Министр атакует


16Рубрика | Сюжет месяца / В России

Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ

Президент Путин согласился с предложением министра обороны Шойгу ликвидировать Рособоронзаказ. Передел полномочий в сфере ОПК начался?

Министр обороны России Сергей Шойгу 15 мая направил президенту России Владимиру Путину письмо «О реализации контрольной функции в сфере гособоронзаказа» №205/2458. В письме Сергей Кужугетович докладывает главе государства об итогах анализа эффективности работы органов исполнительной власти по контролю за государственным оборонным заказом (ГОЗ). Также он отмечает, что Рособоронзаказ дублирует или частично дублирует функции Счетной палаты, Федеральной антимонопольной службы и межведомственной рабочей группы по предотвращению нарушений законности в сфере гособоронзаказа при Генпрокуратуре РФ.

«С целью сокращения расходов федерального бюджета целесообразно осуществить перераспределение функций Рос­обо­ронзаказа между органами государственной власти с последующим его упразднением, в том числе территориальных органов», — пишет министр. И предлагает передать функции по контролю над расходованием средств Счетной палате; кон­трольные функции по размещению заказов по линии гособоронзаказа и ведение реестра недобросовестных поставщиков — ФАС, а ведение реестра единственных поставщиков, как и право выдачи лицензий предприятиям оборонно-промышленного комплекса, — Минпромторгу России.

Владимир Путин рассмотрел письмо и в конце мая снабдил его резолюцией: «Согласен».

 

Премьер был против

Министр обороны не впервые обращается с предложением упразднить Рос­оборон­заказ. В январе 2014 года Сергей Шойгу написал аналогичное письмо на имя председателя Правительства РФ Дмитрия Мед­ве­дева. Насколько известно, состоялось специальное заседание правительства под его руководством по этому поводу с участием вице-премьера (курирующего вопросы ОПК) Дмитрия Рогозина.

Тогда точка зрения Шойгу не была принята. По мнению Дмитрия Медведева, вопрос о ликвидации Рособоронзаказа рождает вопрос о целесообразности существования Федерального агентства по поставкам вооружения, военной и специальной техники (Рособоронпоставка), и решили оставить все, как есть.

Но президент рассудил иначе: Рос­оборон­заказ будет упразднен. По данным источников, функции службы, скорее всего, частично передадут в аппарат Военно-промышленной комиссии при Пра­ви­тель­стве РФ.

 

Служба на заказ

Федеральная служба по оборонному заказу была образована в марте 2004 года (на базе существовавшего ранее госкомитета). Основные ее функции: контроль за торгами по гособоронзаказу, надзор за соблюдением требований технических регламентов в отношении поставляемой продукции, контроль ценообразования и состояния организаций ОПК.

В мае 2012 года служба перешла из ведения Минобороны в прямое подчинение Правительству РФ — де-факто к только назначенному тогда вице-премьеру Дмитрию Рогозину. Переподчинение явилось первой победой в бюрократическом противостоянии с тогдашним министром обороны Анатолием Сердюковым (которое закончилось, как известно, позорной отставкой Сердюкова и уголовным делом против него).

Рогозин сделал правильные выводы из ошибки, совершенной когда-то его предшественником на посту правительственного куратора ОПК вице-премьером Сергеем Ивановым (ныне руководителем Администрации президента России).

Рособоронзаказ — одна из федеральных служб, созданных в подчинении Министерства обороны в рамках министерской реформы 2004 года. Помимо Рособоронзаказа в подчинении МО были образованы Рособоронпоставка, Рос­кос­мос, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по экспортному и техническому контролю, Федеральное агентство специального строительства.

Поскольку Минобороны в версии Ива­но­ва стало во многом экономическим министерством, доминирующим над сферой ОПК, самого Сергея Борисовича в 2005 году назначили по совместительству вице-премьером по ОПК и военно-мобилизационным вопросам, и в 2006 году он одновременно возглавил Военно-промышленную комиссию Правительства РФ. В 2007 году стал одним из двух первых вице-премьеров, круг его «тем» существенно расширился — и поста министра обороны он лишился. Однако Иванову удалось инициировать создание Рособоронпоставки — агентства централизованных закупок вооружения и техники для всех силовых структур, которое формально подчинялось президенту, а фактически — первому вице-премьеру Иванову. Кроме того, Сергею Борисовичу переподчинили Роскосмос.

