Всеволод БОГДАНОВ: возрождение традиций российской журналистики начнется с региональных СМИ

26-29Рубрика | Мнение

Текст | Юрий КУЗЬМИН

Фото | Из архива Союза журналистов России

Председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов — о настоящем и будущем журналистики, медийном рынке России и задачах, которые стоят перед возглавляемым им общественным объединением.

— Всеволод Леонидович, чем живет сегодня Союз журналистов России?

— Хвалиться нам, к сожалению, нечем. Успехов у Союза журналистов России не так уж много. Самая главная проблема — нам так и не удалось добиться двух важнейших вещей: правового экономического обустройства медийного рынка и повышения статуса журналистской профессии.

Сегодня в России по-прежнему нет реальной экономической независимости СМИ, о которой как об обязательном условии демократии, приходя к власти, говорит каждый наш президент. Экономическая независимость СМИ у нас ныне невозможна, поскольку отечественный медийный рынок не обустроен.

В каждой стране существуют свои механизмы для обустройства медийного рынка, но в любом случае это часть политики государства и работа чиновников. Где-то государство берет на себя заботу о распространении печатных СМИ, где-то — контролирует цены на бумагу. Некоторые акции носят якобы временный характер. Здесь стоит вспомнить, как во Франции в 2009 году по инициативе Николя Саркози было принято постановление, обеспечивающее доступ к бесплатной подписке для молодежи на любое печатное СМИ.

В современной России, к сожалению, ничего этого нет. Я не могу вспомнить ни одной инициативы наших чиновников за последние несколько лет, которая бы была направлена на обустройство отечественного медийного рынка.

Что же касается статуса профессии журналиста в России, то он, к сожалению, крайне низок. Это относится и к правовому, и к социальному положению журналистов. Вот простой пример: Союз журналистов России входит в Международную федерацию журналистов и выдает международные пресс-карты своим членам. С этими пресс-картами наши журналисты чувствуют себя достойно в любой стране мира: по ним их пропустят в любой орган власти, аккредитуют на интервью к любому министру и президенту. Но только не в России — у нас международная пресс-карта никакого значения не имеет.

— А какие успехи в деятельности Союза журналистов России вы бы выделили?

— Я бы хотел отметить деятельность ряда наших структур. В частности, креативной группы, занимающейся контентами и форматами современных СМИ — делом очень важным в наше время и сложным.

Эта деятельность состыкуется с другим направлением работы союза — возвращением доверия общества к журналистике. К сожалению, в эпоху глобализации мир утратил доверие не только к власти, но и к журналистике. Медиа стали равнодушны к читателям — их мало интересует обычный человек, его радости и беды, бо2льшую часть своего контента они посвящают сильным мира сего. СМИ торгуют контентом и своей лояльностью. И общество больше не верит журналистике.

Эта проблема очень беспокоит Союз журналистов России. Наши усилия направлены на возвращение журналистики людям. Здесь мы выделили несколько направлений: «Как спасти журналистику», «Как вернуть жанры в российскую журналистику», «Как вернуть влияние науки в СМИ» и др. Работа Союза журналистов России по возвращению доверия журналистике получила поддержку ООН и ЮНЕСКО. Сейчас мы вместе с ними готовим большие конгрессы по этой теме в Испании, Азербайджане, Литве.

Еще одно важное направление деятельности Союза журналистов России — защита журналиста. При союзе создан Клуб детей погибших журналистов, сегодня в нем 357 членов. Кстати, большинство воспитанников клуба после окончания школы идут по стопам своих родителей и поступают на журфаки. Многие уже стали большими журналистами и работают собкорами ведущих российских СМИ во многих странах мира. Мы гордимся, что Союзу журналистов России удалось им помочь.

У нас очень активно работает Клуб ветеранов российской журналистики. Члены клуба — люди со святым отношением к профессии, которое они стремятся передать молодому поколению, и активной жизненной позицией. У них всегда много интересных идей.

Клуб ветеранов организует регулярные встречи своих участников, проводит различные мероприятия и занимается изданием книг. Так, на сегодняшний день уже вышло десять томов книги «Живая память». Это воспоминания, очерки, статьи, интервью советских журналистов — участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла.

Также активно развивается деятельность Союза журналистов по организации мероприятий, на которых встречаются журналисты всей страны. Таких событий мы проводим довольно много. Это и фестиваль журналистов «Вся Россия», который ежегодно проходит в Сочи, и форум «Сибирь — территория надежд» (в сибирских городах), и международные конференции, которые, по традиции, организуются на теплоходах, и выездные профессиональные конкурсы, и, конечно, традиционные балы российской прессы в Москве. Очередной Бал российской прессы состоится в конце февраля, как и в предыдущие годы, его примет Центр международной торговли. Там Союз журналистов России подведет медийные итоги 2013 года, вручит премию «Золотое перо России» и другие профессиональные награды.

