Риски умеренные

6Рубрика | Президентские / Правительственные программы

Текст | Николай МИРОНЧИК

Крымский полуостров ожидает испытание развитием. Правительство говорит о формировании свободной экономической зоны, уже создается зона игорная. Координировать работу по спонсированию новой российской территории будет образованное Министерство развития Крыма. Оправдаются ли все эти усилия в условиях жесткой международной изоляции полуострова?

Прямая аналогия между министерствами развития Дальнего Востока и Крыма, которая вроде бы напрашивается сама собой, избыточна, считает генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

«Министерство по делам Крыма при наличии округа, состоящего всего из двух субъектов, на мой взгляд, излишне. Совмещение территориального и отраслевого принципа управления всегда приводит к дополнительным накладкам, — уверен эксперт. — С другой стороны, поскольку Крым под непосредственным контролем высшей власти, то эти накладки легко будут сниматься».

По его словам, первое, на чем необходимо сосредоточиться федеральным властям, — это инфраструктура полуострова. Приводить ее в порядок придется силами федерального бюджета. «Инфраструктура, очень необходимая, но не приносящая непосредственной прибыли, всегда во всех странах ложится на плечи государства, и мы не исключение».

И здесь помимо обеспечения Крыма водой, электричеством, газом первоочередная задача — строительство транспортной артерии, которая свяжет полуостров с материковой Россией. «Взаимоотношения с Украиной вряд ли в ближайшее время станут добрыми и братскими, а значит, нужен какой-то путь в Крым помимо самолета. Делать это надо в первую очередь. Потому что вся наша помощь может банально захлебнуться из-за узкого транспортного горлышка», — говорит эксперт.

Журавлев скептически оценивает декларации правительства о создании на полуострове свободной экономической зоны. «Понятие СЭЗ, по-моему, весьма мутное: заметьте, ни одна из них не получилась. Но если все же возникнет зона с более льготной системой налогообложения — это явное приглашение для российского бизнеса пойти туда. И такой шаг, конечно, сработает. В данном случае неважно, насколько там налоги будут маленькие. Важно, что они меньше, чем в России».

На вопрос о том, решатся ли российские компании на инвестиции в Крым, учитывая непростую международную ситуацию, связанную с присоединением полуострова, эксперт отвечает так: «Риск один — оказаться персоной нон грата на западном рынке. Очень серьезный риск, поскольку у нас главные компании все-таки экспортные. Но эта опасность существует теоретически; практическая ее реализация кажется мне сомнительной, — говорит Журавлев. — Потому что после референдума уже больше месяца прошло, а ощутимых санкций не видать. Более того, по многим направлениям сотрудничество продолжается, и достаточно эффективно, причем не только с Европой, где вроде бы главная проблема в том, что они не могут все свернуть из-за больших объемов, но и с Соединенными Штатами».

«Я вообще не ощущаю, что есть желание какие-то жесткие санкции ввести. Показать нам, что мы поступили неправильно, — да. Не более того. Форма соблю­дена. И поэтому думаю, что больших рисков, особенно для компаний — крупных экспортеров, не будет», — продолжает мысль эксперт.

Большинство крупных предприятий Крыма принадлежит украинским олигархам или лицам, аффилированным с влиятельными украинскими политиками. Дмитрий Журавлев считает, что это не очень существенная проблема. Даже если предприятия не захотят работать в новых условиях (а они, по мнению эксперта, не захотят), их владельцы не смогут перенести производство из Крыма физически. Следовательно, встанет вопрос лишь о выкупе собственности. Б