Архитектура должна вернуться в города
Рубрика | Главная тема
Текст | Екатерина ИВАНОВА
Строительный процесс в крупных российских городах идет стремительными темпами, несмотря на кризис и нехватку инвестиций. Вместе с тем стандарты безопасности, качество построек и их эстетическая составляющая отодвигаются на второй план, поскольку на первый план давно вышли скорость и экономия. Эксперты считают, что современные города нуждаются в качественном изменении подхода к строительству. Для повышения качества жизни в мегаполисах необходима грамотная архитектурная политика, а сами архитекторы должны играть ведущую роль в формировании градостроительной политики.
Архитектура с человеческим лицом
Как отмечает заслуженный архитектор России Александр Кудрявцев, в середине минувшего века зодческая мысль была ориентирована на потребление, преобразование природных ресурсов. В настоящее время все четче понимание, что архитектура и строительство должны стремиться к гармоничному слиянию с живым дыханием планеты. Не сражаться с законами природы, а научиться жить в согласии с ними.
Такого же мнения придерживается глава компании Ante Consulting Антон Шипнягов: «Социальные объекты должны быть прежде всего человеческими. С человеческим лицом и для человека».
«Датский архитектор Дорте Мандруп-Поульсен недавно демонстрировала на лекции в Москве, как в Скандинавских странах проектируют школы, детские сады, площадки. При весьма экономных решениях это очень креативно, — рассказывает бизнесмен. — На лекции архитектора присутствовал и свои слова поддержки высказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Видно, что внутренне он согласен с этой креативностью, нацелен на нее и всячески старается делать все, что возможно, чтобы приблизить нашу архитектуру к передовому мировому опыту».
Роль архитектора здесь, как сказали бы в советские годы, «сложно переоценить», подчеркивает Антон Шипнягов: «Архитектурная политика — это вообще одно из основных направлений в работе муниципалитетов и городов федерального значения. От красоты и притягательности архитектуры выигрывают и остальные сферы городской жизни. Приведу в пример Невьянский район Свердловской области, который с удовольствием посещает множество туристов благодаря необычной архитектуре. Это и инвестиции, и рабочие места, и почитание истории. Заметьте, что архитектура — одна из самых демократичных сфер, в которой муниципалитет может проявить себя почти без влияния извне. Качество жизни зависит в том числе и от желания людей жить и смотреть на то, что их окружает».
По мнению вице-президента компании СИК «Девелопмент-Юг» Михаила Попенко, сегодня подходы к созданию социальных объектов меняются, городская среда постепенно перестает выступать инкубатором для «коробок». Школы, детские сады, поликлиники, спортивные центры все чаще проектируются с учетом современных стандартов: появляются яркие фасадные решения, открытые зонированные прилегающие площадки. Все большее внимание уделяется цветовому оформлению, выбору отделочных стройматериалов. Практикуется обширное остекление, декоративное озеленение крыш или фасадов. Это важно не просто «для красоты» (хотя и городскую эстетику нельзя игнорировать). Интересные архитектурные ансамбли в любом городе становятся своего рода центрами притяжения, вокруг них формируется активная социальная деятельность, что всегда хорошо, в том числе для бизнеса, подчеркивает эксперт.
«Правда, качество городской среды в России традиционно стараются не увязывать с архитектурой, предпочитая такие понятия, как «инфраструктура» и «количество социальных объектов». Причем и с тем, и с другим обычно не все гладко. Однако если проблему архитектуры не проговаривать, это не будет значить, что ее нет. А ведь за десятилетия типовой застройки многие российские города потеряли какой бы то ни было архитектурный облик, — говорит Михаил Попенко. — И сейчас, когда мы приходим к комплексному освоению территорий, созданию гармоничных проектов, роль архитекторов становится все более значимой: и горожане, и муниципальные власти уже понимают, как важно строить функциональные, энергоэффективные, красивые здания. Чтобы они формировали комфортную микросреду. И чем более продуманную архитектурную политику реализует администрация города, тем больше позитивных изменений происходит как в жизни горожан, так и в экономике муниципалитета».
Генплан против каменных джунглей
Александр Кудрявцев убежден, что имеет смысл ориентироваться на советский опыт: мощный интеллектуальный прорыв отечественных зодчих в первые десятилетия минувшего века не просто способствовал рождению новых архитектурных стилей, новой авангардной эстетики, но и оказал решающее влияние на мышление и мировоззрение предвоенного поколения архитекторов в целом.Именно тогда были заложены принципы регулирования городской застройки с помощью Генерального плана развития города. За минувшие десятилетия столица получила несколько таких документов. Уже сейчас можно сказать, что нынешний Генплан развития Москвы до 2020 года способен послужить ценным руководством при подготовке собственных генпланов в других крупных городах страны. Недаром на его основе был принят Закон о городе Москве, регламентирующий градостроительную, природоохранную, социальную сферы деятельности в нашем мегаполисе. В других регионах таких законов пока нет.