— В начале февраля вы отмечаете юбилей — 70-летие. Как, подходя к этой дате, вы оцениваете свои личные достижения на посту председателя Союза журналистов России и какие задачи наметили на будущее?

— О задачах, которые мне, к сожалению, не удалось выполнить, я уже сказал — это обустройство медийного рынка и повышение статуса профессии журналиста. Работать над их решением я собираюсь и в будущем.

— Вы профессиональный журналист. Насколько я помню, пришли в Союз журналистов России из региональной журналистики.

— Да, я долго работал в газетах, на телевидении, на радио. В Магадане был заместителем редактора областной партийной газеты. Когда переехал в Москву, работал в «Советской России» собкором по Карелии и Мурманской области. Потом стал чиновником — начальником Главного управления периодических изданий Госкомиздата СССР, затем возглавлял Генеральную дирекцию Центрального телевидения Госкомитета СССР по телевидению и радиовещанию.

— Вопрос к вам как к человеку, хорошо знающему ситуацию в региональной прессе. Есть общее мнение, что региональные издания сегодня очень несвободны, поскольку целиком и полностью зависят от местных чиновников. На ваш взгляд, это так?

— Нет, я категорически с этим не согласен. Конечно, есть регионы, где пресса живет только за счет финансирования местной власти. Но это вынужденная мера — другого пути, для того чтобы поддержать местные СМИ, в таких регионах просто нет. И вместе с тем региональная пресса, я считаю, сегодня более активная, прогрессивная и влиятельная сила, чем центральные издания.

Региональные издания находятся ближе к своим читателям, их быту и проблемам, чем центральные СМИ. Как-то я спросил главного редактора одной районной газеты: «Надо же, вроде бы вы в более трудном положении, чем центральные газеты, а тиражи у вас упали гораздо меньше, чем в Москве. Как же удалось удержать читателей?». А он ответил: «Только по одной причине. Вот я написал статью, напечатал ее, вышел на улицу и тут же встретил своего читателя. Я вижу человека глаза в глаза, как я могу ему солгать и обмануть его доверие?».

Региональные СМИ очень полезны обществу, они действительно помогают своим читателям найти себя, построить свою жизнь, дают им возможность что-то изменить. И именно с региональных СМИ, на мой взгляд, начнется возрождение традиций российской журналистики.

Также не стоит забывать, что в регионах сегодня действуют крупные и успешные коммерческие издательские объединения. Многие выпускают газеты и журналы уже не только для своих регионов, но и для соседних. В качестве примера могу привести издательский дом «Северная неделя» из Архангельска. Он выпускает 20 периодических изданий, самые популярные из которых — газеты «Пенсионерская правда» и «Зимняя вишня». Это издания совершенно нового типа, общеполитическая тематика в них сохранилась, но каждое предназначено для определенной части общества. Именно поэтому «Пенсионерская правда» и «Зимняя вишня» имеют такой успех у читателей.

Очень хорошо развивается ситуация на Алтае. Я знаю там много современных издательских домов, объединяющих электронные и печатные СМИ в одну цепочку. Эти издания пользуются огромным доверием у общества и влияют на власть. А в Тюмени, например, есть просто потрясающая ТРК «Регион Тюмень» — телерадиокомпания, пользующаяся огромной любовью местного населения. И таких примеров в регионах можно найти много.

— Современную российскую политическую ситуацию называют управляемой демократией. Соответственно, у нас и управляемая свобода слова. Хорошо это или плохо?

— Я не в восторге от этого термина, но считаю, что обществу нужна идеология. Идеология — это то, что объединяет людей, она должна быть обязательно.

Я часто привожу в пример Иисуса Хри­ста. Считаю, что это выдающийся мастер массмедиа. Два с лишним тысячелетия назад было огромное количество храмов, а в них великое множество фарисеев — искусных в интригах и умеющих влиять на людей. Но победил Иисус Христос. Почему? Потому что у него был контент, который всех объединил. Он открыл людям истины, к которым они стремились, — о том, что добро побеждает зло, а любовь — это высшее чувство.

Сегодня мы иногда пытаемся от этого отказаться, изобразить зло симпатичным и «вкусным». Но такие попытки всегда проваливаются. Потому что зло не может объединять, оно не способно сделать из людей общество. Зло не может влиять на сознание людей.

И вот здесь кроется ответ на вопрос: «Почему важна журналистика?». Потому что если она не будет говорить правдиво с людьми о том, ради чего мы рождаемся и живем, если не предложит людям идеологию добра, мы проиграем. Но я не верю, что это случится. В любом человеке от рождения заложено стремление что-то изменить к лучшему, на что-то повлиять. И, хотя сегодня попса отвлекает нас всякими новыми философиями, пытается навязать мнение, что можно жить без образования, что успеха можно добиться случайно, что труд — это не основа жизни человека, люди инстинктивно стремятся к другому.

Думаю, базовые ценности к нам вернутся, и тогда состоятся и наша страна, и наше общество, и наша власть, и наша профессия.

— Сегодня много разговоров о перспективах печатных СМИ. Кто-то считает, что их ждет стагнация, кто-то говорит об умирании. А что думаете вы?

— Никогда не забуду, как однажды я посетил офис газеты Guardian в Лондоне. Там три огромных зала на сотни рабочих мест. Каждый сотрудник редакции сидит в своем закутке с ноутбуком и ищет по всему миру информацию по своей теме. Если устал от компьютера — иди в будочку в том же зале и отдохни. Руководство Guardian показывало свой офис с большой гордостью. Вот, мол, какая у нас стыковка Интернета и печатного СМИ. А я, знаете, ужаснулся. Понял, что если бы увидел все это, когда только выбирал профессию, то никогда не стал бы журналистом.

Я убежден: журналистика — это всегда журналистское расследование, лично проведенное человеком, который пишет материал. Чего бы это ни касалось — экономики, политики, социальной сферы, истории жизни отдельного человека. А сегодня расследование ушло из журналистики. Мы собираем крохи информации по всему миру, а потом на основе этого сообщаем что-то читателю. Мы обрушиваем на людей водопад фактов и новостей, но не можем объяснить суть происходящих событий. И это трагедия и для медийного пространства, и для общественного сознания.

Я очень обеспокоен тем, что будет дальше с общественным сознанием. Из СМИ ушло не только расследование, но и жанры — очерк, фельетон, репортаж и многие другие, — будто их и не было никогда в нашей журналистике. А ведь они помогали человеку развиваться интеллектуально, духовно и нравственно.

Что же касается печатных СМИ, то Союз журналистов России активно обсуждает эту проблему с ученым сообществом. Есть исследование, установившее, что печатные СМИ не просто несут человеку определенную информацию, они тренируют наш мозг. Перевод букв в слова, в предложения, в афоризмы — это особая работа мозга. Благодаря таким тренировкам человек становится духовно богаче. И знаете, наши ученые убеждены, что печатные СМИ никогда не кончатся. И я с ними согласен. Другое дело, что сегодня газеты и журналы должны изменить свой формат и контент — это требование времени. А наша задача — вернуть в СМИ глубину через возрождение аналитики, журналистского расследования, других жанров.

— Как вы смотрите на будущее медийного рынка и журналистской профессии?

— Знаете, в моей семье почти все журналисты — и жена, и две дочки. Мне даже кажется, что мои внучки и внук тоже станут журналистами. Поэтому журналистика для меня дело очень личное. Я верю в ее будущее и убежден, что журналистика должна участвовать в формировании общественного сознания и помогать людям сопротивляться тому, чтобы ими командовали, как стадом. 


ПОЗДРАВЛЯЕМ!

6 февраля

Всеволод Леонидович Богданов,

давний друг нашего журнала, отмечает 70-летний юбилей.

Дорогой Всеволод Леонидович!

Издательская группа «Профи-Пресс» и редакция журнала «БОСС»

от всего сердца поздравляют Вас с юбилеем!

Желаем крепкого здоровья, благополучия,

дальнейших успехов в общественной работе и творчестве!


БОГДАНОВ Всеволод Леонидович, председатель Союза журналистов России.

Родился 6 февраля 1944 года в с. Кехта Холмогорского района Архангельской области. В 1969 году окончил факультет журналистики Ленинградского государственного университета (ныне почетный профессор этого университета).

Журналистскую деятельность начал в 1960 году корреспондентом на Архангельском радио.

С 1969 по 1986 год работал в газетах «Магаданская правда» и «Советская Россия», затем в Государственном комитете по делам издательств, полиграфии и книжной торговли (Госкомиздат) СССР, руководил главным управлением пропаганды, был членом коллегии министерства, а в 1989–1991 годах — генеральный директор дирекции программ Центрального телевидения, член коллегии Гостелерадио СССР.

В 1992 году Всеволод Богданов был избран председателем союза и с этого времени бессменно возглавляет Союз журналистов России.

Заслуженный работник культуры Российской Федерации, награжден орденом Почета.