Людмила БОГОЛЮБОВА: стильный, ухоженный сад — предмет гордости хозяина

74-76Рубрика | Дом / Сад

Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ

Фото | Наталья ПУСТЫННИКОВА, Александр Данилюшин и Садовый центр Людмилы Боголюбовой

Людмила Михайловна Боголюбова — садовый дизайнер и предприниматель с более чем 20-летним стажем; создала и возглавляет Садовый центр Людмилы Боголюбовой, успешно работающий во многих регионах России.

О том, что нужно знать заказчику о садовом дизайне, и о том, как развивается бизнес в этой сфере в России, она рассказала нашему журналу.

— Людмила Михайловна, в чем причина резкого роста спроса в России на садовый дизайн в последние годы?

— Прежде всего в том, что в дополнение к высокому уровню доходов, благодаря которому появились загородные дома, вырос культурный уровень наших деловых людей, представителей среднего класса. И они позиционируют земельный участок, который примыкает к их загородному дому, как место для релаксации, благоуханный оазис, где можно отдохнуть и набраться энергии. Они не стремятся сажать там, как это было зачастую в прошлые годы, огурцы и картофель или засаживать как попало деревьями, кустами и цветами — у них сформировался вкус к высокой садовой культуре, к эстетике. Это с одной стороны.

С другой, сад для них — средство удовлетворения амбиций, позиционирования в своей социальной среде, а значит, возможность улучшить свое реноме, например в бизнесе. Таким образом, сегодня среди слоя обеспеченных людей в нашей стране уже доминирует представление, что благодаря качественному, профессионально сделанному саду его владелец растет и духовно, и материально.

— При этом речь идет о достаточно крупных по площади садах?

— Да, у обеспеченных людей обычно садовый участок порядка 1,5 га. Для его ­обустройства могут применяться элементы английского, русского, фруктового сада — по желанию клиента и в зависимости от концепции, которая использована при строительстве дома.

Тенденция, популярная в последнее время, — делать сад, состоящий из как будто бы нетронутого, сказочного леса, плавно переходящего в благоустроенную парковую зону вокруг дома: допустим, в стиле английского парка. Лес будет сказочным, если он ухожен — это очень многоплановое мероприятие…

— А какие еще есть модные тенденции?

— Сейчас очень популярны разнообразные искусственно стриженные деревья. Их предлагают в основном немецкие поставщики, но и в России появились питомники, где выращивают такие деревья, придают им различные экзотические формы. Эти деревья формируются годами, потому цена очень высока.

Однако необязательно подобные деревья заводить всем, и сад с ними — не всегда удачное решение. Если у вас особняк в стиле барокко, мы обыгрываем сад именно в барочной традиции. Если же особняк в стиле хай-тек, будут соответствующий садовый дизайн и растения: например, стриженые бонсаи или растения на штамбе.

Тренды садовой моды нужно учитывать, но в меру. И не всякому владельцу сада модные фишки по вкусу. Это как в одежде: многие предпочитают классику. А качественные классические решения смотрятся очень стильно.

При разработке садового дизайна в первую очередь учитываем пожелания владельца. У всех ведь свои мечты. Наша задача — учесть эти мечты и предложить решение, когда эти мечты будут воплощены профессионально, со вкусом и с учетом имеющихся ограничений — бюджетных и иных.

Далеко не всегда можно делать сад с нуля: часто уже присутствуют некие насаждения, элементы организации пространства, например пруд, в целом сформирован ландшафт. Надо брать за основу то, что есть.

Если много переходов и перепадов на местности, мы предлагаем такой вариант, как японский сад. Это оптимальное решение в данном случае. Приходится иногда переубеждать заказчика. Допустим, клиент хочет постелить газон, а у него склон: лучше сделать ступени и их обыграть. Ведь в нижней точке газона постоянно будет скапливаться вода. Сад должен быть устроен правильно, чтобы он не превратился в болото и растения не смыло первым же ливнем в соседний водоем.

Очень часто нам заказывают оперативно привести сад в порядок — например, когда дом готовится на продажу. Как в передачах, где из женщин, которых заел быт, стилисты делают красавиц, так и мы за несколько часов заросшие, неухоженные сады превращаем в сады, куда не стыдно привести гостей.

Буквально вчера выполняли такой заказ: в девять утра приступили, а к восьми часам вечера, когда планировали приехать потенциальные покупатели, все было уже готово: сад подстрижен, вычесан, даже камешки в пруду блестели.

— Вы занимаетесь не только созданием сада, но и поддержанием его?

— Да, ведь одно без другого бессмысленно! Какой бы сад ни был — английский, фруктовый, — если за ним не ухаживать, самое большее, сколько он продержится, — год. Потом в саду у сформированных растений начинают расти во все стороны ветки, нужна профессиональная стрижка. Если у яблони не формировать крону, она становится бесформенной и не приносит плоды. Кустарники, хвойные деревья также делаются бесформенными, слишком разрастаются…

Газон — очень важный пункт. Ухаживать за ним непременно надо один раз в 10–15 дней. Стрижка, внесение удобрений и обязательный полив.

Гигиена сада важна так же, как и гигиена человека. Если нет ухода, деньги на покупку растений, дизайн, ландшафтные решения, посадку сада окажутся выброшены на ветер. А ухоженный сад — это реноме хозяина.

— Самостоятельно ухаживать за садом можно? Или необходимо непременно обращаться к профессионалам?

— Самостоятельно ухаживать можно, если есть соответствующее образование, есть готовность к самообразованию, самосовершенствованию, искренняя увлеченность уходом за садом… И конечно, время. Но и в этом случае лучше консультироваться со специалистами.

