Максим НАЗИН: стремимся сформировать новые стандарты качества юридических услуг

50Рубрика | Юридическая помощь

Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ

Фото | «Иркутский областной Департамент юридической помощи»

«Иркутский областной Департамент юридической помощи» предлагает на рынке новую модель юридического бизнеса, в частности юридического ритейла. Эту модель бизнеса директор компании Максим Назин намерен масштабировать. В его планах на 2015–2016 годы — создание «авторской» сети юридической помощи по всей России.

— Максим Михайлович, в чем специфика вашей модели работы на рынке?

— Наша компания была создана три года назад. Ее модель кардинально отличается от моделей, доминирующих сегодня на рынке юридических услуг.

Прежде всего мы работаем на результат, а не на извлечение прибыли. Большинство компаний, особенно работающие на ритейловом рынке: с населением и малым бизнесом, — совершает определенный перечень действий. Им важна как можно более длительная работа по делу — чем она дольше длится, тем им выгоднее.

Результат, тем более быстрый, им неинтересен. Как в известном еврейском анекдоте: «Это дело кормило нашу семью много лет, а ты, Абрам, взял и выиграл его за одно судебное заседание».

Юридические компании, как правило, обещают сделать «все возможное» за деньги клиента. Чем больше юридических манипуляций, тем для них лучше: именно поэтому правовые споры, вместо того чтобы разрешаться на претензионной стадии, переходят на судебную и проходят не один «круг» разбирательств.

Вообще говоря, это форма обмана клиента. Юрист ведь как врач: действовать по принципу «Не навреди». Если к вам приходят с «мертвым телом» — ситуацией, которую уже нельзя выиграть, брать деньги за манипуляции просто непорядочно.

Клиента вынуждают тратить деньги, время, силы на то, чего делать не стоит.

— Бывает ли, что возможности выиграть дело нет?

— Бывает, а бывает, что эта возможность по объективным причинам исчезающе мала, например недостаточно обоснованные требования, пропуски исковых сроков и т.д. Клиенту нужно посоветовать наиболее рациональную стратегию с точки зрения затрат и выгод. Может быть, пойти на компромисс по данному правовому спору и получить хоть что-то. Или отпустить ситуацию со смирением, потому что она заведомо проигрышная.

В крупных компаниях за функцию выбора стратегии отвечает внутренний юридический отдел. Малый бизнес или гражданин, как правило, не может себе позволить собственного юриста. Потому мы и выполняем функцию юридического консалтинга в части реализации конкретных задач в области правовой защиты.

Встречаемся с клиентом, анализируем объективные и субъективные факторы, определяемся с результатом: какой он должен быть. И берем деньги с клиента только по результату: если результата нет — нет и денег. Мы пришли на рынок надолго и дорожим своей репутацией.

Часто можно слышать, что деньги не пахнут. Так вот для меня деньги пахнут: они должны быть заработаны. Я православный человек, и для меня цена денег — это не пустые слова. И это помогает бизнесу.

Поток клиентов, который за три года прошел через нашу фирму, существенно увеличился. Люди видят разницу между формальной работой и работой на результат.

— В первую очередь помогаете населению?

— Да. Уже помогли большому числу граждан.

Особенность нашей компании — социальная ориентированность. Пенсионерам, бюджетникам, другим социально незащищенным группам населения мы оказываем услуги бесплатно. При этом речь идет не о юридических консультациях, которые проводят многие юридические фирмы, — это, по сути, форма рекламной работы, а о полноценной юридической помощи.

— А кто вам компенсирует эти затраты?

— Никто. Мы компенсируем их сами за счет перераспределения средств от коммерческих заказов. Это для нашей компании форма реализации социальной ответственности.

Нам предлагали сотрудничество некоторые политические партии, чтобы представить это начинание нашей компании как некое частно-партийное партнерство. Но я всегда от этого отказывался — в наших действиях нет политической подоплеки. Есть, как я уже сказал, подоплека духовная.

Еще одно ключевое наше направление — поддержка малого и микробизнеса. Мы за счет работы с десятками малых и средних компаний Иркутской области способствуем инвестиционной привлекательности региона.

