Босс №01 2015 г.

Запах времени

92Рубрика | Попал в историю

Текст| Анастасия Саломеева

В первой половине XIX века молодой французский предприниматель Альфонс Ралле открыл в Москве небольшую парфюмерную фабрику. Со временем это предприятие превратилось в одно из крупнейших косметических производств Российской империи. Легендарная фирма «А. Ралле и Ко» подарила красавицам прошлого немало удивительных ароматов и волею судеб стала тем местом, где один из самых прославленных европейских парфюмеров ХХ века, Эрнест Бо, постигал тонкости своего волшебного искусства.

О создателе одной из старейших в России косметических фабрик Аль­фон­се Ралле, к сожалению, известно очень немного. Он появился на свет в 1819 году на северо-востоке Франции в городке Шато-Тьерри и был младшим, седьмым, ребенком в семье Антуана Ралле и его супруги Мари-Луизы. В начале 1840-х молодой Альфонс отправился искать счастья в далекую Российскую империю и обосновался в Москве. Здесь в 1843 году Альфонс Ралле в партнерстве со своим старшим братом Эженом, приехавшем делать в России научную карьеру, но все же остановившемся на предпринимательстве, и еще одним французским коммерсантом Эмилем Бодраном открыл небольшую фабрику по производству стеариновых свечей.

Дело, видимо, быстро пошло на лад, и в 1846 году Альфонс Антонович Ралле — так предпринимателя стали именовать в России — вошел во вторую гильдию московского купечества. Его фабрика, носившая тогда название «Товарищество стеариновых свеч», открыла смежные производства — мыловаренный (стеарин использовался и при производстве мыла) и парфюмерный цеха. Размещалось в те годы предприятие в Хамовниках, в хорошо известной москвичам усадьбе Всеволожских в Теплом переулке, значительную часть строений которой Ралле с компаньонами выкупил в собственность. Трудилось на фабрике 40 рабочих, там работала одна паровая машина.

В 1854 году Альфонс Ралле женился. Его избранницей стала Мари Фарконе, дочь одного из французских политических эмигрантов, живших в России. Спустя год у супругов родилась дочь, которую счастливые родители нарекли русским именем Ольга. В том же 1855 году компания Ралле, уже носившая название «Торговый дом А. Ралле», впервые получила звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Этого самого почетного в Российской империи знака для торговой марки, свидетельствующего не только о том, кто был среди потребителей продукции той компании, что его носила, но и о высочайшем качестве ее продукции, фирма Ралле удостаивалась еще трижды.

А через два года Альфонс Ралле, страдавший серьезным заболеванием легких, принял решение выйти из бизнеса и вернуться из холодной России в солнечную Францию. В 1857 году, продав свою долю в московской фабрике компаньонам, Альфонс Антонович навсегда покинул Россию и обосновался с семьей неподалеку от Гренобля. Однако в стране, на полтора десятилетия приютившей Ралле, где он обрел и семью, и богатство, на долгие годы осталось его имя: свою долю Альфонс Антонович уступал при условии, что за основанным им предприятием сохранится его имя. «Товарищество А. Ралле и Ко» — так с легкой руки новых владельцев стала теперь называться косметическая фабрика в Хамовниках.

Альфонсу Антоновичу Ралле было суждено прожить долгую жизнь. Он скончался в 1894 году.

 

Чем пахнет русская зима?

В течение следующих десятилетий «Товарищество А. Ралле и Ко» интенсивно развивалось и наращивало обороты. Ставка была сделана на люксовую парфюмерию и косметику, создавали которую приглашенные из Европы специалисты из привезенного из Франции и Италии сырья. Кроме духов и одеколонов предприятие производило высококачественное туалетное мыло, туалетный уксус, помады, пудру, косметические средства для волос.

Следуя красивой традиции того времени, когда люксовая парфюмерия продавалась в изысканной стеклянной таре, «А. Ралле и Ко» сотрудничала с лучшими стекольными предприятиями России. А с середины 1860-х ароматы «А. Ралле и Ко», когда акционером предприятия стал Фридрих Францевич Дютфуа, владелец стекольного и хрустального завода в Бутырской слободе, стали разливаться в собственные оригинальные флаконы.

Душистая продукция «А. Ралле и Ко» пользовалась неизменным успехом у публики. Особенно были популярны цветочные одеколоны, которые выпускала компания, и так называемые духи для меха, считавшиеся ноу-хау «А. Ралле и Ко». Зимние духи Ралле — изобретение, придуманное для России с ее долгими морозными зимами, но покорившее и страны Западной Европы, представляли собой ароматные эссенции, которые особенно пленительно раскрывались на морозе. Красавицы прошлого перед прогулкой на свежем воздухе душили ими свои шубки, шляпки и муфты.

