Подарок для лояльных

12Рубрика | Взгляд на власть

Текст | Алексей ТИТКОВ

На федеральном политическом подиуме показали новый тренд: массовые досрочные отставки губернаторов с их последующим выдвижением на выборах в единый день голосования 14 сентября. С одной стороны, это уступка лояльным главам регионов, с другой — перестраховка Кремля перед грядущими федеральными избирательными кампаниями.

О своем желании переизбраться так или иначе заявляла примерно половина всех губернаторов, и больше трети получили на это президентское разрешение в форме досрочной отставки. Для губернаторов это попытка продлить свой срок во главе региона в ситуации, которая сегодня кажется более-менее благоприятной. Ведь никто не может гарантировать, что она не ухудшится уже в горизонте двух-трех лет.

Помимо относительно устойчивой социально-экономической ситуации в их пользу сейчас играет избирательное законодательство: в нем встроены механизмы выборочного отсева кандидатов, которые были бы для губернаторов неудобными.

Поэтому столь массовый поход региональных глав на перевыборы выглядит как уступка федеральной власти — прежде всего президентской администрации. Такое поощрение, видимо, выдается из расчета, что губернаторы и их избирательные машины понадобятся на федеральных выборах следующего цикла.

До отставок и перевыборов окончание полномочий значительного числа губернаторов приходилось на 2017 год. То есть очередная волна выборов прошла бы в опасной близости — или совпала бы — с президентскими выборами 2018 года. Но с точки зрения правящей группы выгодно, чтобы федеральные выборы в минимальной степени совмещались с губернаторскими. Губернатор, по мнению федералов, должен быть заинтересован и включен только в одну кампанию. Когда он включен в две, есть риск, что тактика на федеральных и региональных выборах может разойтись.

Сами губернаторы сейчас вряд ли думают о президентских выборах, поскольку у них горизонт политического планирования не слишком длинный. Они не очень хорошо представляют, что с ними станет дальше. Отсюда следует вполне рациональная реакция: свои риски на будущее на всякий случай преувеличить и постараться избавиться от них прямо сейчас, пока есть такая возможность.

Право переизбраться получили многие, но не все. Главный критерий отбора здесь, как мне представляется, — возможность губернатора удержать политическую ситуацию в последующие годы. Говоря более конкретно: обеспечение достойного результата для правящей партии и ее кандидата на следующих федеральных выборах. Поэтому, с одной стороны, федеральный центр учитывал показатели поддержки и одобрения работы регионального главы, с другой — отсутствие каких-нибудь серьезных публичных скандалов и отсутствие в личном деле эпизодов разного рода компрометирующего свойства, главным образом коррупционных.

Отбор этот, однако, шел не слишком строго: отсеивались в основном только заведомо слабые и дискредитировавшие себя игроки. Ведь федеральная власть понимает, что у нее есть некоторое время для маневра: в случае необходимости ближе к президентским выборам не справляющегося губернатора можно будет еще раз заменить.

Опыт 2012–2013 годов показывает: даже заведомо слабые и малопопулярные в своих регионах губернаторы обеспечивали себе победу в первом туре. В этом смысле формально все губернаторы, исполняющие обязанности при новых правилах, были победителями, и опасения, что это серьезно изменится сейчас, в 2014 году, невелики.

Риски же того, что на текущий выборный расклад влияют победы оппозиционных политиков в ряде муниципалитетов и городов, также вряд ли серьезны. Ситуация, когда в главном региональном центре — большом городе — значительная часть избирателей настроена более-менее протестно и поддерживать действующую власть не очень склонна, типична для большинства регионов. Но за счет избирателей села и небольших городов почти всегда удается обеспечить и достаточно удачный для власти результат на губернаторских выборах, и «хороший» состав законодательного собрания. Б

 

 

ТИТКОВ Алексей, доцент кафедры теории политики и политического анализа ГУ ВШЭ.

В 1993 году окончил Московский государственный университет имени Ломоносова по специальности «География». С 2005 года преподает в Высшей школе экономики, где читает дисциплины «Политическая экспертиза и управление», «Политические исследования», курс по выбору «Региональная политика России».

В 2008 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Социально-политическая структура пространства Европейской России начала XX века: по материалам выборов в Государственную думу 1906–1912 годов».

В 2010 году получил степень магистра гуманитарных наук в Университете Манчестера.

Профессиональные интересы включают политику, в том числе региональную, государство и бизнес в регионах России, партии и партийные системы.