При этом верно и то, что начало массового индустриального типового домостроения, сочетавшееся с кампанией борьбы с «архитектурными излишествами», породило целый ряд факторов, последствия которых будут ощущаться, возможно, еще не одно десятилетие. Архитектура — искусство создавать гармоничную, гуманную среду обитания — была отстранена от участия в этой жилищной «революции». В результате типовые коробки с типовыми технологическими характеристиками возводились без всякого учета климатических, ландшафтных, национальных особенностей: пятиэтажки 60-70-х годов где-нибудь в Мурманске почти не отличаются от домов-близнецов, построенных в Сочи.
В настоящее время встает вопрос о сносе этих зданий, однако здесь требуется взвешенный подход. Существуют достаточно крепкие «хрущевки», разрушать которые нет необходимости. После реконструкции они смогут послужить тем, кто не может купить квартиру улучшенной планировки.
Кроме того, вокруг этих «черемушек» уже давно поднялись целые рощи деревьев, сложилась инфраструктура, так что они по-своему удобны и живописны. Главная беда таких кварталов — плохие коммуникации.
«В последние годы Москва и ближайшее Подмосковье застраивается более современными домами, которые в архитектурном смысле отличаются от «хрущевок» в лучшую сторону. Эти здания радуют глаз своей формой, грандиозным масштабом, приятными цветами, метраж квартир и высота потолков намного превосходят советские стандарты, — отмечает архитектор Анна Григорук. — Но проблема современного подхода в том, что спальные районы, такие как Южное Бутово, строятся с одним расчетом: заселение максимального количества жильцов, при этом с архитектурной точки зрения район представляет собой «каменные джунгли» с узкими улицами и отсутствием зеленых насаждений. Взгляд местного жителя всегда упирается в близстоящие здания, ему не хватает простора».
Не секрет, что спальные районы Москвы, Санкт-Петербурга и даже менее крупных городов заставлены автомобилями. Эту проблему также можно было бы решить за счет комплексного подхода с привлечением грамотных архитекторов. Одним из выходов могло бы стать строительство многоэтажных парковок.
При этом необходим разумный подход к строительству высоких зданий. Высотные бизнес-центры нужны городу, так как они обладают требуемым технологическим наполнением, обеспечивают комфортную работу и централизацию бизнес-среды. Однако нельзя строить их повсеместно, ломая окружающую визуальную среду, как это сделано в случае с деловым центром «Москва-сити».
Безопасность, экономичность и экологичностьПо мнению экспертов, в основе современной архитектуры и строительства должны лежать три базовых принципа: безопасность, энергосбережение и экологичность. Искусство архитектуры должно быть в первую очередь рациональным, считает заслуженный архитектор России, бывший главный архитектор Санкт-Петербурга Юрий Митюрев. Разумеется, это отнюдь не отменяет одного из основных постулатов зодчества — красоты. Юрий Митюрев указал на особую важность организации прямого диалога между архитекторами, проектировщиками, строителями и представителями власти в рамках градостроительного процесса.
«Современные социальные объекты должны быть предельно функциональными, выполненными с применением современных технологий, отделочных материалов и оборудования, — говорит директор по маркетингу компании Mirland Development Елена Валуева. — Городская среда должна соответствовать ритму и образу жизни горожанина, быть максимально дружелюбной и комфортной, учитывать потребности различных слоев населения. Безусловно, одна из ведущих ролей здесь принадлежит архитектору, ведь нужно не только спроектировать объект и вписать его в окружающую застройку, но и создать эту самую среду, спланировать территорию наилучшим образом».
Инновации и «зеленое» строительство
Широкие перспективы перед современными архитекторами и строителями открывают новейшие разработки в области материалов и технологий. Эксперты убеждены, что нельзя пренебрегать этими инновациями и пытаться делать все, «как привыкли».
Например, существует четкое убеждение, что импортные утеплители превосходят российские по всем параметрам. Одна из питерских компаний, выбирая строительные материалы, выяснила, что некоторые утеплители отечественного производства не просто тоньше импортных, но и эффективнее в тридцать раз.Современные технологии позволяют повысить не только качество, но и экологичность построек. В начале 2010-х годов в нашей стране появился собственный национальный «Зеленый стандарт» — система, которая давно получила признание за рубежом.
