Константин Петров: у нас многое получилось благодаря сильной команде профессионалов

Рубрика | Регистрационные услуги
Текст | Юрий КУЗЬМИН
Фото | ВТБ Регистратор

Генеральный директор одного из крупнейших регистраторов России — ВТБ Ре­ги­стра­тор — Константин Петров рассказывает о том, чем было вызвано введение новых правил ведения реестра акционеров, российском рынке регистраторских услуг и о том, какую роль играет на нем возглавляемая им компания.

— Константин Сергеевич, с прошлого года «прикрепление» к профессиональным регистраторам стало обязательным для всех акционерных обществ. Чем вызвана эта необходимость?
— Главная причина — то, что у большинства акционерных обществ ведение реестра как таковое с момента создания не осуществлялось. До­кументы, подтверждающие права акционеров, просто складывались в сейф, а часто даже не оформлялись должным образом. Это приводило к тому, что при внутрикорпоративном конфликте все могло быть представлено так, как необходимо акционеру, контролирующему оформление документов реестра. При этом права других акционеров могли либо быть ущемлены, либо вообще их присутствие в реестре не подтверждалось. В случае же рейдерского захвата компания и ее акционеры рисковали обнаружить совершенно иной реестр, и оспорить его впоследствии не всегда удавалось, так как документы, подготовленные рейдерами, в суде зачастую признавались более легитимными. Все это не лучшим образом проецировалось на инвестиционный климат в нашей стране. Таким образом, необходимость ведения всех реестров профессиональными реестродержателями, обладающими лицензией, стала очевидной.

— Что произошло за последние годы в жизни частного бизнеса, заставившее законодателей пойти на принятие соответствующего закона? Ведь жили же около 20 лет без требования ведения реестра со всех без исключения АО. Только крупные компании с сотнями и тысячами акционеров отдавали свой реестр профессиональным регистраторам.
— Дело в том, что процессы создания акционерных обществ, развитие фондового рынка, учетной системы и государственное регулирование этих процессов развивались параллельно. Чуть более 20 лет назад появилось наше законодательство, которое регулировало вопросы, связанные с акционерными обществами, и оно во многом было переписано с действующего на Западе. Но российские акционерные общества ставили новые вопросы перед инвесторами, учетной системой, регулятором, что требовало развивать законодательство с учетом российской специфики ведения бизнеса.
На самом деле все не произошло одномоментно в прошлом году. Этому предшествовали следующие шаги по наведению порядка в вопросах ведения реестра. В 2007 году приказом ФСФР было введено требование к акционерным обществам, ведущим реестр самостоятельно, иметь в своем штате аттестованного сотрудника. К сожалению, уже в 2008 году суд признал недействующим пункт приказа ФСФР, согласно которому на эмитентов, ведущих реестр акционеров самостоятельно, накладывалась обязанность иметь в штате работника, обладающего квалификационным аттестатом специалиста финансового рынка по ведению реестра владельцев ценных бумаг. В 2009 году в КОАП внесены изменения в части значительного увеличения штрафов за несоблюдение законодательства при ведении реестра акционеров и проведении корпоративных действий эмитентов. Эта мера серьезно повлияла на часть эмитентов, однако в целом у большинства акционерных обществ ничего не поменялось.
Со стороны региональных отделений ФСФР значительно усилился надзор за компаниями, ведущими реестр самостоятельно, но в крупных городах регулятор не успевал проверить огромное количество действующих акционерных обществ, и, соответственно, глобально проблема не решалась.
В 2013 году решение передать все акционерные общества в регистраторы казалось революционным, хотя сегодня можно отметить, что закон уже действует, учет прав акционеров организован регистраторами на должном уровне, и в целом наведен порядок в части ведения реестров в РФ.
— Чем ведение реестра профессионалами лучше для компаний малого и среднего бизнеса, нежели самостоятельное? Чем хуже — понятно: «лишние» оргмероприятия, необходимость дополнительного взаимодействия с регистратором, налоговой службой, другими госорганами при любом внесении изменений в реестр, да и просто лишние расходы, пусть и небольшие.