Однако большинство из тех, кто может себе позволить настоящий большой сад, обращается для его создания и ухода за ним к сторонним организациям, например к нашей фирме. Потому что для владельцев сад — предмет гордости, для них важно, чтобы этот сад оценили по достоинству их друзья и знакомые, их гости…

— Много ли у вас и других фирм, занимающихся садовым дизайном, «шестисоточных» заказов?

— Достаточно много. Какая бы площадь садового участка ни была — пусть даже несколько соток, это всегда интересно. Можно прекрасно обыграть и три сотки, и одну. Мы охотно беремся за такие заказы.

Наша фирма в силах сделать качественный сад за тот бюджет, который в состоянии выделить клиент. Допустим, заказчик очень хочет гортензию, но не может себе ее позволить. Он покупает черенок, выращивает из него цветок. Мы ему подсказываем, как за ним правильно ухаживать.

Особенно это характерно для провинции, где отсутствует такой выбор растений, как в Москве, и доходы намного скромнее. Даже когда в саду нет большого количества дорогих растений, можно обыграть те, что есть: они будут сверкать, как бриллианты.

Одно из наших направлений — деловой ландшафтный дизайн, то есть обустройство территории, прилегающей к офису той или иной организации. Когда на это выделяется небольшой бюджет, появляется возможность посадить растения недорогие, но эффектные. А если чуть побольше, то создать целые искусственные парки.

Кроме того, мы работаем с застройщиками по озеленению придомовых территорий. В первую очередь это газон и те насаждения, которые указаны в проектной декларации. Нас не привлекают на стадии проектирования, потому часто приходится по обстоятельствам давать рекомендации и по растениям, и по технике создания газона. Например, натягивать над поверхностью склонов сетку и высаживать семена газонных трав на сетку.

— Насколько широко Садовый центр Людмилы Боголюбовой работает по России?

— Очень широко — по всей европейской части страны. Например, в прошлом году у нас был крупный и сложный объект в Елабуге — за 26 дней, с 3 августа до 29-го, требовалось подготовить и засадить 1,5 га. 1600 растений, при этом температура плюс 35 градусов, земля раньше не копалась. Пришлось бензобуром делать отверстия для роз, высаживать в них розы, обеспечивать полив… Работали дни и ночи без выходных. Но 29 августа хозяев встретил благоуханный рай.

Хотя, конечно, основной объем заказов приходится на ближнее Подмосковье: именно в Московском регионе максимальный спрос.

— Справляетесь силами собственных специалистов или приглашенных?

— Как собственных, так и приглашенных. Я привлекаю проверенных, знающих людей. Пусть мастер по ландшафтной планировке работает на обыкновенном российском бульдозере, но умеет делать планировку лучше, чем кто-то, работающий на дорогой импортной технике. Если участок сложный, нужна работа со специальной, профессиональной садовой техникой. Не каждый может с ней справиться, хотя техника — это сейчас не проблема…

— Что мешает расширяться вашему бизнесу?

— Налоговая система очень жесткая, очень высоки арендные ставки. При этом наше предприятие нуждается в помещениях, прежде всего под рассаду, причем в помещениях в Москве, где мы могли бы принимать клиентов. Слишком высокие кредитные ставки…

У нас в стране, к сожалению, не созданы условия для малого предпринимательства. А сколько бизнесов могло бы расцвести, будь по-другому…

— Каковы критерии отбора заказчиками фирмы в области садового дизайна?

— В первую очередь рекомендации, наличие опыта качественного исполнения заказов и самое главное — с гарантией на определенный период, а также с гарантией последующего ухода. Важнее всего для нас — не однодневный эффект, а длительный. Потому все «свои» сады мы патронируем в обязательном порядке.

— Какие типичные ошибки совершают заказчики садового дизайна?

— Наиболее типичная — заказчик начинает настаивать на том, чтобы в его саду непременно были использованы растения, которые ему нравятся. Однако они могут быть не к месту в данном саду. Или не соответствовать той или иной климатической зоне, и, даже если приживутся, будут выглядеть не так, как хотелось бы хозяину.

Допустим, клиент очень любит розы и стремится засадить ими весь сад. Но участок не должен выглядеть как промышленная оранжерея…

Из деревьев у нас в стране очень любят сосны и стремятся их высаживать даже на небольшом клочке земли, причем чаще всего по периметру участка. Однако, например, у кедра корни опускаются вниз, а у сосны, если дать ей расти, корневая система распространяется вширь и ломает самые крепкие заборы. Были случаи, когда она взламывала фундаменты. Я видела участки, которые настолько заросли соснами, что даже и дома не заметно…

Для того чтобы не возникало таких пагубных последствий, нужно постоянно формировать крону сосны, не давать дереву расти ввысь, регулярно укорачивать. Такая сосна, кстати, и выглядеть будет лучше — пушиться.

Еще одна типичная ошибка: заказчик стремится объять необъятное — засадить свой участок вдоль и поперек. Но есть же принципы гармонии, должно быть чувство меры…

Таких клиентов пытаемся останавливать, увещевать: «У вас уже все, что необходимо, сделано, вам больше ничего на данном этапе не нужно — только уход». Хотя мы могли бы, выполняя все хотелки, заработать дополнительный доход.

Однако репутация важнее. Репутация — это основа основ нашего бизнеса. При­обре­тается она долгие годы, а потерять ее можно очень быстро, если снизишь уровень требовательности к себе и своим сотрудникам. Б