Босс №05 2015 г.

Леонид ДУБОВИЦКИЙ: вектор дальнейшего развития России связан именно с Сибирью и Дальним Востоком

Рубрика | Взрывные работы
Текст | Елена АЛЕКСЕЕВА
Фото | Личный архив Л.П. Дубовицкого
 
ООО «Взрывпром» (г. Красноярск) — одна из ведущих российских буровзрывных компаний с уникальным опытом работы в сложных горно-геологических условиях Сибири и Дальнего Востока. В послужном списке предприятия множество блестяще выполненных работ в Красноярском крае, Тыве, Хакасии, Якутии, Амурской области, Хабаровском и Приморском крае. Это участие и в строительстве крупных нефтепроводов и газопроводов, и в важнейших проектах развития транспортной инфраструктуры региона, и в проектах по разработке полезных ископаемых.
Генеральный директор ООО «Взрывпром» Леонид Павлович Дубовицкий, горный инженер с 53-летним стажем работы, убежден: у российского рынка буро­взрывных работ большие перспективы, но для стабильного развития предприятий этой отрасли необходим ряд законодательных новаций.
 
— Леонид Павлович, многие профессионалы буровзрывного дела уже давно говорят о том, что существующий порядок выдачи разрешений на применение взрывматериалов мало способствует развитию отрасли. В последнее время ситуация с получением разрешения на использование взрывчатых материалов не изменилась?
— Ситуация остается без изменений длительный период времени. По регламенту, утвержденному Ростехнадзором, срок рассмотрения заявления на получение разрешения — 30 рабочих дней. То есть если мы подадим заявление 11–12 января, после новогодних праздников, разрешение получим в лучшем случае в конце марта, когда заканчиваются зимники при строительстве нефтепроводов, газопроводов в Сибири. 