— Ну, во-первых, исходя из сказанного выше, это подтверждение прав акционеров не самой компанией, а профессиональным регистратором, имеющим лицензию и надежно хранящим эту информацию с соответствующим уровнем защиты и безопасности. Для инвесторов, кредиторов, государственных органов, судов это очень важный момент.
Во-вторых, ведение реестра — отдельный вид деятельности, требующий соответствующих знаний, программного обеспечения и материально-технических средств. В мире уже давно принято передавать непрофильные функции на аутсорсинг, и очевидно, что, кроме регистраторов, никто лучше и эффективнее не наладит работу по ведению реестров.
Регистраторы обладают всей необходимой инфраструктурой и имеют большой опыт в деятельности по ведению реестров и проведению корпоративных действий, который дает гарантию, что эмитент после передачи реестра специализированному регистратору защищен от возможных ошибок и нарушений в этой сфере.
Кроме того, деятельность регистратора застрахована, и он отвечает перед акционерами по всем возможным рискам на сумму страхового покрытия, чего не было при самостоятельном ведении реестра.
В ВТБ Регистраторе, в частности, действует также система мер по предотвращению мошеннических и других противоправных действий в отношении акционеров.
— Когда и как группа ВТБ решила прийти в сферу ведения реестров?
— Десять лет назад перед группой ВТБ встала задача выхода на IPO. Одним из важных вопросов являлось надежное и качественное регистраторское обслуживание эмитента и акционеров. В результате было принято решение войти в капитал одного из регистраторов и организовать его работу в соответствии с высокими требованиями группы ВТБ и акционеров банка. В 2006 году ВТБ стал акционером ЗАО «Центральный объединенный регистратор» (ЦОР), которое впоследствии и было переименовано в ЗАО ВТБ Регистратор.
— Как распределяются объемы деятельности и доходов ВТБ Регистратора по размерам обслуживаемого бизнеса? Много ли крупных и очень крупных компаний среди ваших клиентов?
— Сегодня мы обслуживаем более 8000 акционерных обществ. Крупные эмитенты ставят перед нами серьезные и сложные задачи, небольшие компании дают постоянный объем доходов. Работа по крупным компаниям имеет ярко выраженный сезонный характер, связанный с периодом проведения годовых собраний акционеров. Например, на годовых собраниях ВТБ после первого IPO присутствовало 80 работников регистратора, обеспечивающих регистрацию акционеров и подсчет голосов на собрании. В то же время один сотрудник регистратора может провести в день несколько собраний у небольших акционерных обществ. За счет ощутимого количества клиентов задачи и объемы внутри компании распределены достаточно органично, и сейчас нельзя сказать, дают ли нам основную работу крупные или мелкие компании. Этот факт находит отражение и в распределении доходов. Доходы от крупнейшего клиента не превышают 10% всей выручки регистратора, и с каждым годом этот показатель снижается. Сейчас мы обслуживаем достаточно большое число крупных клиентов.
Необходимо отметить, что насыщенная корпоративная жизнь ОАО Банк ВТБ существенно помогает нам, так как ВТБ Регистратор постоянно получает новые сложные задачи и требования своего крупнейшего эмитента, что способствует нашему динамичному развитию. Мы также гордимся тем, что ведение реестра доверили нам такие компании, как «Фортум», «АЛРОСА», Объ­е­ди­нен­ная ракетно-космическая корпорация, Рос­сель­хоз­банк, ВГТРК, Корпорация «Урал­ва­гон­за­вод», СМП Банк, компании группы «ТНС энерго», «Синергия».
— Какую деятельность вы проводите с целью привлечения и закрепления большого бизнеса среди своей клиентуры?
— Качество, надежность и технологичность обслуживания — это то, что сейчас требуют наши крупные клиенты. В последнее время среди наших приоритетов электронные сервисы для акционеров и эмитентов. Например, акционерам предоставлена возможность электронного голосования на собраниях, доступ в личный кабинет, смс-информирование. Эмитенты пользуются удаленным доступом с помощью программного комплекса «Зенит-Портал», который позволяет взаимодействовать с регистратором в режиме 24/7 по всем вопросам без личного присутствия представителей компании и значительно ускоряет и оптимизирует процессы. Крупные клиенты редко меняют реестродержателя, но это время от времени случается, поэтому мы должны всегда предоставлять услуги высочайшего качества, обеспечивать необходимый и достаточный уровень надежности и быть лидером в технологиях оказания регистраторских услуг.