«Зеленое» строительство в России постепенно становится стимулом развития инновационных технологий, бизнеса и экономики в целом. Оно способно выступить ключевым фактором улучшения состояния окружающей среды в нашей стране и, как следствие, качества жизни каждого человека. «Зеленые стандарты» призваны регламентировать жизнеустойчивый подход в строительстве и оценить степень соответствия зданий исходным принципам.
Разработка и внедрение стандартов «зеленого» строительства стимулирует развитие инновационных технологий, улучшает состояние окружающей среды. Стандарты — инструмент разумной экономики, ключ к зарубежным инвестициям и признанию на мировом уровне. «Зеленые стандарты» представляют собой систему добровольной сертификации объектов недвижимости. Основная цель внедрения «зеленых стандартов» — стимулирование производителей и строителей к использованию экологически чистых материалов и внедрению технологий, которые уменьшают негативное воздействие на окружающую среду, снижают потребление энергоресурсов и воды и в целом формируют оптимальные условия безопасной эксплуатации объектов строительства.
На таких объектах энергопотребление снижается в среднем на 25%, а водопользование — на 30%. Применение «зеленых стандартов» в строительстве существенно повышает конкурентоспособность любого проекта. Налицо и обратная связь: производители инновационных материалов, держа руку на пульсе времени, стремясь к экологичности и энергоэффективности, «пробивают дорогу» широкому внедрению «зеленых стандартов». Вопрос в том, насколько здания и сооружения станут энергоэффективнее и безопаснее с применением новых технологий и материалов, вызовет ли это удорожание или удешевление квадратного метра. В любом случае уже сегодня эксперты констатируют: конечный потребитель готов платить за гарантированную безопасность и экологичность.
МНЕНИЯ БОССОВ
Марат АБДУЛЛИН, руководитель аналитического центра ГК SRG:
В последнее время трендом градостроительной политики является «удобство для жизни», в который можно включить четыре основных направления развития.
Первое — жилищное строительство. Развитие сегмента жилья комфорт-класса: современный покупатель в своем выборе склоняется к нестандартным объектам, домам с яркими фасадами и современным планировочным решением.
Второе — развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. В совокупности со строительством дорог и эстакад, которое ведется в активном режиме, требуется внедрение современных интеллектуальных систем управления транспортным потоком.
Лучшим способом борьбы с перегрузкой дорожной сети является развитие городского общественного транспорта, открытие новых станций метрополитена, выделенные полосы для общественного транспорта, которые способны значительно сократить время в пути от одного пункта назначения до другого.
Третье — объекты социальной инфраструктуры. Европейский опыт по децентрализации крупных городов, при котором в шаговой доступности возводятся все необходимые для комфортной жизни объекты социальной инфраструктуры: школы, детские сады, торговые и спортивные центры — способен значительно повысить качество жизни населения. Разработка типовых проектов по комплексному размещению объектов социальной инфраструктуры в условиях плотной городской застройки, появление многофункциональных центров, где под одной крышей располагаются офисные, торговые, спортивные и развлекательные объекты.
И четвертое. Развитие сферы отдыха требует вовлечения молодых и прогрессивных специалистов в строительство новых и реорганизацию существующих парков, скверов и мест отдыха горожан. Трендом последнего времени являются: организованные пешеходные зоны со скамейками, зарядкой для телефона и бесплатным wi-fi, велосипедные дорожки, пункты проката спортивного инвентаря, тематические парки для детей и взрослых, уличный вендинг и многое другое.
Сергей ЩЕРБИНА, заместитель генерального директора Esri CIS:
Относительно общих принципов организации городского пространства большинство специалистов сходится во мнении: это и экология, и энергосбережение, и транспортная доступность, и сохранение исторического наследия города, и формирование множества функциональных зон и центров притяжения, и развитие традиционных и новых видов транспорта. В конечном итоге все это должно обеспечить высокое качество и комфорт для жителей, и привлечение туристов, и инвестиционную привлекательность. Однако на уровне практической реализации этих принципов существует множество различных подходов и концепций. Универсальных решений здесь быть не может, поскольку мы всегда имеем дело с уже сложившейся инфраструктурой и застройкой, традициями и культурными особенностями, возможностями городского бюджета и т.д. Современные технологии, такие как геоинформационные системы, помогают учесть эти факторы, рассчитать требования к транспортной и социальной инфраструктуре, построить соответствующие планировочные решения и отобразить их на карте и в виде 3D-моделей, сделав доступными для обсуждения профессионалами и гражданами. Эти технологии используются как крупными мегаполисами, так и небольшими поселениями для планирования на всех уровнях: от отдельных зданий и кварталов до крупных районов и целых городов.
