Принуждение к импортозамещению не сработает

4Рубрика | Президентские / Правительственные программы

Текст | Николай КОЧЕЛЯГИН

В начале марта состоялось первое заседание рабочей группы по подготовке Президиума Государственного совета по вопросу «Об импортозамещении в промышленности». Оно прошло под председательством губернатора Калужской области, руководителя рабочей группы Анатолия Артамонова.

В ряде отраслей промышленности, ВПК, АПК и некоторых регионах уже выпущены дорожные карты по импортозамещению. Однако есть чрезвычайно важные моменты, на которые необходимо обратить внимание, подчеркивает член правления Национального объединения технологического и ценового аудита (НО ТЦА) Борис Ярышевский.

Импортозамещение не может проходить без одновременного улучшения бизнес-климата. Речь идет о том, чтобы через импортозамещение развивать малый и средний бизнес (МСБ), создавать рабочие места, внедрять новые технологии.

Импортозамещение невозможно без кооперации с крупным бизнесом и госкомпаниями. Многие игроки сейчас слишком закрыты, информация по перспективным проектам и технологиям не поступает вовне, нет конкретных планов по замещению продукции иностранных производителей.

Процесс импортозамещения необходимо постоянно мониторить и оценивать прогресс. Вопрос импортозамещения может быть решен исключительно после оценки текущего состояния доли российского содержания в реализуемых проектах и утверждения особого перечня товаров и технологий. Нужно установить механизм, который помог бы оценивать прогресс российской составляющей в крупных инвестиционных проектах, а также делать бенчмаркинг и предлагать аналог иностранного товара для закупки на российском рынке.

Должна быть создана модель «поощрения», а не «принуждения», уверен Борис Ярышевский. Импортозамещение в промышленности может случиться лишь тогда, когда российская продукция будет не только конкурентоспособна по закупочной цене, но и по качественным характеристикам и стоимости владения. Принуждение к импортозамещению в бизнесе не сработает.

«Не стоит ждать результатов завтра. В некоторых отраслях путь от идеи и сигнала со стороны государства до их конкретного воплощения в жизнь составит 2–3 года. В более технологичных отраслях — 10–15 лет (как, например, в добыче углеводородов на шельфе). А когда мы говорим про компании, занимающиеся сложным машиностроением, то там может быть более 50 000 позиций под импортозамещение», — говорит эксперт.

И если многие отрасли (например композитная) могут достаточно быстро адаптироваться к новым потребностям, то в некоторых (к примеру, двигателестроение) данный процесс потребует существенного технологического прорыва и появления большого количества компетентных специалистов, инженеров. И это станет проблемой, так как кадровый голод ощущается и сейчас, а уровень зарплат совершенно не соответствует рыночному. Необходима слаженная работа всех сторон для реализации идеи импортозамещения. Б