Олег БОЧАРОВ: ни на копейку не снижен объем финансовой поддержки малого бизнеса

БОСС-политика | Поддержка бизнеса
Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ

Руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы — министр Правительства Москвы — об основных направлениях финансовой поддержки малого бизнеса.

В 2015 году Правительство Москвы выделило более 2 млрд рублей на программу развития малого и среднего бизнеса в городе, почти миллион направлен на компенсацию малым предприятиям процентных ставок по кредитам.

По словам Олега Бочарова, в ушедшем году апробирована новая система субсидирования процентной ставки с привлечением экспертизы банков. Она позволила значительно расширить круг получателей и поддержать производственные сферы бизнеса.

Бочаров отмечает, что в рамках принятого Мосгордумой бюджета ни на одну копейку не снижен объем всей той финансовой поддержки, которая предоставлялась ранее. Департамент изменил схему предоставления субсидий предпринимателям, включив в нее банки.

«Мы увидели, что система той поддержки, которую департамент проводил в последние годы, привела к тому, что родился определенный класс посредников, для которых консультации и помощь в получении субсидий стали сами по себе видом профессиональной деятельности, — рассказал Олег Бочаров. — Кроме того, заявителям приходилось отказывать из-за того, что в заявках кандидаты нередко указывали заниженные зарплаты, не соответствующие рынку, а такие структуры уже сами по себе не могут являться получателями денег. В ряде случаев экспертные комиссии столкнулись с недобросовестными схемами».

Большое значение в системе поддержки, по словам главы столичного департамента, имеет Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса (Мосгарантфонд), который выдает поручительства по банковским кредитам и банковским гарантиям. «Эффективность фонда такова, что 1 рубль бюджетных средств приносит малым предприятиям еще около 9 рублей финансирования», — уточнил Бочаров.

С фондом сотрудничает более полусотни банков-партнеров, предприниматель может обратиться в любой из них по своему выбору. «Если банк принимает положительное решение, но у компании недостаточно собственного залогового обеспечения, банк направляет электронную заявку на поручительство в фонд. Решение о поручительстве принимается в срок до трех дней, после чего заключается трехсторонний договор и банк предоставляет финансирование».

Положения ФЗ-44 устранили рынок серых гарантий, сделали систему более прозрачной и открытой. Предприниматели стали чаще использовать поручительства фонда, чтобы привлечь банковские гарантии, необходимые в процедурах госзаказа.

По словам Бочарова, количество заявок на поручительства по банковским гарантиям от участников госзаказа ежегодно увеличивается. В 2014 году 41% заявок поступил от производственных и строительных компаний. Для производственных компаний, особенно высокотехнологичных, фонд предоставляет льготные условия, а для участников госзаказа снизил в 2014 году ставку вознаграждения по поручительствам по банковским гарантиям с 1,75 до 0,75%. По данным аналитиков Мосгарантфонда, львиную долю банковских гарантий предприниматели оформляли для участия в госзаказе. 

В публикации использованы материалы круглого стола ДНПП и МТПП «Деньги малого бизнеса», а также материалы портала ДНПП города Москвы.


Помощь малому бизнесу в Москве: финансовая поддержка 

  • Субсидии на возмещение процентов по кредиту.
  • Субсидии на возмещение части затрат, связанных с оснащением и функционированием центров молодежного инновационного творчества.
  •  Фонд содействия кредитованию малого бизнеса в Москве.
  •  Фонд содействия развитию микрофинансовой деятельности.

Помощь малому бизнесу в Москве: реестры МСП

Органы исполнительной власти города Москвы при определении отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства для целей оказания государственной поддержки должны руководствоваться информацией, публично представляемой Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, об отнесении хозяйствующих субъектов к категории микропредприятий, малых и средних предприятий, открыто публикуемой на сайте держателя Реестра dnpp.mos.ru. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Законом города Москвы от 26 ноября 2008 года №60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве» и постановлением Правительства Москвы от 8 декабря 2009 года №1338-ПП «О функционировании Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы» на территории города Москвы добровольное внесение претендента на поддержку в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы является подтверждением соответствия данного претендента условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.


Помощь малому бизнесу в Москве: льготы по аренде нежилых помещений

Размер льготной ставки: 3500 рублей/м.кв.

Кому предоставляется?

С 01.01.2014 вступил в действие новый порядок, согласно которому льгота предоставляется:

  • малым предприятиям, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов; 
  • малым предприятиям, арендующим объекты нежилого фонда площадью свыше 300 кв.м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, осуществляющим следующую деятельность:
  • Здравоохранение
  • Социальное питание2
  • Культура
  • Используют труд инвалидов3
  • Образование
  • Бытовое обслуживание
  • Производство
  • Торговля1
  • Физическая культура и спорт 
  • Ремесленная деятельность

1 При условии получения статуса социального магазина в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 28.05.2002 №399-ПП.

2 При условии прохождения аккредитации в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 17.08.2004 №568-ПП.

3 При условии, что среднесписочная численность инвалидов за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%.

Условия:

  • Заключение отраслевого органа исполнительной власти города Москвы о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки. 
  • Принятие Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства решения о предоставлении имущественной поддержки. 

Помощь малому бизнесу в Москве: штаб по защите бизнеса

Штаб — это:

  • защита прав предпринимателей;
  • помощь инвесторам;
  • устранение административных барьеров;
  • развитие конкуренции;
  • действенные законы;
  • благоприятный инвестиционный климат.

В составе штаба — руководители и заместители руководителей различных органов исполнительной власти Москвы. В круг полномочий штаба входит рассмотрение обращений предпринимателей, предложений председателя и участников штаба, органов государственной власти и городской власти Москвы, Аппарата полномочного представителя президента РФ в Центральном федеральном округе, органов местного самоуправления, общественных организаций, предпринимательских объединений и ассоциаций.

Штаб осуществляет прием обращений от предпринимателей в случаях:

  • нарушения прав и законных интересов предпринимателей в результате действий (бездействия) органов исполнительной власти города Москвы, при издании ненормативных правовых актов;
  • выявления административных барьеров при осуществлении инвестиционной и предпринимательской деятельности в городе Москве;
  • противоправного поглощения и завладения имущественными правами в городе Москве.

Александр БРЕЧАЛОВ: нужно активнее поддерживать малый бизнес

Секретарь Общественной палаты России, сопредседатель Центрального штаба ОНФ Александр Бречалов отмечает, что сегодня много говорится о поддержке малого бизнеса, хотя сделано для этого недостаточно. В условиях кризиса, считает Бречалов, малый бизнес может стать спасательным кругом для многих, однако для этого надо принять ряд конкрет ных решений по его поддержке: «В период кризиса при возможных сокращениях на предприятиях многие люди уйдут именно в малый бизнес. Но, чтобы этот механизм сработал, необходимы конкретные меры».

Для малого бизнеса и для микробизнеса, по его мнению, нужно снизить налоги до ставки обналичивания денежных средств: «Не будем притворяться, мы все прекрасно знаем, что обналичивание средств — это распространенная практика. У нас более 46% бизнеса в тени, его надо выводить в правовое поле. И это точно даст больше поступлений в бюджет, чем существующая фискальная модель».

«Президент уже неоднократно говорил: хватит кошмарить бизнес. Пора ввести мораторий на проверки, разумеется, кроме тех предприятий, чья деятельность касается здоровья и жизни граждан», — напомнил он. 

Комментарий предоставлен пресс-службой ОНФ