Особенно важна поддержка малого бизнеса в нынешних кризисных условиях. В нормальных-то условиях мало какая небольшая компания справляется с кризисом, а сейчас и подавно.

Помощь малым компаниям необходима — особенно производственным. Сегодня президентом Российской Федерации определена программа по развитию импортозамещения. В рамках нее осуществляется поддержка как для уже существующего российского производства, так и для вновь открывшегося.

Ведь что такое малый бизнес? Как правило, это группа энтузиастов, которые имеют опыт работы на том или ином рынке и нашли экономическую нишу для приложения своих сил. Они не являются профессионалами в юридических и финансовых вопросах. Им нужно содействие в структурировании юридического лица, а также текущих вопросах правового и финансового характера, которые касаются трудовых правоотношений, контрактов, вопросов с налоговыми органами и банками, отношений в области интеллектуальной собственности… И такую помощь мы им оказываем.

— Вы оказываете помощь как аутсорсинговая организация?

— Да, сотрудничаем с такими компаниями как юридические и финансовые аутсорсеры. Но аутсорсинг, конечно, удаленный, сконцентрированный на ключевых вопросах: повседневный аутсорсинг для малого бизнеса слишком дорог. Работаем с помощью онлайн-технологий — вся база документов и данных по фирме хранится в облаке. Это особенно актуально, учитывая, что малые компании, как правило, располагаются в арендованных помещениях, время от времени переезжают, нередко с утратой части документации или носителей данных.

Самая главная проблема, которую приходится решать: малые компании не умеют совмещать эффективность бизнеса и прозрачность. Мы их учим прозрачности, тому, как ее обеспечить, и насколько она важна.

Без прозрачности работать ныне довольно трудно: возникают проблемы и с привлечением внешнего финансирования, и в том, чтобы стать подрядчиком государства или государственных компаний, а также в получении банковских кредитов.

— Реально ли обеспечивать прозрачность при нынешнем — высоком для малого бизнеса — налоговом бремени?

— Конечно, непросто. Особенно в отношении заработных плат, после того как были подняты социальные платежи. Причем до их роста в большинстве случаев зарплаты выплачивались по-белому. После же того, как социальные платежи выросли, они стали в очень многих случаях выплачиваться с помощью разного рода серых схем. Если раньше компании платили социальные взносы, условно говоря, с 1000 рублей, то теперь в лучшем случае с 300 рублей: 700 прячут. То есть Пенсионный и другие фонды потеряли от этого решения значительную долю поступлений…

Тем не менее прозрачность и в отношении зарплат очень важна, чтобы компания существовала длительный срок и развивалась.

Кроме того, приходится учить предпринимателей правильно презентовать себя в отношениях с кредитными организациями. Очень часто им отказывают в кредите просто потому, что они не умеют сформировать правильную картину своего бизнеса. Ничего не нужно придумывать — надо просто показать товар лицом, правильно оформить активы, пассивы, обладать точной информацией о себестоимости продукции, о прибыли после уплаты налогов, заработной платы и следить за ее динамикой.

— По программе поддержки малого бизнеса вы работаете в сотрудничестве с государственными органами, отвечающими за такую поддержку?

— Во взаимодействии с ними, но полностью самостоятельно. На мой взгляд, государство должно выполнять роль регулятора рынка. Неверно использовать его как источник тех или иных благ для бизнеса. Это формирует рынок попрошайничества. Голодным нужно давать не рыбу, а удочку.

Важное направление, также связанное с малым бизнесом, — добровольные СРО. Дело в том, что на многих рынках возникают проблемы регулирования — как на уровне договоренностей участников рынка, так и на законодательном уровне: регулирование не обеспечивается, из-за того что участники рынка разрознены. Возьмем, например, рынок маршрутных такси. На нем постоянно появляются «нелегальные» игроки, которые демпингуют. Борьба с ними должна вестись и с помощью регионального законодательства, и с помощью правоохранительных органов.

Однако сегодня лицензированные игроки не имеют возможности окупить свои затраты. Они вынуждены на них экономить, в том числе за счет «серых» операций. Но, как только возникает вопрос об установке новых тарифов со стороны региональных органов, требуется доказать более высокую себестоимость. Разумеется, игроки рынка сделать это не могут. К тому же транспортные компании — конкуренты: одни не готовы делегировать другим представлять интересы всей отрасли. Разорвать этот замкнутый круг позволит СРО, в которой наша компания выступит модератором и представителем в законодательных органах.