На посту министра обороны Иванова сменил Анатолий Сердюков: первоначально как «технический» министр, занимавшийся в основном организационно-финансовой оптимизацией, в то время как военно-стратегические и военно-политические вопросы оставались в ведении Иванова. Тем более что он вместе с Дмитрием Медведевым рассматривался как возможный преемник Владимира Путина на посту президента.

После 2008 года аппаратный вес Иванова и Сердюкова меняется. Во-первых, Сергей Борисович не стал преемником и в кабинете министров, возглавляемом Владимиром Путиным, оказался не первым, а «простым» вице-премьером (курирующим ОПК, высокие технологии, промышленность, транспорт и связь). Во-вторых, Анатолий Эдуардович, особенно после Грузинской войны, чрезвычайно увеличил свой аппаратный вес: его вес превзошел вес Иванова. МО при нем выступило ключевым регулятором ОПК (через созданные Сердюковым службы контроля ценообразования) и даже участником международного военно-технического сотрудничества (через систему технической помощи по линии Вооруженных сил). Сердюкову удалось переподчинить Рособоронпоставку Министерству обороны, а директором Роскосмоса сделать одного из своих соратников — генерал-полковника Владимира Поповкина (генерал Поповкин, к сожалению, недавно скончался).

Анатолий Сердюков в процессе усиления своего положения в российской системе власти испортил отношения и с Сергеем Ивановым, и с очень влиятельным главой госкорпорации «Ростех» Сергеем Чемезовым (корпорация объединяет большинство предприятий ОПК и гражданского машиностроения, а также монопольно экспортирует новые вооружения).

И к 2012 году Анатолий Эдуардович, по всей видимости, захотел повторить судьбу предшественника — стать одновременно вице-премьером по ОПК и постепенно уйти из Минобороны, поскольку основные преобразования Вооруженных сил завершились. Однако его планам не суждено было сбыться.

 

Рогозин пошел по стопам Иванова

После избрания Думы VI созыва в декабре 2011 года руководитель Ад­ми­ни­стра­ции президента Сергей Нарышкин занял пост председателя Государственной думы. Некоторое время и.о. руководителя АП был его первый заместитель Владислав Сур­ков, но затем на пост руководителя Ад­ми­ни­страции президента неожиданно для многих назначили Сергея Иванова. А вакантная после его ухода из правительства должность вице-премьера была отдана послу России в НАТО Дмитрию Рогозину.

При этом Рогозин получил в свое ведение только вопросы ОПК, военно-мобилизационного обеспечения и Военно-промышленную комиссию: остальные темы Иванова распределили между собой другие зампреды правительства. И взялся за контроль над Минобороны.

В мае 2012 года произошло переподчинение Рособоронзаказа, усилился прессинг на Роскосмос. Закончилась эта активность Рогозина, как известно, отставкой Сердюкова. (Позже Рогозину удалось отправить в отставку и директора Роскосмоса Поповкина.)

Сменивший Сердюкова Сергей Шойгу первоначально декларировал сокращение экономических функций Минобороны — пытался избавиться от функций ценообразования на военную продукцию и передать управление военным имуществом в Росимущество. Но «сбросить» эти потенциально чреватые конфликтами и уголовными делами направления ему не удалось. И постепенно Сергей Кужугетович занялся тем же, чем и его предшественники на посту министра, — усилением влияния на российский ОПК.

При этом Шойгу — российский политик номер два, уступающий по популярности только Владимиру Путину. А уровень его бюрократического веса после блестящей крымской операции и из-за украинского кризиса в целом чрезвычайно высок. Именно поэтому его майская атака в отличие от январской закончилась успехом.

 

Пока статус-кво

Тем не менее президент решил сохранить статус-кво: Рособоронзаказ не возвращен в подчинение МО — он ликвидируется, а значительная часть его функций передается возглавляемой Рогозиным Военно-промышленной комиссии. Однако вполне вероятно, что министр обороны все же добьется передачи части этих функций в свое министерство. Некоторые эксперты прогнозируют дальнейшее стремление Шойгу получить под свой контроль структуры управления ОПК, в том числе и Военно-промышленную комиссию, возможно, приобрести ранг вице-премьера.

Если эти прогнозы обоснованны, Дми­трий Рогозин будет все дальше уходить от военно-промышленных тем, все больше сосредотачиваться на внешнеполитических задачах и роли «политического» вице-премьера. Существует проект возрождения партии патриотического толка, похожей на ранее существовавшую «Родину», которую когда-то возглавлял Рогозин. У Дмитрия Олеговича есть все шансы привести ее в Думу на выборах 2016 года. Б

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте