Рубен ОГАНЕСОВ: нужно развивать все СМИ, подведомственные Правительству Московской области

26Рубрика | Мнение

Текст | Юрий КУЗЬМИН

Фото | ГУИП МО

Руководитель Главного управления по информационной политике Московской области в ранге министра — о приоритетных направлениях информационной работы в Подмосковье, будущем электронных и традиционных СМИ и о том, как телевизионщик стал чиновником.

— Рубен Юрьевич, вы историк по образованию, но фактически всю свою профессиональную жизнь провели в СМИ. Как это получилось?

— Случайно. После окончания института я пошел служить в армию, потом демобилизовался и начал искать работу — во времена Советского Союза на это давали два месяца. Однажды товарищ сказал мне, что в Телерадиофонде ищут человека с соответствующим образованием. После собеседования я попал в систему Гостелерадио.

— Вы прошли, пожалуй, все ступени ­карьеры на телевидении: были корреспондентом, редактором, продюсером, руководили продюсерскими фирмами и телеканалами. Какая работа вам больше всего по душе?

— Все, что связано с телевидением, — это мое. Телевидением я занимался всю свою жизнь. Теперь вот стал чиновником.

Все должности, что вы перечислили, — это разные грани одной деятельности. Телевидение — искусство синтетическое, оно требует усилий людей разных профессий. На самом деле мне очень посчастливилось. На работу я всегда ходил с большим удовольствием. Не припомню случая, чтобы мне приходилось делать над собой усилие. Все было интересно.

— Почему же тогда вы сменили телевидение на службу в органах государственного управления?

— Жизнь к этому привела. В Мос­ков­скую область пришел новый губернатор Андрей Юрьевич Воробьев, и он сделал мне предложение, от которого нельзя было отказаться.

— Вы лауреат многих премий в области СМИ. Какие из них наиболее ценны для вас?

— Затрудняюсь ответить на этот вопрос. Премия — очень приятная история. Свидетельство того, что индустрия тебя заметила, наградила каким-то симпатичным призом. Ну и замечательно, значит, ты не зря старался. Зацикливаться на премиях мне бы не хотелось. Я отношусь к ним как к естественному результату профессиональных усилий. Вот и все.

— Около полутора лет вы руководите Главным управлением по информационной политике Московской области. Что удалось сделать за это время?

— Результат наших общих усилий — убедительная победа Андрея Юрьевича Воробьева на выборах губернатора Мос­ков­ской области в сентябре прошлого года.

Сейчас идет спокойная системная работа по всем направлениям подведомственных Правительству Московской области СМИ.

Мы не даем погибнуть муниципальным СМИ, стараемся их развивать, увеличиваем тиражи на фоне общего спада. Сделали новую газету, создали фактически новое телевидение и новое радио, по-новому работаем с Интернетом. Получили дециметровую частоту для нашего телеканала («360° Подмосковье». — Ред.) и провели его апгрейд. Получили УКВ-частоту для радио «РТВ-Подмосковье», сейчас занимаемся поиском FM-частоты. Кроме того, в сентябре этого года откроется информационное агентство Московской области.

— На что делается акцент в областных информационных ресурсах: на печать, телевидение, радио, интернет-порталы?

— Это комплексная работа. Мы исходим из того, что нужно развивать все средства массовой информации. Они работают на разные аудитории.

Понятно, что у Интернета большой потенциал, и это нельзя игнорировать. Как нельзя игнорировать социальные сети и активность в них. Безусловно, мы будем присутствовать в данном сегменте. Однако это вовсе не означает, что, занимаясь новыми медиа, мы забудем о традиционных СМИ.

— На ваш взгляд, интернет-СМИ вытесняют печатные или же газеты и журналы все-таки имеют перспективы как традиционные СМИ, которые люди еще не отвыкли держать в руках?

— Я опасаюсь давать прогнозы на будущее, это дело неблагодарное. Но мне кажется, что, пока живо поколение сегодняшних 40-летних, газеты и журналы продолжат существовать, потому что для этих читателей важно тактильное ощущение бумаги. Естественно, это относится и к людям более старшего возраста, у которых есть привычка к печатным СМИ. Что будет, когда мой ребенок станет 40-летним, я не знаю, хотя и допускаю, что он и его ровесники практически перестанут использовать бумажные носители информации.

— А сейчас чем пользуется ваш сын?

— Конечно, гаджетами. Я и сам их использую. Сын и книги читает, но частично тоже на электронных носителях. Думаю, что, когда сменятся поколения, бумажные носители в традиционном виде, наверное, приобретут какую-то новую форму.

Хотя мне все же кажется, что Интернет эффективен в части предоставления оперативной информации и новостей, а также визуальной информации, их поддерживающей. Если же говорить об аналитике, то тут, наверное, могут сохраниться бумажные носители. И я не думаю, что с рынка уйдут глянцевые журналы, потому что у тех, кто их покупает, иная мотивация — так называемое рассматривание картинок.

Очень не хочется загадывать, но, как мне кажется, в будущем будет найден какой-то баланс между печатными и интернет-СМИ. Возможно, газеты перестанут существовать как источник новостей, но по большому счету они и сейчас уже им не являются, даже для людей моего поколения. Скорее всего, печатные СМИ не погибнут, а произойдет какая-то их трансформация.

— Как живут сегодня муниципальные СМИ? Окупаются ли или все-таки на плаву их поддерживает дотирование?