Александр ФИЛИМОНОВ, партнер Artisan Group Public Relations:
Вопрос о качестве жизни и соответствии потребностям общества упирается в отсутствие понятия нормы — и юридического, и социального. Полагаю, главный критерий при решении задачи благоустройства городской среды — комфорт проживания для всех слоев населения, в том числе и социально уязвимых (например инвалидов), и комфорт передвижения. В СССР были разработаны определенные нормативы для крупных городов, регламентирующие количество деревьев, загруженность дорог, доступность транспорта и многое другое, которые в дальнейшем, как предполагалось, должны были лечь в основу работы генпланистов. Надо сказать, эти нормативы неукоснительно выполняются и по сей день, однако в свете возросшего автопарка и развития массового многоэтажного жилья они уже два десятка лет, как не отражают реальных потребностей горожан. Например, трудно себе представить, какими, исходя из этих нормативов, должны быть, скажем, придомовая территория, развязки и ширина трасс, чтобы обеспечить комфорт передвижения. В итоге экологическая обстановка во всех городах-миллионниках России по неблагоприятности соперничает с такими антипримерами, как Пекин или Мехико, а российские пробки смело бросают вызов круглосуточно стоящим улицам Манхэттена.
Устаревшие нормы вкупе с бизнес-интересами девелоперов, для которых строительство торговых центров или офисных зданий близ развязок является вопросом прибыли, создают главную проблему городов: вечные заторы на дорогах и недостаток озеленения. Впрочем, число людей, для которых такое положение вещей вполне комфортно, довольно быстро растет. Они редко покидают свой район и уже давно привыкли к загрязненному воздуху. С практической точки зрения имеет смысл и вовсе наделить каждый район определенной самостоятельностью, дабы он обзавелся всеми элементами инфраструктуры, а лучше — сделать так, чтобы они соперничали между собой по чистоте улиц, количеству социальных объектов и приспособленности для людей с ограниченными возможностями.
С точки зрения идеализма, как мне кажется, мегаполис как социальное явление давно себя изжил. При желании человек, живущий за 200 км от Москвы, вполне может выполнять свои функциональные обязанности, появляясь в офисе не чаще раза в неделю, притом фактически без ущерба результативности. Идеальным с точки зрения внутреннего комфорта для человека выступает небольшой населенный пункт, находящийся близ десятка подобных и снабженный всей необходимой инфраструктурой. Возможно, уже в конце этого века, принимая во внимание перенаселение мегаполисов и слабое заселение даже окрестных территорий больших городов, в России будет именно так.
Александр ГРИЦЕНКО, эксперт Русской Школы Управления:
Применение классических инструментов маркетинга территории (таких как анализ лучших практик реализации городской среды других крупных мегаполисов наряду с выявлением потребностей и ожиданий резидентов города при помощи маркетинговых исследований) позволяет формировать правильные ориентиры развития социальной инфраструктуры города. И если этот этап реализован правильно, то не возникает трудностей в ответе на вопрос: «Какими же они должны быть — социальные объекты и городская среда?». Подобные анализы позволяют помимо общего описания и видения получить специфические ожидания жителей на развитие социальной среды в соответствии со стратегией развития города (если она, стратегия, конечно же, есть). Современное общество диктует необходимость развития городской среды с приоритетом на социальные ориентиры и использованием современных информационных технологий.
Бо@льшая сложность видится именно на этапе реализации и развития городской инфраструктуры, так как здесь существует ряд ограничений, связанных с вопросами финансирования развития городской среды за счет территориальных, общественных и других фондов, а также организационными и физическими возможностями по созданию благоприятной и комфортной среды для горожан.
Тимур ВЕКИЛОВ, генеральный директор компании «Вокорд»:
В условиях динамично развивающейся городской среды на первом месте, безусловно, должны стоять вопросы безопасности. Город должен быть максимально надежным, безопасным и комфортным местом обитания, ведь именно от этого зависит качество жизни наших граждан.
