Босс №05 2015 г.

Оксана КОНДРАТЮК: если будут сформулированы Большая цель, стратегия, программа развития страны и их примет народ, наша страна преобразится

Рубрика | Торговля
Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ
Фото | Лев ВЕРХОТИН
 
«ОЕК-Холдинг» — торговая компания, специализирующаяся на оптовой торговле реагентами для очистки воды, средствами для впитывания влаги и другими химическими реагентами. Фирма занимает ведущие позиции на рынке.
Генеральный директор «ОЕК-Холдинга», эксперт нашего журнала Оксана Кондратюк убеждена, что в сегодняшней ситуации бессмысленно ждать улучшения положения — нужно брать ситуацию под контроль: разрабатывать и воплощать в жизнь программу развития экономики и общества.
 
— Оксана Евгеньевна, как себя сейчас чувствует ваш бизнес?
— Мы работаем, развиваемся, открываем новые направления. Смотрим в будущее с оптимизмом. Мне кажется, настоящий предприниматель — априори оптимист, ведь любая новая ситуация создает новые возможности…
— Ряд направлений торговли вам, вероятно, пришлось закрывать. Например, ранее работали с украинской продукцией…
— Да, объемы украинской продукции упали почти до нуля, но она в нашем ассортименте значимого места не занимала.
Мы также в значительной степени отказались от китайской продукции, которая была в нашем ассортименте более весома. Как и многие торговые компании, переключились почти целиком на российскую продукцию. Речь идет прежде всего о силикагелях, а также других товарах, на которых мы специализируемся.