— Муниципальным СМИ, конечно, сегодня тяжело, потому что у них очень небольшие тиражи.

Однако они обладают одним уникальным качеством — имеют чрезвычайно лояльную аудиторию. Люди ведь в первую очередь интересуются тем, что происходит вокруг них, а не где-то там. Такие СМИ очень востребованы на местах. Например, в Московской области есть муниципальные газеты, которым по 90 и 95 лет, они до сих пор пользуются спросом и фактически полностью реализуются через подписку. Поэтому, если, Бог даст, наша почта окончательно не угробит прессу, я думаю, у муниципальных газет при определенной административной поддержке все будет в порядке. По крайней мере какое-то время.

— Все печатные СМИ раньше жили в основном за счет распространения, сейчас это направление скорее убыточное, нежели прибыльное. За счет чего же тогда им существовать?

— Как и раньше — либо за счет рекламы, либо за счет реализации, третьего пути пока никто не придумал.

— Но есть еще государственная поддержка.

— Государственные СМИ, безусловно, поддерживаются государством. Это право собственника — поддерживать ресурсы, которые ему принадлежат.

— А частные СМИ имеют на это право?

— Конечно, имеют. В частности, у Пра­ви­тель­ства Московской области есть контракты с частными СМИ, работающими на нашей территории. Только это право надо уметь доказать. Таков закон рынка — продавец предлагает товар, а покупатель либо берет его, либо нет.

— Каковы сейчас взаимоотношения журналистского сообщества Московской области с властью? Как губернатор области Андрей Воробьев рассматривает общение со СМИ: как тяжелую обязанность или же как возможность доносить свою точку зрения до большего числа заинтересованных в ней людей?

— Андрей Во­ро­бье­в однажды сказал: «Сильная власть — открытая власть». А как власть может быть открытой? Толь­ко с помощью СМИ. Так что губернатор Московской области чрезвычайно внимательно следит за тем, что мы делаем и как развиваем областные СМИ.

Андрей Юрьевич уделяет информационной работе большое внимание. Он завел порядок ежемесячно встречаться с жителями области в прямом эфире и соблюдает его. Он очень плотно общается с журналистами и руководителями СМИ, встречается с ними как на территориях, так и в Доме Правительства Московской области. И разговор всегда, как мне кажется, очень деловой и предметный. Сам он абсолютно открыт в общении с журналистами и не боится неудобных вопросов.

Кстати, именно губернатору Московской области принадлежит идея создания медиа­клуба «Облако», который мы недавно открыли в Доме Правительства Московской области. Суть в следующем: мы организуем неформальные встречи лидеров отечественной медиаиндустрии с региональными журналистами и студентами профильных вузов Подмосковья. Звезды нашей журналистики выступают у нас с лекциями. Эти встречи проходят в очень теплой рабочей атмосфере, а участвует в них по 500–600 человек.

Медиаклуб «Облако» провел уже две встречи — с генеральным директором холдинга News Media Арамом Габреляновым и телеведущим Владимиром Соловьевым. Сейчас мы взяли небольшую паузу на летние каникулы, а в сентябре начнем новый цикл. Уже известно, кто станет следующим гостем медиаклуба — генеральный директор информационного агентства «Россия сегодня», заместитель генерального директора ВГТРК Дмитрий Киселев.

— Вы недавно отметили юбилей — 50-летие. Что достигнуто и чего еще хотелось бы достичь в жизни и профессиональной деятельности?

— Я думаю, что в нашей нынешней жизни самое главное — не растерять себя и остаться самим собой. Осознание этого дает возможность критически посмотреть на себя со стороны.

Каких-то специальных задач я себе поставить не могу. Мне кажется, важно справляться с тем, что тебе доверено сегодня. Один человек на вопрос: «Какой у тебя план?», не задумываясь, ответил: «Покорить мир!». Не знаю, хотел бы я покорить мир — вряд ли. Мне бы хотелось, чтобы близкие и друзья были рядом, чтобы у них все складывалось хорошо, чтобы я мог справиться со всем, что мне поручил губернатор, и оправдать оказанное доверие. Б

 

 

ОГАНЕСОВ Рубен Юрьевич, руководитель Главного управления по информационной политике Московской области в ранге министра.

Кандидат экономических наук, член правления Национальной ассоциации телерадиовещателей, член правления Комитета национальных и неолимпийских видов спорта России, академик Евразийской академии телевидения и радио, член Международной академии
телевидения и радио (IATR).

Член-корреспондент Международной Академии менеджмента.

В 1986 году окончил исторический факультет Московского областного педагогического института им. Н.К. Крупской.

В 1988–1989 годах работал в системе Телерадиофонда Гостелерадио СССР, в 1989–1991 годах — на Гостелерадио СССР, с 1991 по 1995 год — в системе Всесоюзной государственной телевизионной и радиовещательной компании; РГТРК «Останкино».

С 1995 по 1999 год — президент ЗАО «Продюсерская фирма «Медиастар», с 2000 по 2002 год — генеральный директор ЗАО «ТВ сервис» (телеканал МУЗ-ТВ), с 2002 по 2004 год — президент ЗАО «Продюсерская фирма «Медиастар», с 2004 по 2009 год — генеральный директор ООО «Спортивный телеканал 7ТВ», с 2009 по 2012 год — генеральный директор ОАО «Телевидение Подмосковья».

В декабре 2012 года назначен руководителем Главного управления по информационной политике Московской области.