Генератор роста

БОСС-политика | Президентские/Правительственные программы
Текст | Сергей ПЕТРОВ

Дмитрий Медведев на совещании в Твери назвал машиностроение точкой роста российской экономики.

Александр Федeров из «Деловой России » замечает: «Если судить по месту, где это заявил Медведев, то машиностроение действительно становится точкой роста. В первую очередь для предприятий, способных выпускать продукцию двойного назначения. Особенность российского машиностроения в настоящее время в том, что стартовать почти с нулевой точки — в любом случае рост».

Если государство поможет с внешнеторговыми контрактами для предприятий отрасли, в тот же Египет и другие страны Ближнего Востока и Латинской Америки, то машиностроение станет точкой бурного роста, считает Федеров.

Генеральный директор Консалтингового агентства «Мастерпланс» Николай Журавлев отмечает, что, безусловно, не все машиностроение, но тем не менее стало локомотивом. Спад продолжается в машиностроительных производствах, продукция которых приобреталась за счет распределения нефтяных доходов — типа производства железнодорожных вагонов. «Не стало этих доходов — спрос сразу схлопнулся», — сетует эксперт.

«А вот один из наших клиентов — завод пресс-форм «Калужский» — не в силах обслужить весь поток заказов, который свалился на него с начала 2015 года. Он мог конкурировать с китайцами только за счет в четыре раза более короткого срока выполнения заказа, а по цене значительно проигрывал. После девальвации рубля китайцы утратили это преимущество. И теперь — кому захочется платить больше, ждать дольше, да еще и рисковать, у китайцев качество — это лотерея. Иногда может повезти, иногда — нет». А после проблемы с Турцией и транзитных сложностей с Украиной с рынка вылетели турецкие конкуренты, напоминает Журавлев.

Автомобильный эксперт Алексей Тузов отмечает, что уровень рентабельности машиностроительных предприятий крайне низок, количество же убыточных предприятий достигает 60% по отрасли в целом. «Официально износ производственных мощностей в машиностроении составляет около 45–55%. Реально — до 80%. Лишь 20% современного парка оборудования на производствах более или менее отвечают мировым стандартам, если не учитывать те предприятия, которые работают сегодня в России, однако построены западными компаниями».

Заводы, построенные иностранными компаниями, действительно отличаются новой техникой, но поскольку основную прибыль они приносят вовсе не в российский бюджет, а своим непосредственным владельцам, то говорить о том, что машиностроение уже стало точкой роста экономики РФ, преждевременно.

Руководитель MBA и программ бизнес-образования ИОМ РАНХиГС Олег Филиппов убежден, что на настоящий момент гражданское машиностроение и станкостроение — отрасли, испытывающие максимальный груз кризиса и санкций. Ситуация в ближайшей перспективе не изменится, а оборудование отрасли продолжит стареть.

«Однако, возможно, есть и позитивные исключения в отрасли, о чем говорит Дмитрий Медведев, — отмечает Филиппов. — Нарастание напряженности в мире в связи с военными конфликтами способствовало росту военных заказов и некоторому улучшению ситуации на ряде машиностроительных предприятий ВПК. Утверждать при этом о подъеме отечественного машиностроения в целом и тем более о росте российской экономики рано, к тому же надежды на импортозамещение до сих пор не оправдались».

Генеральный директор Cognitive Technologies Андрей Черногоров считает, что, безусловно, машиностроение сегодня становится точкой роста для экономики, генератором новых прорывных технологий и идей, которые будут влиять на развитие этой и смежных отраслей на десятилетия вперед.