На сегодняшний день вопросы обеспечения общественной безопасности в российских городах решаются весьма эффективно, в том числе благодаря специализированным государственным и муниципальным программам. Одна из самых эффективных программ — проекты класса «Безопасный город», в которых ключевыми составляющими выступают технологии видеонаблюдения, позволяющие контролировать и собирать данные о ситуациях на объектах города. Это могут быть как системы обзорного видеонаблюдения, так и сложные интеллектуальные системы видеоаналитики и автоматизации городских процессов, а также системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД.
Никола ОБАЙДИН, директор по развитию PPF Real Estate Russia:
Стандарты качества и стиля жизни современного человека требуют, чтобы любой социальный объект стал частью единой городской среды, был вписан в систему общественного пространства. Иначе говоря, необходима синергия между объектами застройки: офисными, жилищными, коммерческими, социальными, объектами городской и транспортной инфраструктуры, общественными парками и экологическими оазисами.
Потребности современного общества состоят в том, чтобы все эти составляющие работали как единый организм. В этом случае городское пространство будет органично выглядеть и эффективно функционировать. Сейчас, например, в столице и, особенно на территории Новой Москвы, параллельно со строительством любого объекта появляются новые магистрали, за ними новые вело- и пешеходные дорожки, прогулочные зоны, социальная инфраструктура. Создание новых линий наземного транспорта сочетается с прокладкой линий метро, возникновением социальных объектов.
Системообразующую роль играет именно транспортная инфраструктура. В Москве, как и в других мировых столицах, рынок нового жилья из-за высоких цен переместился в пригороды. В результате расширения территорий для многих жителей столицы значительно увеличивается расстояние между домом и работой. Текущая ситуация показывает, что решению этой проблемы способствует, например, строительство дополнительных развязок между МКАДом и пересекающими ее проспектами, так как оно позволяет улучшить транспортную ситуацию, в том числе постепенно освободить прилегающие участки.
Кроме того, становится ясно, что старые модели развития мегаполисов изжили себя — неизбежна децентрализация. Для людей, работающих за МКАДом, большой плюс в том, что они всегда движутся против основного потока, когда едут домой или в офис. Кроме того, в ближайшие полгода в Новой Москве откроются две новые станции метро — «Румянцево» и «Саларьево», которые вместе с уже построенной станцией «Тропарево» расположатся вокруг строящихся жилых и офисных массивов. Затем должны появиться и новые ветки метро.
Подчеркну: очень важно, чтобы в новых строящихся районах не просто возникали жилые здания и офисные парки, но и одновременно развивалась сопутствующая инфраструктура: торгово-развлекательные и спортивные центры, больницы, детские сады, гостиницы и т.д. Наш флагманский проект (офисный парк Comcity) находится за МКАДом, поэтому мы хорошо знаем, что данная инфраструктура востребована. Следующие (вторая и третья) очереди офисного парка Comcity предполагают превратить проект фактически в «город в городе», поскольку здесь появятся разветвленная торговая инфраструктура, рестораны, медцентр, детский сад, фитнес-центр и даже гостиница.
Понятно, что в мегаполисе строительство офисных парков с развитой инфраструктурой возможно далеко не всегда, но в любом случае важно, чтобы все необходимые социальные объекты находились в приемлемой доступности. Уверен, что дальнейшее развитие столицы по принципам децентрализации и полицентричности станет залогом успешной интеграции Москвы в когорту деловых центров мира, соответствующих самым высоким стандартам.
Александр ХАЛИЛЕЕВ, директор АНО «Национальное градостроительное общество»:
Состояние существующей в России городской среды, по моему мнению, более всего определяется фактором износа — срок службы множества построенных в советское время городов истекает. Экономически, функционально и физически они изношены настолько, что жить в них становится не только затруднительно, но зачастую еще и опасно.
Реновация же города как экономической, социальной и технической системы, производящей необходимое для жителей качество жизни, чрезвычайно сложна и включает в свой состав множество взаимосвязанных вопросов из разнообразных предметных областей. Например, таких: «Какова экономическая целесообразность проживания населения в данном городе, местности, регионе, каким образом и сколько жители смогут в нем заработать?», «Какова функциональность города для его жителей (объем инфраструктур, общественных и коммерческих услуг) и смогут ли горожане при текущих доходах ее оплатить?», «Кто выступит заказчиком новой среды жизнедеятельности для основной (80—90%) массы городского населения, кто и каким образом будет ее проектировать и строить?», «Насколько экономичной и технически совершенной будет новый российский город (район, поселение)?», «Кто и из каких источников инвестирует строительство инженерных, транспортных и социальных инфраструктур, а также социального жилья?» и др.
Если взглянуть на советскую историю решения таких вопросов в контексте произошедших в последнее время рыночных изменений, увидится следующее.