Владельцы компании «А. Ралле и Ко» не жалели средств ни на техническое обеспечение своей фабрики, ни на сырье для своей продукции, ни на ее продвижение. Нарядная и дорогая упаковка подчеркивала изысканность своего содержимого, а поддержать интерес публики к продукции была призвана броская реклама. Впрочем, маркетинговые кампании, которые организовывало «Товарищество А. Ралле и Ко», хоть и отличались масштабностью и выдумкой, но все же не были столь ярки, как те, что устраивал для своих новинок энергичный Генрих Афанасьевич Брокар (ему, например, ничего не стоило соорудить в торговом центре фонтан, из которого бил его новый душистый одеколон, или организовать распродажу наборов своей туалетной продукции по «бросовой» цене в 1 рубль). Этот предприимчивый француз, ставший, пожалуй, самым известным парфюмером Российской империи, открыл собственное дело в Москве в начале 1860-х и вскоре стал главным конкурентом «Товарищества А. Ралле и Ко». Соперничество двух компаний за сердца потребителей продолжалось вплоть до 1917 года, однако по объему выпускаемой продукции Товарищество Брокара все же уступало «А. Ралле и Ко».

 

Фабрика на Вятской

В 1896 году фирма, основанная Аль­фон­сом Антоновичем Ралле, была преобразована в «Товарищество высшей парфюмерии А. Ралле и Ко», основной капитал которого составлял 1 млн рублей. А в 1898 году предприятие вошло в состав крупного французского парфюмерного дома Chiris, чей центральный офис и лаборатория базировались в Грассе, центре европейской парфюмерной промышленности, и которому принадлежали косметические предприятия не только во Франции, но и в Германии и Австрии.

В 1899 году фабрика «Товарищества высшей парфюмерии А. Ралле и Ко» пере­ехала на новое место — на Вятскую улицу в Бутырской слободе. Просторное производственное здание, построенное по проекту известного архитектора Оскара-Жана Францевича Дидиона, размещалось недалеко от стекольного завода Дютфуа и могло похвастать всеми техническими новшествами того времени — электричеством, лифтами, телефонной линией. Оборудована новая фабрика была по последнему слову техники. В те же годы у «Товарищества высшей парфюмерии А. Ралле и Ко» появились плантации для выращивания эфирно-масличных культур на юге России.

Начало ХХ века — время наивысшего расцвета «Товарищества высшей парфюмерии А. Ралле и Ко». Компания стала лидером России по объему и ассортименту выпускаемой продукции (675 наименований парфюмерных и косметических товаров, из них около 200 вариантов духов). Капитал общества к 1913 году превысил 2 млн рублей, чистая прибыль — 180 тыс. рублей (против 75 тыс. в 1903 году). В штате компании к началу 1914 года трудилось более 1,5 тыс. рабочих.

Товариществу принадлежало три магазина в Москве (флагманский магазин торговой марки располагался на Кузнецком Мосту), в Санкт-Петербурге и других городах, оптовые склады по всей России. Товары под маркой «Ралле и Ко» продавались не только в России, но и в Западной и Восточной Европе, на Ближнем и Дальнем Востоке. На упаковках парфюмерной продукции фирмы красовались три надписи: «Поставщик Двора Его Императорского Величества», «Поставщик двора Шаха Персидского» и «Поставщик двора его Высочества князя Черногорского». В послужном списке компании значилось свыше 60 наград всевозможных промышленных выставок, в том числе и Гран-при Парижской всемирной выставки 1900 года.

 

Парфюмер с Сущевки

8 декабря 1881 года на тогдашней окраине Москвы в бывшем селе Сущево, что неподалеку от Бутырской слободы, в семье французского подданного Эдуарда Бо, давным-давно обосновавшегося в Первопрестольной, родился младший сын. Мальчик, которого счастливые родители нарекли именем Эрнест, к радости своего отца-парфюмера, унаследовал его талант и очень быстро научился ориентироваться в мире запахов.

Когда Эрнест подрос, он начал работать на фабрике «Ралле и Ко». Там когда-то служил его отец, а теперь делал блестящую карьеру старший сводный брат Эдуард Бо — директор-распорядитель фабрики и один из ее акционеров. Через пару лет перспективного юношу отправили постигать тонкости парфюмерного и косметического дела в Грасс, потом была срочная служба во французской армии, и, наконец, в 1902 году возвращение в Россию и снова работа на фабрике «Ралле и Ко». В 1907 году Эрнеста назначили старшим парфюмером фабрики, ввели в состав правления товарищества. Вскоре под руководством Бо фабрика на Вятской выпустила серию популярных ароматов «Царский вереск».