И конечно, мы проводим большую работу по привлечению крупных клиентов, организуя презентации, встречи, конференции, семинары. Если мы доказываем на этих мероприятиях потенциальным клиентам свою компетентность и статус эксперта на рынке ценных бумаг, то при их решении о смене регистратора получаем больше шансов стать новым реестродержателем для таких компаний.
— Известно, что вы вышли на первое место среди профессиональных регистраторов. По каким критериям оно определяется?
— Здесь я бы отметил тот факт, что на регистраторском рынке нет глобального рейтинга, охватывающего всех регистраторов, поэтому говорить о первом месте можно только исходя из имеющейся информации о наших конкурентах. Конечно, мы считаем себя лидерами по количеству обслуживаемых эмитентов. По имеющимся у нас данным, ближайший к нам по количеству клиентов регистратор декларирует более 7000 эмитентов, в то время как нам уже более 8000 акционерных обществ доверили ведение реестра.
Аналогично и по региональному присутствию. Здесь ситуация динамична и менее очевидна, но то, что наша сеть одна из крупнейших, — это неоспоримый факт.
Помимо количественных характеристик мы уделяем большое внимание качеству обслуживания. Последнее исследование качества регистраторских услуг проводилось в 2012 году, и ВТБ Регистратор уверенно занял в нем второе место. Надеюсь, в ближайшем будущем мы увидим рейтинг, включающий всех специализированных регистраторов, и тогда можно будет наглядно оценить распределение мест в соответствии с последними показателями реестродержателей.
— В каких регионах вы присутствуете и намерены ли расширять региональную сеть?
— Наша региональная сеть представлена более чем 40 подразделениями по всей территории России. Сейчас мы, пожалуй, лидеры среди регистраторов и по этому показателю тоже. Тем не менее сеть продолжает расти, исходя уже из требований рынка. Где-то более слабые регистраторы сокращают свое присутствие, и мы, рассчитав целесообразность, открываем там филиал. Для обслуживания крупных эмитентов и акционеров мы также организуем новые офисы, например, для акционеров «АЛРОСЫ» открыто подразделение в городе Мирном, следующим будет филиал в Якутске.
— Какие еще ориентиры вы ставите себе на ближайшее будущее?
— Во-первых, это дальнейшее наращивание клиентской базы за счет привлечения крупных эмитентов. Во-вторых, повышение эффективности бизнеса и прибыльности компании. Мы в течение нескольких лет выплачиваем дивиденды своему акционеру и будем работать над их увеличением. Исходя из наших приоритетов, мы видим ориентир в максимальном переходе на электронные технологии и внедрении всех возможных запрашиваемых электронных сервисов для наших клиентов.
— Как вы лично пришли в вашей карьере к работе в качестве руководителя крупнейшего отечественного регистратора?
— Моя карьера в регистраторской сфере началась более 12 лет назад. Тогда я оформился на работу в один из регистраторов в качестве специалиста, и моей задачей было привлечение новых клиентов и расторжение договоров с теми, кто решил сменить регистратора. Целью моей работы являлось наращивание и удержание клиентской базы.
С тех пор мой интерес к работе с эмитентами только усилился: я успел поработать в группе компаний и увидеть все задачи и проблемы управления акционерным капиталом со стороны клиента. И, когда в 2006 году меня пригласили на должность заместителя директора в ЗАО «ЦОР», ныне ЗАО ВТБ Регистратор, я воспринял это как возможность реализовать свои знания, навыки и опыт, с одной стороны, а с другой стороны — как вызов, так как хотел построить и вывести в лидеры компанию-регистратор на уже поделенном высококонкурентном рынке.
В 2006 году мы начали работать коллективом в несколько человек, у нас был один филиал и чуть более 50 малодоходных региональных клиентов, и никто из конкурентов не верил в будущее новой компании. Сейчас уже можно сказать, что у нас многое получилось благодаря сильной команде профессионалов, которые поверили в ВТБ Ре­ги­стра­тор и поддержку нашего акционера — ОАО Банк ВТБ.