Налог на богатых пока не принят

5Рубрика | Налоги / Регулирование

Текст | Николай КОЧЕЛЯГИН

Депутат Госдумы от «Справедливой России» Олег Нилов внес на рассмотрение законопроект о прогрессивной ставке по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ).

Для принятия его в первом чтении депутатам не хватило 18 голосов.

Законопроектом предлагалось сохранить нынешнюю ставку 13% только для доходов до 5 млн рублей в год (более 416 тыс. рублей в месяц). При зарплате от 5 до 50 млн рублей в год налог должен был составить 18%, от 50 до 500 млн рублей — 23%, а более 500 млн рублей — 28%.

Вопрос поднимается не в первый раз, напоминает директор Департамента предпринимательства и услуг ТПП РФ Анна Палагина. Сейчас законопроект внесла «Справедливая Россия» как оппозиционная партия. Нам кажется разумным формировать разные требования по налого­обложению гражданам с разными доходами. Россия относится к тем странам, где разрыв между самым бедным и самым богатым слоем неоправданно велик, и это раздражает очень многих, в том числе и предпринимателей.

«Согласно официальным данным, сред­ний уровень зарплаты в Российской Фе­де­ра­ции в 2014 году — 32 600 рублей в месяц, — говорит Палагина. — Умножаем на 12 и получаем сумму, которой не коснется предполагаемое увеличение. То есть тезис о том, что это изменение не коснулось бы большого количества граждан, вполне оправдан. Основная масса населения принадлежит к людям, которые так и будут платить налог в размере 13% даже при прогрессивной шкале».

«Если говорить о малом бизнесе (а граждан, которые работают в малом бизнесе, у нас 18 млн, или 25% всех занятых), то там уровень зарплат вообще несопоставимый с тем, о чем идет речь. Какие там 5 млн? — отмечает эксперт. — Мы боролись за возвращение индивидуальным предпринимателям возможности выплачивать страховые взносы в разумных пределах исходя из среднего уровня доходов 300 000 рублей в год. Поэтому, с нашей точки зрения, логика увеличения налогов, которая не затронула бы большинство граждан, имеет право на существование».

Однако, по ее словам, есть два риска. Первый. Такое увеличение налогов предполагает гораздо более эффективное администрирование, качественный учет возможных уходов от налогов. Налоговая служба двинулась вперед, администрирование стало качественнее, но тем не менее. Готовы мы сейчас к тому, чтобы на высоком уровне решить задачу администрирования? У г-жи Палагиной в этом нет уверенности.

Второй. Любые способы увеличения налоговой нагрузки в кризисный период чреваты большим ущербом для экономики. «Государство и ТПП вырабатывают специальные меры поддержки бизнеса, но мы должны помнить и о тех, кто располагает средствами для инвестирования, в том числе и личными, — напоминает эксперт. — Если мы предложим резкое увеличение налогов, эти средства могут быть направлены в те юрисдикции, где такого увеличения нет».

По мнению Палагиной, возможно, есть смысл смягчить предлагаемую меру, например поднять планку с 5 до 10 млн. Или ввести более плавную градацию: в некоторых европейских странах 18 уровней в шкале. «Главное, чтобы это не выглядело как поход на богатых. Мы против таких вещей. Однако вполне разумно откорректировать несоразмерные доходы, особенно когда доходы не столь успешной части населения сегодня заметно снижаются», — отмечает директор департамента ТПП. Б