Базовые принципы существующей в России системы расселения были заданы логикой советского проекта. Унаследованные Россией советские города создавались:
1. Исходя из индустриально-оборонных оснований, зачастую в неблагоприятных геоклиматических условиях, а также на критическом удалении от магистральных транспортных инфраструктур.
2. В условиях максимальной централизации управления, обобществления и перераспределения доходов.
3. Мощными вертикально интегрированными организациями (министерствами и ведомствами), функционировавшими в плановом режиме.
4. С низкими потребительскими свойствами и ограниченным сроком эксплуатации жилого фонда в надежде на скорую замену.
5. На базе экономически и теплотехнически неэффективных технологий строительства, приемлемых ввиду низких внутригосударственных цен на энергоносители.
Социально-экономические изменения последних двадцати лет все вышеназванные градообразующие основания обнулили, что привело к катастрофическим для постсоветских городов последствиям.
Во-первых, массово произошедшая деиндустриализация сделала пребывание жителей в городах экономически нецелесообразным — им просто нечего в этих городах в таком количестве делать.
Во-вторых, накопленный моральный, физический и экономический износ советского жилья настолько велик, что его не компенсировать никакими точечными переселениями и капитальными ремонтами. Сколько ни ремонтируй старый бронетранспортер, новым «Мерседесом» он не станет.
В-третьих, разрушение крупной промышленности и приватизация остатков с выводом налоговой базы в Москву и за рубеж лишили местные власти источников финансирования централизованных инженерных инфраструктур, а самостоятельно жители содержание и ремонт головных источников и магистральных сетей не осилят.
В-четвертых, разрушение государственной проектно-строительной вертикали локализовало массовую инвестиционно-строительную активность в границах платежеспособного спроса населения. В результате чего 90% горожан осталось за бортом инвестиционно-строительного процесса и в лучшем случае пассивно ждет очереди в государственных программах социальной поддержки.
Список можно продолжать, но даже уже сказанного достаточно, чтобы понять: советские города настолько изношены и экономически неэффективны, что давно уже приблизились к критическому уровню жизнеспособности. А местами и вовсе эту грань перешли.
И если ранее данные вопросы дискутировались в формате проблемы малых городов, то не за горами время, когда тупик в конце городского тоннеля увидится повсеместно.
В эпоху нефтяных сверхдоходов существовала иллюзия, что проблемы комплексного городского развития можно «закидать деньгами», обеспечив за счет программ сноса ветхого и капремонта прочего жилья, дорог и сетей простое воспроизводство советского урбанистического наследия. В нынешние, кризисные времена в столь незамысловатые рецепты не верится.
Поскольку, если обеспеченный нефтяными доходами патернализм государства заканчивается, определяться качество среды жизнедеятельности будет банальной экономической целесообразностью. То есть возможностью городских жителей и бизнеса это качество самостоятельно оплачивать.
Даже если новое массовое и глобально конкурентоспособное производство у нас и зародится, то до момента, когда оно оперится и возьмет на себя бремя содержания жилищно-коммунальных инфраструктур, «хрущевки» явно не доживут. И, вероятнее всего, не доживут «брежневки» и прочие 70—80% жилищно-коммунального наследия индустриальной эпохи.
В таком ключе основным вопросом развития городской среды и повышения качества жизни видится «приведение экономики среднестатистического российского домохозяйства в соответствие новым условиям существования этих домохозяйств».
На деле это означает, что главная задача развития городской среды — дать возможность доброй половине жителей постсоветских городов вырваться из железобетонной ловушки, в которую их загнала/заманила когда-то советская власть.
И помочь им (то есть нам) сформировать посильную для них (для нас) жилищно-коммунальную экономику, в рамках которой качество жизни (количество и качество социальных, транспортных, инженерных инфраструктур, общественных услуг и платных сервисов) будет ровно таким, какое жители смогут оплачивать.
Есть большое подозрение, что централизованного отопления, водоснабжения и канализации в львиной доле среды жизнедеятельности не появится.
А возникнет градостроительное планирование множества городских агломераций, массовая инженерная и транспортная подготовка пригородных территорий к малоэтажному низкобюджетному строительству, развитие базы строительной индустрии под массовое производство легких теплоэффективных строительных материалов и конструкций, автономного теплоэнергетического оборудования, стимулирование приусадебных и фермерских хозяйств, местных малых и средних производств, сервисов и торговли.
И еще масса прочих, неучтенных ныне мероприятий по адаптации городской среды к современным социально-экономическим реалиям.
