О роли бизнеса в тихоокеанской политике

Рубрика | Что было

27 июня на Ильинке 6, состоялось заседание правления ТПП РФ.

Президент ТПП РФ Сергей Катырин открыл заседание правления и выступил с докладом «О повышении роли бизнеса в развитии экономики регионов Дальнего Востока и реализации тихоокеанской политики России».

Развитие Дальнего Востока и Байкальского региона невозможно без совместных усилий государства и бизнес-сообщества — как отечественного, так и иностранного, уверен Сергей Катырин.

Прорыв в восточной политике связан для России прежде всего с перспективами ее долгосрочного сотрудничества с КНР. Китай является оптимальным партнером для российского Дальнего Востока в плане взаимодополняемости экономик. Особую значимость для развития экономического потенциала российского Дальнего Востока и Байкальского региона имеет подписанное соглашение о поставках в Китай природного газа.

Далее Сергей Катырин, подчеркнув роль бизнеса в развитии экономики регионов Дальнего Востока и реализации тихоокеанской политики России, обратил внимание членов правления на ряд принципиально важных для системы ТПП РФ моментов.

Первое. ТПП России, дальневосточным палатам необходимо с участием предпринимателей, объединениями палат наработать предложения по корректировке основополагающих документов стратегического и программно-целевого планирования Дальнего Востока и Байкальского региона. Речь идет о Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, государственной программе развития всего этого макрорегиона на тот же период, Федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», а также стратегиях и программах развития субъектов Федерации, расположенных в Дальневосточном федеральном округе и в Забайкалье. Как отмечается в аналитическом материале, все эти документы слабо позиционируют российский макрорегион в процессах, идущих в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

Второе. Отечественный бизнес, особенно малый и средний, ожидает от торгово-промышленных палат налаживания инвестиционного сотрудничества между российскими предпринимателями и зарубежными владельцами капиталов и технологий. Большинство зарубежных инвесторов, сотрудничающих с ТПП РФ, убеждено, что «окно возможностей» (то есть высокая норма прибыли от вложений в проекты на территории макрорегиона) при всех имеющихся рисках отнюдь не закрыто. Это касается не только энергетических сделок, но и инвестиционных проектов в традиционных отраслях — машиностроении, металлообработке, легкой и пищевой промышленности.

Третье. Торгово-промышленным палатам предстоит более основательно заняться вопросами диверсификации и наращивания объемов торгового оборота российских предприятий с контрагентами из стран АТР. К сожалению, мы, по сути, можем предложить лишь сырье и продукцию низших переделов.

Четвертое. Успех в продвижении российских несырьевых товаров на рынки АТР в немалой степени зависит от того, насколько слаженной, эффективно работающей окажется система государственной поддержки экспорта. Здесь не все решается на должном уровне.

Пятое. Необходимо как можно скорее принять нормативно-правовую базу для территорий опережающего социально-экономического развития. Сегодня практически во всех субъектах Федерации на Дальнем Востоке и в Забайкалье уже определены территориальные образования, которые могут быть наделены статусом экономических зон опережающего развития. Именно с учреждения такого рода зон на западном побережье Китая на рубеже 70–80-х годов прошлого века начался стремительный взлет нашего восточного соседа.

Шестое. Общий объем инвестиций в сооружение газопровода «Сила Сибири» и создание инфраструктуры оценивается с российской стороны как минимум в 55 млрд долларов. Основные подрядные работы станут выполнять крупные отечественные корпорации, но определенная часть заказов достанется и малому бизнесу. Минэкономразвития РФ полтора месяца назад направило на согласование в правительство уточненную версию «дорожной карты» расширения доступа малых и средних предприятий к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием. Так, доля малого и среднего бизнеса с нынешних 10% в заказах госкомпаний и инфраструктурных монополий должна вырасти к концу текущего года до 15, а в 2015 году — до 25%. Минэкономразвития РФ предлагает ужесточить контроль и сократить сроки выполнения предписанной законодательством нормы о квотах для малых и средних компаний в государственном и муниципальном заказе. Вместо двухпроцентной доли, которая по факту имеется на сегодняшний день, министерство планирует достичь к концу этого года пятипроцентной отметки, а в 2015 году — десятипроцентного показателя.

Новая версия «дорожной карты» предписывает «Газ­про­му», РЖД, «Россетям» и «Автодору» разработать парт­нерские программы с малыми и средними компаниями, предусматривающие прозрачные критерии отбора и аккредитаций таких компаний-партнеров в качестве поставщиков и субподрядчиков. Они смогут получить авансовые платежи в размере не менее 30% от суммы контрактов. Задача системы ТПП — добиваться, чтобы все парт­нерские программы носили публичный характер, в них были задействованы независимые производители, а не только «дочки» и «внучки» наших естественных монополий и госконцернов.

Неплохо было бы, подчеркнул Сергей Катырин, уже осенью провести под эгидой Общероссийского народного фронта общественные слушания результатов выполнения первых пилотных проектов в рамках партнерских программ, которым намечается дать старт в следующем месяце.

 

ЦОС ТПП РФ