных ЛПУ. Единственное, что разнит, — финансирование.

Я считаю, в первую очередь необходимо добиться осознания чиновников, особенно местных, что медицинские организации, как государственные, так и частные, имеют по законодательству о здравоохранении одинаковые права и обязанности. Следовательно, нужно дать возможность гражданам в полной мере реализовать свое право на выбор медицинской организации и врача.

Для этого следует предоставить шанс негосударственным медицинским организациям для участия в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам.

Главное — доступность помощи

Каковы, на ваш взгляд, должны быть приоритеты развития национальной системы здравоохранения?

— Прежде всего повышение качества медицинской помощи за счет увеличения доступности как первичной медико-санитарной помощи, так и специализированной, в том числе и высокотехнологичной помощи для всех категорий граждан вне зависимости от места их проживания, будь то житель мегаполиса или отдаленного села.

Кроме того, дальнейшее совершенствование системы профилактики и ранней диагностики социально значимых заболеваний, что, безусловно, приведет и к увеличению продолжительности жизни, и к снижению затрат на лечение и реабилитацию. Ведь всем известный постулат «заболевание проще предотвратить, чем лечить его» по-прежнему остается актуальным.

Наконец, требуется более активное внедрение передовых медицинских технологий в повседневную жизнь, возрождение отечественной фундаментальной медицины, для чего, безусловно, необходима финансовая поддержка государства. А также дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, приведение всех нормативных документов в соответствие друг другу как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Трудности развития

Как сказывается кризис на медицинском бизнесе?

— В декабре-январе была очень трудная ситуация. Я общаюсь с бизнесменами, знаю ситуацию на предприятиях — падение составило порядка 50%. Позднее происходило выравнивание положения. Сейчас экономика постепенно оживает, а с ее оживлением улучшается и ситуация в медицинском бизнесе.

Какие подходы вы применяли, чтобы адаптироваться к ситуации?

— С одной стороны, мы оптимизируем бизнес. Ведь, как верно заметил президент страны, в кризис всем нужно быть спринтерами.

С другой, работаем на перспективу, используем сложившуюся ситуацию для расширения бизнеса. В начале марта ЛДЦ «Медэксперт» расширилась на 1800 м: там будут расположены большая современная лаборатория, КТ, рентген, урологическое отделение, дневной стационар. Плюс к этому есть стремление открыть филиалы детских клиник на селе.

Мой принцип — в условиях кризиса следует развиваться, как бы ни было трудно. Потому что кризис выдвигает уникальные возможности для создания задела на будущее.

Развиваться трудно. Но нужно. Именно в кризис открывается «второе дыхание» и новое видение проблем и горизонтов.

Социальная повестка для региональной власти

Какой вам представляется социальная ситуация в стране?

— Ситуация в целом контролируемая, хотя есть ряд опасных симптомов.

Во-первых, снизились доходы граждан и выросли их расходы.

Во-вторых, растет скрытая и открытая безработица.

В-третьих, снизились доступность и качество медицинских услуг.

По этим трем направлениям государству надо активно воздействовать на ситуацию, не допускать выхода ее из-под контроля. Активную роль должна играть региональная власть.

Каковы пути решения социальных проблем Саратовской области?

— Более активное участие государства в экономических процессах — через налоговую политику, политику льготной аренды нежилых помещений, находящихся в госсобственности, политику максимально открытых госзакупок. В отдельных случаях — и через прямые дотации.

Принципиально важно обеспечить использование потенциала частной медицины в решении социальных проблем регионов.

Какой, на ваш взгляд, должна быть антикризисная программа в регионе?

— Она должна включать поддержку как малого бизнеса (за счет льготной аренды помещений и упрощения налоговых и административных процедур, а также участия в госзакупках), так и поддержку крупных промышленных предприятий — налоговые льготы и дотации таким предприятиям. Кроме того, нужно поддерживать социальные стандарты: минимальный уровень доходов, занятость, в том числе с помощью общественных работ, уровень медицинской помощи.

А какой вы видите роль законодательного органа власти региона в выработке программы развития и контроле за ее выполнением?