Александр АРТЮШИН, руководитель отдела строительного консалтинга компании «Профайн РУС»:
Представление о качестве жизни в городе определяется уровнем экономического и социального развития страны в целом. Что касается состояния городской среды, то наиболее полно, на мой взгляд, эту категорию формируют принципы устойчивого развития общества. Данные принципы включают в себя создание экологически рациональной среды обитания человека: экологичного жилого пространства, продуктов питания и товаров, сокращение выбросов вредных веществ и тепла в атмосферу. Вопросы устойчивого развития непосредственно связаны с качеством жизни горожан, поскольку влияют на самочувствие и состояние здоровья граждан.
В первую очередь экологическую безопасность городской среды гарантируют «зеленые» строительные технологии и экологически безопасные строительные материалы, которые появились в России не так давно. Именно инновационные строительные технологии и материалы могут помочь в улучшении качества городской среды. Они обеспечивают чистоту воздуха в помещении, должный уровень освещенности, а также удерживают комфортный уровень тепла в здании.
Разумеется, для создания благоприятной городской среды необходима качественная нормативная документация в области строительства и санитарных норм (ГОСТы, СНиПы, СП, СанПиН). Немаловажную роль играют также тщательная разработка строительных проектов и полноценный контроль за исполнением проектных решений. К сожалению, пока ни одна из этих составляющих — ни в отдельности, ни в комплексе — не способна обеспечить высокое качество городской среды. Хотя, на мой взгляд, ждать определенного прогресса в данной области стоит.
Ольга КАРПИНСКАЯ, заместитель директора по маркетингу компании «Каширский Двор»:
Людям свойственно стремиться к комфорту, в том числе и в городской среде. Несмотря на все преимущества жизни в мегаполисе, существует потребность в передышках от бешеного городского ритма. Редкие отпуска в полной мере не удовлетворяют этого желания. Ввиду того что Москва очень плотно застроена — преобладает многоэтажное строительство, — найти место для смены обстановки не так-то просто. Поэтому в черте города необходимы локации, где можно отстраниться от стрессов и суеты. Здесь речь идет не столько об удаленных парках, сколько о небольших зеленых зонах и скверах, которые находятся в непосредственной близости от дома или же в центре города. Важно, чтобы они были легкодоступны и качественно спроектированы, то есть преобладали натуральные материалы, были организованы дорожки и газоны, места для отдыха, детские площадки, спортплощадки и т.д.
Если же говорить о современных социальных объектах, которые влияют на многие аспекты нашей жизни, то особенно ярким примером могут стать торговые центры. В последнее время люди проводят там довольно много свободного времени. Торговые центры становятся местом семейного отдыха и развлечений, в том числе и на выходные дни. Интересно, что на сегодняшний день даже в строительных ТК наблюдается, казалось бы, необычная тенденция: до 70% посетителей — это женщины. Поэтому с социальной точки зрения необходимо организовать пространство такого комплекса так, чтобы процесс покупки стройматериалов стал простым для всех, вне зависимости от уровня осведомленности в ремонтном вопросе. Торговый центр должен быть местом, в котором исключена возможность получения стресса: здесь можно без труда получить консультацию профессионала, составить проект вместе с дизайнером, встретиться с друзьями в комфортных условиях, отдохнуть от многочасового шопинга, то есть провести время с пользой и удовольствием.
Светлана ГРИГОРЬЕВА, директор по маркетингу делового квартала NEOPOLIS:
В России достаточно долгое время архитектурному решению социальных объектов уделялось недостаточно внимания, однако в последние годы ситуация изменилась в лучшую сторону. Сегодня власти привлекают профессиональных девелоперов, архитекторов и дизайнеров даже к созданию рядовых объектов социальной инфраструктуры. Безусловно, стоимость строительства в большинстве случаев играет решающую роль, однако в современном мире к облику детских садов и школ, спортивно-оздоровительных и культурно-досуговых центров, медицинских и общественных учреждений, а также бизнес-центров власти относятся с большим вниманием, ведь именно они формируют новую городскую среду.
После расширения территории городская среда Новой Москвы сейчас создается практически с нуля, а строительство жилых, коммерческих и социальных объектов ведут преимущественно частные компании, которые кровно заинтересованы в их адресности и узнаваемости. Новые кварталы, расположенные на присоединенных территориях, не должны повторить ошибки массового индустриального домостроения. В частности, именно здесь могут появиться яркие объекты социальной инфраструктуры и качественно новые общественные и деловые пространства.