Оказалось, что вполне возможно производить в России качественную продукцию такого рода. Раньше просто в этом не испытывали потребности — проще было завезти из-за рубежа. А сейчас, наоборот, выгоднее произвести в нашей стране. Сегодня во всей нашей стране происходит замещение той продукции, которую до этого выгоднее было завозить в готовом виде из-за рубежа, на российскую.
Покупатели стремятся приобретать российское, и торговые фирмы реализуют их пожелания. В том числе и наша компания. «ОЕК-Холдинг» стал осваивать смежные направления бизнеса, уже не чисто торговые, в поддержку производителей. Всех секретов раскрывать не стану. Это наши ноу-хау, но они очень привлекательны для поставщиков.
— Итак, в российской экономике массово идет импортозамещение?
— Ситуация разная: где-то оно идет, а где-то нет. В каких-то секторах удается быстро создать условия для импортозамещения, в частности в производстве некоторых видов химической продукции.
Уже сейчас российская продукция близка к победе над импортом в продовольственной сфере. В розничной торговле мы видим в основном отечественные товары, особенно в «Седьмом континенте», который избрал своей политикой поддержку отечественных производителей. Овощи почти все наши, мясная, молочная продукция — тоже. При этом продукция свежая, качественная. Я всегда стараюсь покупать российские товары и всем советую.
Похожие процессы происходят и в других сетях, специализирующихся на продовольственной торговле.
При грамотной государственной поддержке, взаимопонимании и видении целей, а главное — стратегии развитие отечественного продовольствия может сделать серьезный шаг вперед! Однако, повторяюсь, при грамотном стратегическом решении. Мы сейчас на «перекрестке», и, куда идти, зависит от государства и планирования, включая все ведомства.
— У наших производителей более привлекательные цены?
— Да, но к ценам нужно еще гарантированное качество, а с этим возникают проблемы. Направление, которым мы сегодня занялись, как раз связано с качеством. 
Если брать по всей России, приемлемую продукцию, конечно, можно найти. Однако это ненормально. Правильно было бы выбирать из продукции с гарантированным качеством, а таковую приходится искать.
И здесь нам надо возвращаться к советским традициям качества: советская продукция, может быть, не являлась такой презентабельной, как западная, но качество, надежность оставались на очень высоком уровне. Все делалось строго по ГОСТам, требования выдвигались очень высокие, и на уровень этих требований нужно возвращаться.
Впрочем, импортозамещение развивается не везде. Есть сектора, в которых заместить импорт трудно: слишком мы отстали за последние 20 лет, слишком серьезные инвестиции нужны в восстановление соответствующего российского производства.
Предприниматели находят решения каждый для своего сектора. Кто-то расширяет свою деятельность, как наша компания, а кто-то ужимается. Предпринимателю в любом случае остается только работать, искать варианты решений, искать новые рынки — другого не дано.
— Как на торговом секторе сказывается современная финансовая ситуация, в частности ситуация с кредитами?
— Если до этого был высокий процент, то теперь кредиты не дают зачастую ни под какой процент.
«ОЕК-Холдинг» и раньше старался с кредитами не связываться, а теперь тем более. Но существуют организации, которые не могут обойтись без кредитов, и им приходится очень тяжело, картина их бизнеса не радужная.
Тем не менее, мне кажется, что кризис — шанс для России подняться и экономически, и в своем общественном развитии. Из истории нашей страны мы знаем, что вызовы для нашего народа — лучший мотиватор, чтобы встряхнуться, показать себя, достичь новых высот.
— Однако для этого должна быть стратегия развития…
— Вы произнесли ключевое слово — «стратегия». Одного желания изменить экономику мало, необходима именно стратегия, программа таких изменений: они пока не просматриваются, а очень нужны.
Нам есть у кого поучиться. Вспомним опыт Японии, которая в 70–80-е годы формировала высокотехнологичную экономику. Первоначально ее товары не пользовались спросом, но постепенно японским компаниям удалось приучить весь мир, что ее продукция не менее, а зачастую и более качественная, чем американская или европейская, построена на прорывных решениях, что эта продукция эргономичнее.
— И при этом дешевле…
— Совершенно верно. Потом японский опыт использовала Южная Корея: в чем-то повторила, в чем-то пошла своим путем. И конечно, его применил Китай. Это три страны, вырвавшиеся в лидеры мировой экономики после долгого отставания.
Наш крупнейший дальневосточный сосед реализовал программу импортозамещения в последние 10 лет. Эта программа включает и производство потребительских товаров, и производство оборудования. К китайским товарам уже никто не относится как к второсортным. Более того, Китай считается главной мировой фабрикой, где выпускаются все международные бренды — и потребительские, и технологические.
Нашей стране также нужна стратегия, программа перехода к производству собственных потребительских товаров и собственного оборудования. Сейчас для этого есть условия, есть спрос на российскую продукцию, понимание, что не должно быть чрезмерной зависимости от иностранных поставщиков.
Импортозамещением следует заниматься системно: цели, программа, методы поддержки и стимулы, в том числе дотации и льготы от государства. При этом мы не должны перегибать палку. Грубо говоря, нам не надо самим делать все, вплоть до выращивания бананов. Мы живем в эпоху глобализации, международного разделения труда. Делать сами мы должны то, что самим выгоднее, а не «назло врагу».