— Законодательный орган — это собрание людей, выражающих чаяния всех слоев избирателей, при этом людей, способных в силу своей высокой квалификации воплотить эти чаяния в программные документы и законодательные акты.

Что общего между депутатами и докторами

Какова вообще роль депутатов в современных условиях?

— Современный депутатский корпус должен иметь высокий образовательный уровень, потому что законодательство нужно перерабатывать: законы оставляют желать лучшего. Депутаты должны быть доступны для избирателей круглые сутки.

Как доктора для пациентов?

— Да. Они для своих пациентов как доктора. И готовы решать проблемы своих избирателей — от подъезда, улицы до микрорайона и города в целом.

Ваша общественная деятельность простирается за пределы вашего округа в Энгельсе?

— Да, далеко за пределы. Например, мы вместе с Управлением ФСКН по Саратовской области взяли шефство над детским домом в Ровенском районе. Лечим там детей бесплатно, купили для него водонагреватели и телевизоры.

Я как врач, а затем как медицинский предприниматель всю жизнь работаю в социальной сфере, знаю проблемы всех слоев общества, имею опыт создания и реализации крупных проектов. И стараюсь эти свои знания и умения применить в общественной деятельности.

Кто должен прийти в депутатский корпус страны, обновляющийся в 2016– 2017 годах?

— Грамотные в широком смысле люди, думающие о своем регионе, понимающие, болеющие за дело сильные профессионалы. Ответственные граждане, знающие реальную экономику, разделяющие общегосударственные ценности. На мой взгляд, прежде всего сторонники нашей правящей партии — «Единой России», так как сегодня важны не политические баталии, а выбор практических решений. Законодательный орган с доминированием одной партии обеспечивает и возможность высказывания разных точек зрения, и конструктивную работу без политиканства и «перетягивания каната» в политических интересах.

Задача новых депутатов — поднимать регионы, вытаскивать их из долговой зависимости. Не надо ждать инвесторов: следует создавать бизнес-площадки для своих предпринимателей, поддерживать собственные компании. Помогать своим бизнесменам решать проблемы. В частности, содействовать сокращению долгов фермерских хозяйств, способствовать развитию местных кадров в сельских районах области.

К примеру, в Дергачи приезжают работники из Воронежа, так как местные, чего греха таить, пьют. Но можно же решить этот вопрос на местном уровне, оздоровить социальную обстановку: люди не враги себе, они готовы будут измениться, если на них не станут ставить крест, а помогут справиться с проблемами.

На многих сельскохозяйственных предприятиях в регионе работают корейцы. Почему не местные кадры? Потому что проще взять готовое, чем обучать своих. Однако мы должны понимать, что такой подход не на перспективу. Это сиюминутное решение, которое лишь усугубит проблемы. А нам требуются системные решения — и в здравоохранении, и в социальной сфере, и в сфере экономики. Такие решения предстоит выработать людям, знающим, как работает экономика и чем живет общество.


Трухманов Александр Валерьевич, генеральный директор ООО «Стоматология доктора Трухманова», ООО «Клиника педиатрии и детской стоматологии доктора Трухманова», ООО «ЛДЦ “МЕДЭКСПЕРТ”», ООО «Клиника педиатрии доктора Трухманова ЛОР+». Председатель комиссии по законодательной деятельности СРО «Объединение медицинских учреждений Поволжья».

Родился 28 сентября 1970 года в селе Долина Федоровского района Саратовской области. Окончил общеобразовательную школу №16 города Энгельса в 1987 году и в этом же году начал свою трудовую деятельность в Стоматологической поликлинике №1 в должности санитара ортопедического отделения. В последующем был назначен на должность зубного техника, а затем зубного врача в детском отделении Стоматологической поликлиники №1. Долгое время работал в должности зубного врача ортопедического отделения в ЛПО №2 городской стоматологической поликлиники.

В 2011 году окончил ФГОУ ВПО «Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина» по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Член партии «Единая Россия». Член Энгельсского отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».

Депутат Энгельсского городского совета депутатов. Заместитель главы города Энгельса.