Отрасль дальнего следования

52-53Рубрика | Транспорт

Текст | Малика ШАЙКЕНОВА

Железнодорожная сеть России имеет протяженность более 85 тысяч километров и является третьей по величине в мире.

Россия по-прежнему крупный железнодорожный рынок в мире. Помимо скорых, пассажирских, фирменных существуют поезда для туристов и граждан, которые совершают деловые туры. Насколько перспективен этот вид туризма и по какому пути он может успешно пойти?

Возрождение туризма

Расцвет железнодорожных путешествий в России пришелся на советский период. В 1980-е годы количество железнодорожных туристов ежегодно составляло более 4 миллионов человек. Однако Советский Союз распался, а вместе с ним ушло и само понятие «железнодорожный туризм». Круизы по железной дороге перешли в формат разовых немассовых туров. Сегодня традиции железнодорожных путешествий только начали возрождаться, и в стране снова загудели туристические поезда.

Как известно, развитие железнодорожного туризма напрямую зависит от позиции главного игрока в этой сфере — ОАО «РЖД». За туристические перевозки в холдинге-монополисте отвечает профильный туроператор — «РЖД Тур». По словам генерального директора «РЖД Тур» Сергея Ильягуева, в настоящее время разрабатываются новые проекты для популяризации данного вида туризма, и компания готова к активному сотрудничеству с туристическими операторами.

Еще в 2012 году по инициативе Фе­де­раль­ной пассажирской компании («дочка» ОАО «РЖД») стартовал проект «Пять пятниц», который направлен на возрождение железнодорожных туров выходного дня. Путешествия в таком формате предполагают передвижение на небольшие расстояния: туристы могут совершить поездку в близлежащие регионы с экскурсионной и развлекательной программой на комфортабельных поездах по невысоким ценам. Средняя стоимость тура выходного дня составляет от 4500 до 7500 тысяч рублей. Для реализации этой идеи были привлечены региональные туристические компании и местные органы власти.

По словам экспертов, проект имел большой успех. На конец года в рамках «Пяти пятниц» было перевезено около двух тысяч туристов. На призыв РЖД наиболее активно откликнулись турфирмы из Самары, Нижнего Новгорода и Челябинска. После первых успехов проекта заинтересованность в запуске туристических поездов выразило уже большее количество компаний. Однако формировать подобные эксклюзивные маршруты на туристических поездах туроператоры не стали.

 

Опыт туроператоров

Участники рынка в настоящее время скептически настроены в отношении железнодорожного туризма, считая его узкой сферой, куда невозможно направить массовые потоки туристов.

Немногие туркомпании верят в будущее железнодорожного туризма и считают этот вид перспективным. «Турпоезд универсален, он включает в себя и проживание, и питание, и программу. К тому же железнодорожный туризм в силах дать толчок развитию внутреннего туризма в целом, ведь даже один рейс туристического поезда способен привлечь в регион довольно большое количество туристов», — считает Денис Зайцев, топ-менеджер одной из компаний, занимающихся этим направлением.

Спрос на туристические поезда под событийные мероприятия ощутимо высок, поэтому именно в этой области железнодорожный туризм сегодня развивается наиболее активно. К примеру, во время проведения Универсиады-2013 были запущены такие поезда. Туры одного дня предполагали приезд туристов утром, экскурсию по городу и обратный путь поздно вечером. На прошедшие Олимпийские игры в Сочи также были организованы туристические поезда для россиян и иностранцев.

Несмотря на все риски, существуют компании, специализирующиеся исключительно на этом виде туризма. Одна из компаний предложила проект «Ретропоезд» и разрабатывает уникальные туры на старинных поездах на паровой тяге.

«Мы помогаем турфирмам стать железнодорожными туроператорами. Для формирования качественного продукта нужно разбираться в железнодорожной специфике. Немногим компаниям это под силу, а экспертов и профессионалов в этой области на рынке очень мало», — сказала генеральный директор этой компании Сусанна Старцева. По ее словам, заработать такое агентство может в сегменте люкс- и корпоративного, а также событийного туризма.

 

Деловой туризм в России

В 2013 году рынок делового туризма в нашей стране вырос на 7%. На Западе такой вид туризма обозначается с помощью аббревиатуры MICE (Meetings-Incentive-Conferences-Events) — мероприятия, направленные на развитие, мотивацию, обучение персонала, партнеров и клиентов компании, а также на представление компании, ее ценностей, философии и возможностей для внутреннего и внешнего потребителя.

По данным исследования Ассоциации бизнес-туризма, около половины деловых путешественников отправляется в командировки по России и странам СНГ и четверть — в Великобританию. Также популярными направлениями MICE-туризма для россиян являются континентальная Европа (10%), США (8%) и азиатские страны (7%). По итогам опросов, проводившихся в крупных российских корпорациях, большинство фирм (около 58%) предпочитает направлять сотрудников в командировки экономклассом. Меньшей популярностью пользуются первый и бизнес-класс (21%). Не имеет четкой политики в отношении эконом- и бизнес-класса порядка 21% опрошенных корпораций.

Компании предлагают такую услугу, как проведение MICE-мероприятий на железной дороге. Для этого разрабатывается программа под ключ, учитываются все пожелания. В ходе программы можно проложить маршрут любой сложности по территории России, странам СНГ, Балтии, Китая, Монголии, Европы. Для деловых туристов компания согласовывает удобный график движения поезда, организовывает обслуживание на борту, прием в городе прибытия, ресторанное обслуживание, культурно-развлекательную программу.

 

Ценовые палки в колеса

На пути железнодорожных путешествий в России стоит ряд проблем, которые не дают развиваться этому виду туризма. Особенно волнует представителей рынка вопрос ценообразования. Эксперты полагают, что железнодорожные проекты могут реализовываться только при скидке до 30% от действующих тарифов на проезд в купейном вагоне. Специалисты уверены, что ценовая доступность позволит привлечь интерес к ж/д туризму и удержать клиента. При этом в «РЖД Тур» отмечают, что делается все возможное для снижения цены перевозки. Компания не заинтересована в том, чтобы это стало блокирующим фактором для развития железнодорожных путешествий.

«Специально для туристических поездов у нас разработана очень гибкая тарифная политика, и стоимость перевозки существенно ниже, чем в поездах регулярного сообщения», — говорит Сергей Ильягуев.

По мнению участников рынка, железнодорожный туризм невозможно развивать без объединения усилий туроператоров, железнодорожных перевозчиков и региональной власти. Взаимное сотрудничество позволит оптимизировать цены специально под турпоезда и сделать регулярными туристические обмены между регионами. К сожалению, пока к такому сотрудничеству готовы не все субъекты РФ.

Кроме того, необходима популяризация этого направления среди потенциальных туристов. Большинство наших соотечественников имеет смутные представления о железнодорожном туризме и не знает о том, что именно предлагается в рассматриваемом сегменте на сегодняшний день. В этом существенное отличие от западных стран, где путешествия являются частью повседневной жизни.

Некоторые компании уже готовы предложить свои услуги в этой сфере, но их ничтожно мало. Кроме того, их возможности весьма ограничены. Тем не менее очевидно, что это направление очень перспективно, учитывая разветвленность российской железнодорожной сети и зарождающийся интерес к внутреннему туризму. Б