Иными словами, на работу у нас уже не остается времени. Напомню, наше предприятие работает в Сибири, в особых климатических и геологических условиях. А не дай бог, в заявлении найдут неточности (скажем, чиновник увидит, что не там поставлена запятая и т.д.), тогда его придется подавать заново и опять ждать 30 рабочих дней!
Такая система установлена вроде бы для борьбы с коррупцией. Но вот я не чиновник, я горный инженер. Работаю в этой отрасли 53 года. Я никогда не давал, не даю и не собираюсь давать взятки контролирующим организациям. Этот регламент унижает и оскорбляет лично меня.
— Какие еще бюрократические барьеры сегодня осложняют работу буровзрывных компаний?
— Существует еще одна проблема. Взрывчатые материалы доставляются к местам работ специальным оборудованным автотранспортом, по специально согласованным маршрутам, с присвоением специальной категории каждой единице транспорта в целях безопасности передвижения. Раньше мы согласовывали маршруты с краевым отделением транспортной инспекции в течение двух–трех недель.
Год назад под предлогом борьбы с терроризмом все изменилось в худшую сторону. Росавтодор организовал в Москве контору, которая должна регистрировать весь автотранспорт для перевозки взрывматериалов, на основании чего краевые органы транспортной инспекции утверждают маршруты перевозки. Можно было бы с этим смириться, если бы регистрация авто­транспорта не растягивалась по времени на полгода и более — регламента на сроки ее проведения нет.
И вот случай из нашей практики: в прошлом году ООО «Взрывпром», приобретя три автомобиля для перевозки взрывчатых материалов, смогло запустить в работу два автомобиля только через шесть месяцев. Более того, одно из транспортных средств до сих пор не прошло московскую регистрацию. Спрашиваем: «Почему?», и слышим в ответ: «Не дошла очередь». Урон для предприятия и производства колоссальный, и за это никто не несет ответственности! Ситуация совершенно нездоровая.
Так мешает работе наша всесильная бюрократия. Вреда от нее больше, чем от всех санкций!
— Какие изменения, на ваш взгляд, необходимы в сфере законодательного регулирования взрывных работ?
— Я считаю, что необходимо коренным образом изменить все согласовательные процедуры, о которых сказал выше: и существующий порядок выдачи разрешения на применение взрывчатых материалов, и вновь введенные правила регистрации автотранспорта для перевозки взрывматериалов.
Разрешение должно выдаваться в течение недели, как было раньше, при условии наличия надлежащим образом оформленных документов. Полномочия по согласованию маршрутов и присвоению категорий транспорту по перевозке взрывматериалов нужно вернуть краевым органам. При этом информацию о регистрации транспорта надо отправлять из регионов в Москву уже после согласования маршрутов.
— Ваша компания участвует в нескольких проектах по развитию транспортной инфраструктуры Восточной Сибири. Как ведутся строительные работы на крупных магистралях сейчас, в период экономического спада? Есть ли у заказчика понимание, что транспортное строительство выступает в современных условиях как антикризисная мера?
— Я считаю, что развитие транспортной инфраструктуры, особенно в Сибири, где идет активное строительство нефтепроводов и газопроводов, должно быть приоритетом. Из-за отсутствия транспортных артерий стоимость строительства трубопроводов увеличивается в разы. Очевидно, что сначала нужно строить дороги, а уже потом нефтепроводы, газопроводы и т.д., а не наоборот, как зачастую происходит сейчас. Так, при строительстве ВСТО (трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан». — Ред.) вдольтрассовые проезды в Якутии были проложены, но… после окончания строительства ВСТО, то есть сделали все наоборот. Экономические потери от этого видны невооруженным глазом.
Восточная Сибирь и Дальний Восток на ближайшую перспективу должны иметь приоритетное внимание в освоении природных богатых ресурсов России, а без строительства дорог быстрого освоения ждать не приходится.
— Какие меры следует предпринять государству в период кризиса для поддержки экономики?
— Снизить налоговую нагрузку. Пе­ре­стать «накачивать» банки триллионами, а сделать доступными и «длинными» кредиты для бизнеса.
— А что необходимо, для того чтобы не «упал» малый и средний бизнес?
— Пора заканчивать разговоры о снижении налогов для малого и среднего бизнеса. Должны быть разные процентные ставки налогов в зависимости от выполняемых объемов. Например, наша компания при небольших объемах (в 2013 году объем выполненных работ у нас составил 64,4 млн рублей, а в 2014 году — 216,4 млн рублей) сегодня платит точно такой же процент, что «Газпром» и другие крупные налогоплательщики.
При таких налоговых ставках о развитии бизнеса не может быть и речи. Время незамедлительно переходить от разговоров к действиям! И взять пример хотя бы с наших соседей — Казахстана, руководство которого сформировало понятную и благоприятную для бизнеса налоговую систему. Результаты этих мер не заставили себя ждать! Это проявилось и в увеличении количества успешных предприятий, и в росте налоговых поступлений в казну республики.
Сам порядок уплаты налогов в строительной отрасли давно устарел и требует других подходов. Так, начисление налогов происходит сразу же при оформлении актов выполненных объемов работ. А по контрактам даже у таких плательщиков, как «Транснефть», «Газпром», оплата по актам наступает через 50–60 рабочих дней. Подобный порядок «загоняет» предприятие в несвоевременную оплату налогов, штрафы, закрытие счетов и в конечном итоге в убыток. Давно назрела необходимость изменения этой системы, то есть начисление и уплата налогов должны быть при поступлении денежных средств на расчетный счет предприятия. Это ясно даже школьнику. А наше правительство который год все думает, как облегчить жизнь малому и среднему бизнесу.
— Какие антикризисные шаги предпринимает ваша компания в отношениях с заказчиками и сотрудниками?
— Сегодня мы беремся за любую работу даже при малой прибыльности для сохранения коллектива и загруженности всего бурового оборудования.
— Каковы перспективы развития вашего бизнеса в ближайшие годы?
— Сибирь и Дальний Восток, где работает наше предприятие, в перспективе настраивают нас на то, что потребность в работах буровзрывного профиля в регионе будет только увеличиваться. Потому что вектор дальнейшего развития страны непосредственно связан с Сибирью и Дальним Востоком — освоением их природных богатств, использованием их уникаль­ного гео­графического положения, развитием инфраструктуры региона.  
 
Награды Дубовицкого Л.П.
Орден «Во славу Отечества» I и II степеней.
Именная звезда на Аллее Славы площади 850-летия Москвы.
Высшая Международная общественная награда Золотого ордена «Звезда Мецената» с бриллиантами.
Памятная табличка в основании скульптурной композиции «Мир добра» в Москве.
Орден «Рубиновый крест» высшей степени.
Золотой орден «Герой Труда».
Диплом Международного общественного статуса «Миротворец столетия».
Орден «Звезда экономики России» с вручением сертификата «Бизнесмен года».
Общественная благотворительная премия мира «Бизнес-Премьера-2012» в категории «Золото».
Орденский знак «Звезда Славы Отечества».
Золотая грамота мецената за выдающийся вклад в дело возрождения высоких идеалов 
духовности и милосердия.
Памятная золотая медаль «За заслуги в общественной деятельности» фонда «Содействие».