Опираясь на данные: Как принять правильное решение в эпоху Больших Данных

54Рубрика | Исследование

Текст | Елена РЫБКИНА, директор по маркетингу Qlik в России и странах СНГ

Руководители лучше других понимают всю важность и ответственность принятия правильного решения. Раньше, когда объемы рынков и конкуренция на них не были так велики, а количество цифровых данных — минимальным, с грузом решения можно было справиться собственными силами, полагаясь на опыт или внутреннее чутье. Однако сегодня ситуация кардинально поменялась: через управленца проходит такой объем информации, оперировать которым человек самостоятельно просто не способен, но и успешно вести бизнес без нее невозможно, ведь в этих же данных кроются ответы на многие вопросы по текущему состоянию дел. Как быть в таком случае руководителю, привыкшему ориентироваться на собственное мнение?

На помощь приходят информационные технологии, которые за последние годы достигли такого уровня, что теперь способны не только осуществлять автоматический анализ данных, но и помогать в принятии решений. Руководители компаний видят эти изменения в практике крупнейших фирм, и уже сейчас можно наблюдать общую смену парадигмы в алгоритме принятия решений. Тем не менее в этом процессе не все так просто, и тому есть несколько причин.

 

Big Data в помощь

Изменение роли данных в контексте принятия решений подтверждает исследование, проведенное аналитической службой HBR по заказу компании Qlik. Результаты опроса 374 руководителей высшего звена, менеджеров и директоров компаний Северной Америки, Европы и Азиатско-Ти­хо­оке­анского региона показали, что 78% управленцев отмечает все большее распространение практики использования анализа данных в процессе принятия решений. Однако лишь 51% опрошенных заявил, что обладал всеми необходимыми сведениями для принятия решений, а 44% отметили проблемы в доступе к ним. Выходит, что в целом руководители видят потребность в использовании данных при принятии решений, но мало кто имеет к этим данным должный доступ. 36% опрошенных и вовсе подчеркнули, что качество данных в компании неудовлетворительное и не позволяет учитывать их при принятии важных решений.

Вопрос наличия и качества данных — далеко не единственное, что останавливает людей от применения дополнительной информации при принятии решений. Как отмечают респонденты, данные зачастую оказываются еще и сложными для восприятия, и это уже проблема программного обеспечения, которое занимается их обработкой. Информационные технологии сегодня достигли того уровня, когда бизнес-ПО необязательно должно быть неповоротливым и сложным. Если сведения, которые руководитель получает от своей системы, не являются наглядными и показательными, это вопрос к производителю аналитической системы, потому что такого быть попросту не должно.

Другая сложность, возникающая у современного руководителя при работе с данными, это возможность их использования на корпоративном уровне. Одно дело, если данными свободно пользуется один человек, но его экспертизы, какими бы фактами она ни была подкреплена, бывает недостаточно, для того чтобы убедить сразу всю организацию в верности того или иного решения. Более того, в случае с медицинской сферой большая ответственность по сбору данных ложится на рядовой персонал — сведения о состоянии пациента можно автоматизировать лишь в некоторой степени, тогда как наблюдения врача, приведенные в электронную форму, поистине бесценны. И далеко не все охотно эти данные заносят в единую систему. В связи с этим встает вопрос о привитии определенной культуры ориентации на данные при принятии решений. Руководителям в компании стоит задуматься о реализации новой политики, которая в перспективе окупится с лихвой. Статистика из проведенного исследования показывает, что более уверенно в будущем чувствуют себя те люди, которые имеют конкретные сведения, чтобы подкрепить свое решение, а это более половины опрошенных (51%). Такие специалисты составляют костяк лиц, без колебания принимающих решения, и их роль в современном, ориентированном на данные мире сложно переоценить.

 

Найти баланс

Однако ключевая проблема, на мой взгляд, все-таки не сложность данных или трудность внедрения специализированных аналитических систем. Самое главное и сложное — это избавиться от ложного убеждения, что все бизнес-решения должны приниматься исключительно на основе собственного чутья. Стоит отметить, правда, что одинаково вредно и полагаться исключительно на данные. Лучшим вариантом является баланс между опытом, данными и собственным мнением.

Возвращаясь к исследованию: 62% опрошенных, отметивших, что не были уверены в принятых решениях, не использовали какие-либо данные, а полагались только на себя. Много написано о том, как вредны бывают собственные инстинкты для бизнеса, в книгах Малкольма Гладуэлла. Тем не менее и с данными ситуация не так однозначна, и если 2% — это допустимая погрешность в прогнозе, то 20% — уже нет, и такой прогноз все равно потребует определенного инсайта и опыта.

 

Инструмент будущего

Ориентация на данные в бизнесе ни в коем случае не превращает руководителя в машину по принятию решений с функциями «принять» или «отклонить», но она позволяет быть более уверенным в будущем компании, помогает строить правильную бизнес-стратегию исходя из реального положения дел. Но, что даже более важно, она существенно облегчает труд менеджеров, оставляя им больше оперативного простора и времени на ту работу, которая никогда не будет заменена автоматическими системами.

Безусловно, организациям еще предстоит пройти длинный путь до полноценного построения культуры принятия решений, основанных на данных, однако тенденция к использованию инструментов бизнес-аналитики очевидна. Все больше людей прибегает к анализу данных для принятия решений, и эти люди гораздо увереннее в будущем своей компании, чем те, кто до сих пор по каким-то причинам данные игнорирует. С течением времени развиваются и инструменты бизнес-аналитики, и в будущем «бизнесу вслепую» просто не останется места. Б