В 1912 году о Бо как о смелом экспериментаторе в области ароматов и новой «звезде» парфюмерного мира заговорило профессиональное сообщество. «Виновником» этого стал одеколон «Букет Наполеона» (Bouquet de Napoleon), придуманный Бо и выпущенный «Ралле и Ко» к 100-летию Бородинской битвы. Это яркий цветочный аромат, при создании которого Бо обратился к своим любимым и только-только тогда начинавшим использоваться в парфюмерии альдегидам (химическим соединениям, созданным искусственным путем), произвел настоящий фурор и в России, и за границей. Через год Бо снова оказался на парфюмерном Олимпе — теперь уже с дамскими духами «Букет Екатерины» (Bouquet de Catherine), созданными в честь 300-­летия дома Романовых.

Вряд ли в те счастливые годы Эрнест Бо думал, что его насыщенная профессиональными успехами и богемными радостями жизнь в городе, который он считал родным, скоро закончится и ему будет суждено навсегда покинуть страну, где он родился. Но началась Первая мировая вой­на, Эрнеста Бо призвали во французскую армию. Потом он участвовал в Гражданской войне и, наконец, в 1919 году эмигрировал во Францию. Здесь ему предстояло продолжить свою карьеру и стяжать славу самого известного парфюмера-новатора ХХ века.

 

Время перемен

После Октябрьской революции «То­ва­ри­щество высшей парфюмерии А. Ралле и Ко», как и все частные предприятия Российской империи, было национализировано. С того тревожного времени пути косметической фабрики на Вятской улице и бренда Rallet разошлись. Московская фабрика продолжила свою работу, получив название «Государственный мыловаренный завод №4». В 1922 году ей дали новое название — «Государственная мыльно-косметическая фабрика „Свобода”». В 1930-х парфюмерное производство из «Свободы» было выведено и передано другой московской фабрике — «Новая заря» (фабрике Генриха Брокара). Оба этих бренда хорошо известны российским потребителям и сегодня.

Что же до Rallet & Co, то это предприятие возобновило свою работу на юге Франции, неподалеку от Канн. Вместе с брендом во Францию переехали и многие российские сотрудники фирмы. В 1919 году к ним присоединился вернувшийся из своих скитаний Эрнест Бо. Вскоре старый российский знакомый парфюмера, а ныне высокопоставленный эмигрант, великий князь Дмитрий Павлович Романов познакомил Бо со своей подругой — амбициозной молодой красавицей по имени Габриель «Коко» Шанель, решившей во что бы то ни стало покорить своенравный мир мировой моды.

То, что произошло дальше, стало достоянием истории и обросло множеством красивых мифов. В 1921 году кудесник Бо по предложению своей новой приятельницы стал работать над «искусственным женским ароматом, который пахнет Женщиной» (такое техническое задание поставила парфюмеру «Великая мадемуазель») и вскоре представил ей на выбор серию пронумерованных образцов альдегидных духов. Коко выбрала флакон, на котором стояла цифра «5». Так родились культовые и нестареющие духи, покорившие весь мир, — Шанель №5 (Chanel No.5). А затем Эрнест Бо покинул Rallet и перебрался в Париж, возглавив компанию Parfums Chanel, где проработал следующие годы своей долгой жизни. Он скончался 9 июня 1961 года в Париже.

Viatskaya, 47

Под брендом Chiris компания Rallet существовала до 1926 года, когда вошла в империю Coty, созданную когда-то легендарным Франсуа Коти. Rallet по-прежнему работала в люксовом сегменте парфюмерии и предложила несколько запоминающихся ароматов, самым известным из которых стали альдегидные духи Rallet №1 — «хит» ­1930-х годов. В послевоенное время бренд Rallet потерял свои позиции на рынке.

Казалось, что торговая марка Rallet навсегда канула в Лету. Однако в 2013 году в мире высокой парфюмерии вновь зазвучала фамилия французского предпринимателя, положившего в далеком ХIX веке начало парфюмерно-косметической промышленности России. Возродила легендарный бренд, который теперь называется Haute Parfumerie Rallet, французская компания Empire of Scents, работающая в сегменте нишевой парфюмерии. К 170-летию «А. Ралле и Ко» под брендом Haute Parfumerie Rallet было выпущено четыре первых аромата. Один из них напоминает нам о славной истории Rallet и ее богатых традициях и носит название 47 Viatskaya St — по официальному московскому адресу легендарной марки Российской империи.Б