Или возьмем гостиничный бизнес. Сейчас расценки на гостиничные услуги в Иркутске высоки. Это порождает опять-таки нелегальных участников рынка, которые, в свою очередь, сдают для проживания свои пустующие квартиры командированным сотрудникам. Разумеется, предоставляя при этом необходимые отчетные документы, которые впоследствии при проведении бухгалтерских проверок не подтверждаются.

От этого страдают сами командированные, особенно из государственных организаций, потому что они не могут предъявить надлежащие расходные ордеры об использовании бюджетных средств, а это чревато уголовным преследованием.

Решить эту проблему также поможет добровольная СРО гостиничного бизнеса. Она в силах поставить вопросы о борьбе с нелегальным бизнесом перед законодателями области и правоохранительными органами.

На наш взгляд, рынок юридических услуг населению и малому бизнесу сегодня более привлекателен, чем рынок крупных компаний. На этом рынке менее тесно, меньше конкуренция, и юридическая компания, предлагающая качественные услуги, может быстро вырасти.

— Что вы и делаете, учитывая региональную экспансию?

— Да. Волгоградский офис — это только начало большого общероссийского проекта. Мы хотим на этом офисе отработать модель отношений с подразделением, с которым нет прямого транспортного сообщения, есть только интернет-коммуникация. Взаимодействие с офисом, поддержка его работы, контроль качества выполняемых задач осуществляется исключительно с помощью Сети — открытой и закрытой. Оно потребовало разработки новых информационных технологий с помощью волгоградских ИТ-специалистов: эти продукты уникальны в своем роде, наше ноу-хау.

— А как в дальнейшем вы планируете развитие большого общероссийского проекта?

— Уже в ближайшие дни начнет свою работу «Федеральный Департамент юридической помощи» в Москве. Основная его задача — консолидация существующих департаментов как федеральной сети и продвижение проекта по открытию департаментов юридической помощи в других регионах России.

«Волгоградский Департамент юриди­ческой помощи» — подразделение «Фе­де­раль­ного Департамента юридической помощи». Однако в других регионах мы будем открывать франчайзинговые компании, работающие под нашим контролем качества, прежде всего удаленным. Предпринимателям из регионов это может быть интересно тем, что они сразу получат модель бизнеса, которая обеспечит преимущество на рынке. Это преимущество заключается не только в финансовой выгоде инвестора, но и в обеспечении населения данного региона квалифицированной правовой поддержкой, а также надежной опорой для уже имеющегося бизнеса у самого инвестора.

— Задача вашей компании в числе прочего — улучшить рынок массовых юридических услуг?

— Конечно. Сформировать на нем другие стандарты: работа на результат и оплата за конечный результат, оказание действительно качественных услуг населению и малому бизнесу. И в этом начинании мы, надеюсь, в ближайшие годы преуспеем, так как: «Нет ничего превыше истины, и она восторжествует!» Б

 

 

«Иркутский областной Департамент юридической помощи» оказывает высококвалифицированную юридическую помощь по вопросам гражданского права.

Круг вопросов гражданских дел — это все проблемные жизненные обстоятельства, с которыми ежедневно можно столкнуться дома, в кругу семьи, при разводе, взыскании алиментов, в ДТП, в отношениях с работодателями, арендаторами, ТСЖ и коммунальными службами, партнерами по бизнесу, при страховании, получении наследства, кредитовании и защите своих прав как потребителя. По всем этим вопросам «Иркутский областной Департамент юридической помощи» предоставляет квалифицированную помощь.

За время своего существования мы наработали безупречную репутацию и доверие клиентов. Компания оказывает помощь не только жителям Иркутской области, но и других регионов, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Юристы компании чутко следят за всеми изменениями в законодательстве, имеют большой опыт работы и солидную практику в судебных делах. Успешно и быстро вести дела помогают электронная форма обработки документов и многократный контроль с использованием новейших технических средств. Круглосуточно работает автоматизированная справочная поисковая система.

Компания имеет сертификат соответствия Национального стандарта поставки (работ, услуг).