Например, в деловом квартале NEOPOLIS, расположенном в Новой Москве, мы решили уделить большее внимание архитектуре и инфраструктуре, чем традиционно принято в офисных проектах. У нас есть детские творческие мастерские, которые станут альтернативой детскому садику. Для сотрудников офисов на территории делового квартала предусмотрены зоны для спокойного отдыха, террасы на верхних этажах офисных зданий, площадки для занятий спортом и проведения мероприятий на кровлях первого в России арт-паркинга.
Можно выделить несколько правил «хорошего тона» в городской архитектуре современного мегаполиса, которые в последние годы явно прослеживаются в Москве:
— активные первые этажи;
— работа над общественными пространствами;
— зонирование;
— большое внимание к внешнему виду, дизайну, отделочным материалам;
— функциональность всех элементов;
— простота архитектурных решений.
Также важны такие аспекты, как проницаемость территории, транспортная и пешеходная доступность, наличие парковки.
Николай КЛЕМЕНТЬЕВ, директор по проектированию ГК «Спектрум»:
Вслед за мировым сообществом российская городская политика повернулась в сторону современных урбанистических тенденций в развитии городской среды. Основными проектами в этой области становятся: снижение транспортной нагрузки и, как следствие, популяризация велодвижения, реконструкция набережных и создание новых публичных пространств как дополнительных точек притяжения, формирование современных жилых комплексов, реновация депрессивных производственных территорий и приспособление их под новые функции, преимущественно деловые и социокультурные. Так, в Москве идет процесс реорганизации движения на некоторых центральных улицах для приспособления под нужды велосипедистов и пешеходов, также с каждым днем появляется все большее число точек проката велосипедного транспорта. Городские парки переживают своеобразную эпоху возрождения в качестве публичных пространств, а территории бывших заводов становятся наиболее популярными местами работы и досугового времяпрепровождения для творческой молодежи. Однако стоит отметить, что далеко не все проекты по созданию новой городской среды воплощаются в заявленном объеме. Некоторые из них так и остаются жить на бумаге в виде отдельных красивых концепций.
Очевидно, что у современной городской политики есть свои плюсы и минусы для жителей города, но в чем же причины недостаточной ее реализации? Среди основных причин можно отметить отсутствие единой стратегии развития города — как урбанистической, так и маркетинговой, которая позволила бы снизить возможность возникновения конфликтов различных функций, доминирования одной из них и, соответственно, создания «мертвых» зон, а также дисбаланса в городской среде. Таким образом, помимо разработки градостроительной документации должна быть предложена именно современная программа городского развития нового типа, которая отвечала бы следующим параметрам:
— выделение ключевых объектов, которые будут формировать городское пространство;
— вовлечение в процесс реализации и разработки максимального количества заинтересованных сторон: городских жителей, органов МСУ, девелоперов/инвесторов, проектировщиков и консультантов;
— формирование нового определения комфортной городской среды, требующее корректировки запросов, предъявляемых к градостроительной документации;
— реализация стратегии маркетинговой функции и способствование позиционированию города во внешней среде;
— создание благоприятного инвестиционного климата, помогающего привлечению частного капитала в процессе реализации стратегии развития города.
В этом ключе нелишним будет опять обратиться к мировым тенденциям, и, в частности, принципам нового урбанизма, популярность которого набирает все больший вес. В основу данного течения заложено десять принципов развития городской среды, которые позволяют обеспечить новое качество жизни: пешеходная доступность, развитая улично-дорожная сеть с соответствующей иерархией улиц, многофункциональность и разнообразие, разнотипная застройка, качество архитектуры и городского планирования, традиционная структура соседства, увеличение плотности застройки за счет развития социальных объектов, «зеленый» транспорт», устойчивое развитие, качество жизни.
В рамках формирования городской среды нового типа должно уделяться особое внимание проектированию социальных объектов. В условиях современной политики застройщик обязан предлагать покупателю не только квадратные метры, но и новый образ жизни. Основным фактором, определяющим комфортность городской среды, выступает непосредственно наличие данных объектов в непосредственной пешеходной доступности для местных жителей, что, возможно, потребует пересмотра существующих нормативов обеспеченности районов социальной инфраструктурой. Также немаловажную роль играет продуманный подход проектировщика к разработке такого рода проектов для ответа на современный запрос городского жителя в части комфорта и безопасности.
Подводя итог, стоит сказать, что именно всесторонний подход к формированию городской среды и особое внимание к социальной инфраструктуре как основополагающей части жизни горожан позволят обеспечить новое качество существования российских городов.