С третьей попытки

БОСС-политика  | Сюжет месяца/В России
Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ

Отставка Владимира Якунина рассматривается большинством экспертов как один из симптомов усиления позиций Дмитрия Медведева.

Августовская отставка президента ОАО ≪РЖД≫ Владимира Якунина — крупнейшая в команде Владимира Путина со времен ухода Владислава Суркова с поста вицпремьера и главы аппарата Правительства РФ в 2013 году. Впрочем, Сурков спустя несколько месяцев вернулся на властный Олимп: занял должность помощника президента по зарубежным ≪спецпроектам≫.

Сегодня он является ключевой фигурой в политике России на постсоветском пространстве и сопоставим по своему значению со сменившим его в конце 2011 год на посту куратора внутренней политики Вячеславом Володиным. Ждет ли столь же счастливая судьба Владимира Якунина, судить не беремся, однако пока он выдвигается на пост сенатора от Калининградской области.

Ходили слухи, что в верхней палате парламента Якунин займет высокий пост, но достаточно высоким для его уровня будет только пост главы российского сената, а в ближайшее время он вряд ли станет вакантным: кресло под Валентиной Матвиенко не качается. Она позитивно воспринимается политической элитой в качестве третьего лица в государстве.

По отдельным сведениям, для Якунина ≪готовится≫ должность первого заместителя председателя палаты, хотя другие источники утверждают, что Владимир Иванович будет рядовым сенатором.

 

Три года борьбы

По некоторым данным, непосредственной причиной отставки стала бескомпромиссная позиция по поводу снижения затрат ОАО ≪РЖД≫, занятая Якуниным на совещании с участием российского президента, которая вызвала резкое неудовольствие Путина.

Даже если так и было, указанная ситуация стала последней каплей для принятия решения. Владимир Иванович последние несколько лет своего десятилетнего ≪царствования≫ в ОАО ≪РЖД≫ находился под давлением — прежде всего со стороны Дмитрия Медведева и его соратников.

Вспомним странный инцидент двухлетней давности с якобы вышедшим постановлением правительства об отставке Якунина и назначении на его должность первого вице-президента компании Александра Мишарина. Мишарин уже успел принять поздравления, как выяснилось, что сообщение подложное, но явно выпущенное человеком из правительственного аппарата (он, кстати, либо так и не был найден, либо широкой публике о нахождении злоумышленника не сообщили).

На счастье Владимира Якунина, он в момент получения сообщения находился на совещании у Владимира Путина, пересказал президенту новость, только что появившуюся в СМИ, и Путин тут же перезвонил Медведеву, который заверил главу государства, что главу РЖД в отставку не отправлял.

Вторая попытка если не уволить, то поиграть на нервах Владимира Ивановича была предпринята спустя год. В Правительстве России контракт на продление полномочий Владимира Якунина в качестве главы ОАО ≪РЖД≫ вместо положенного месяца, по данным журналистов, пролежал целый квартал. Тем не менее документ в конце концов подписали — он действует до 2017 года. Его действие в августе этого года было прекращено досрочно.

В июне 2015 года Якунин получил контролера в лице вице-премьера Аркадия Дворковича, ставшего председателем совета директоров ОАО ≪РЖД≫. Дворкович, курирующий в числе прочего транспорт, — один из самых влиятельных представителей либеральной группы в российском правительстве, давно и последовательно критикующий практику управления в ОАО ≪РЖД≫. Было понятно, что сосуществование с критиком возможно лишь при очень высокой поддержке.

Такую поддержку Владимир Иванович, судя по всему, утратил. Кроме того, в последние месяцы резко поднялись акции на политическом рынке Дмитрия Медведева и его окружения. Напомним, Медведев идет первым номером в списке ≪Единой России≫ на думских выборах 2016 года, что, скорее всего, свидетельствует о том, что он останется премьером и в новом политическом цикле.

Вполне возможно, удаление Якунина сознательно было сделано для усиления Медведева.

 

Актив Медведева

На эту версию работает назначение новым президентом ОАО ≪РЖД≫ не первого вице-президента компании, бывшего губернатора Свердловской области Александра Мишарина, считавшегося кронпринцем, а первого заместителя министра транспорта Олега Белозерова, относящегося к чиновникам медведевской группы.

46-летний экономист Белозеров — член питерской команды, ранее работал в коммерческих организациях города на Неве.

В 2002 году возглавил Российскую топливную компанию. В 2004 году перешел в Минтранс на должность заместителя руководителя Федерального дорожного агентства. В том же году возглавил агентство. В 2009 году стал одним из заместителей министра транспорта, весной 2015 года — первым замом министра.

Белозеров имеет репутацию исполнительного чиновника. Даже если эта репутация и не вполне соответствует действительности, у него нет достаточного аппаратного веса, чтобы быть самостоятельным руководителем министерства. Скорее всего, он станет техническим исполнителем при идеологе Дворковиче. А это значит, что у Дмитрия Анатольевича появилась точка опоры в виде одной из естественных монополий. Б