Опыт Советского Союза очень полезен — СССР был великой индустриальной державой.
В импортозамещении важна золотая середина. С одной стороны, необходимо, чтобы крупная экономика, такая, как Россия, занималась всем спектром важнейших отраслей: от сельского хозяйства до космонавтики, была конкурентоспособна по этим направлениям, но при этом не нужно «изобретать велосипеды», догонять тех, кто в той или иной сфере добился лидерства на рынке: надо делать нечто принципиально иное. К тому же мы можем кооперироваться сегодня с довольно крупными дружественными нам странами — такими, как Китай, Индия, Бразилия, Турция, Иран, и другими.
При этом в реализации стратегии важно выбирать средства, методы, соответствующие нашему менталитету. Мы не китайцы, не корейцы — просто скопировать не получится, перенесение чужих приемов в российские условия не сработает.
Мы православная страна, у нас особая культура, цивилизация. Программа развития должна соответствовать им. Прошлые реформы, например многие из реформ 90-х годов, зачастую не учитывали этих особенностей. В результате многие из них провалились.
Особенно важно, чтобы у России появилась Большая цель. Это соответствует нашему менталитету. Если такая цель будет сформулирована, мы горы свернем, что уже неоднократно доказывали в истории.
Мы должны ответить себе на вопрос: какой мы хотим видеть Россию завтра? Без формулировки цели и управления ее реализацией ничего не получится.
— Требуется целевой менеджмент?
— Совершенно верно!
Конечно, страна — не фирма. Но элементы корпоративного управления здесь можно и нужно использовать, тем более что управление по целям применяли Япония, Южная Корея и Китай, которых я уже упоминала. Они не боялись экспериментировать: пробовать, ошибаться. Не боялись, что их обвинят в разрушении рыночной экономики из-за усиления влияния государства.
Они не опасались вводить разумную плановость. А мы почему-то боимся, хотя именно знаменитыми отечественными экономистами разрабатывались методы планирования, в том числе в условиях рынка. И никто лучше нас не знает, как правильно планировать и как не совершать ошибок, не доводить до формирования административно-командной системы.
Без целей, без планирования ничего не сдвинется. Сидеть и ждать, когда ситуация улучшится сама по себе под влиянием рыночных сил, бессмысленно: нужно формировать ситуацию. И не надо при этом бояться отступить от принципов рыночного фундаментализма.
Иначе мы так и продолжим работать с горизонтом два-три месяца, в лучшем случае — год, нас так и будет качать по волнам роста и падения котировок наших сырьевых товаров на мировых биржах.
— То есть необходимо усилить влияние государства?
— Да. Особая роль в проведении преобразований в нашей стране всегда принадлежала государству. Его задача состоит в том, чтобы консолидировать усилия всех — властей, предпринимателей, граждан — на общие цели. Чтобы действовать совместно.
Еще один принципиальный аспект — нужно учить, учить и учить людей — как управленцев, так и специалистов, чтобы они постоянно совершенствовали свои знания, навыки, понимание явлений и процессов. В советское время так и было: руководители и специалисты постоянно проходили переобучение. Именно обучение открывает для людей видение новых возможностей, создает эти возможности за счет новых знаний и навыков.
Важно растить лидеров. У нас сегодня есть лидер страны — Владимир Вла­ди­ми­ро­вич, Лидер, достойный Великой страны. Но на среднем и низовом уровне дефицит лидеров и лидерства, дефицит ответственности.
Я серьезно занимаюсь проблемой лидерства — намерена подготовить диссертацию по этой теме. Уверена, что растить лидеров — одна из важнейших задач развития нашей страны.
Не менее важно формировать у людей в бизнесе и сфере государственного управления правильные ценности, основанные на нашей российской православной духовности. Мы видим множество коррупционных дел в отношении чиновников высокого ранга, видим, как крупные предприниматели буквально купаются в роскоши.
Они никак не могут насытиться, потому что на душе пусто, нет душевного равновесия, потому что нет настоящей духовности, правильных жизненных приоритетов. Отсутствие духовности гибельно для человека, особенно для человека с большими финансовыми или властными возможностями. Конечно, такие руководители деструктивны, они не могут повести за собой. Их нужно «перевоспитывать» или заменять.
Убеждена: если будут сформулированы Большая цель, стратегия, программа развития и их примет народ, наша страна преобразится.  
 
Кондратюк Оксана Евгеньевна родилась в городе Дзержинске Нижегородской области.
В 1995 году окончила Московский государственный строительный институт по специальности «Промышленное и гражданское строительство». В ноябре 1996-го поступила на работу в воинскую часть под Дзержинском.
В июне 2001 года основала свою первую фирму, позднее преобразованную в ООО «ОЕК-Холдинг», генеральным директором которой является 
до сих пор.
В настоящее время проходит обучение в РАНХиГС при президенте РФ.
21 марта 2013 года ООО «ОЕК-Холдинг» получило звание «Лучшее предприятие года – 2012».
6 декабря 2012 года стала лауреатом Всероссийской премии «Финансово-экономический олимп – 2012».
В 2013 году стала лауреатом премий «Деловая элита России», «Национальное достояние – 2013».
Воспитывает дочь.