Развал или схождение?

78-79Рубрика | Образование

Текст | Ася БАГДАСАРЯН, Николай КОЧЕЛЯГИН

Студенты российских вузов, потратив большое количество денег, сил и времени, выходят из учебных заведений не очень подготовленными к реальной работе «в поле». Как ведущие столичные, так и региональные высшие школы учат молодых людей не тому, что потом требует от них бизнес. В результате получается, что общество и государство тратят большие усилия на высшее образование, а экономическая «отдача» невелика.

 Далеки от бизнеса

На сегодняшний день российское высшее образование испытывает трудности социально-политического и социально-экономического характера. Система высшего образования пока не выполняет одну из основных своих задач: качественной подготовки специалистов, которая является залогом процветания страны.

Вузы готовят специалистов по устаревшей программе «уходящей» ресурсозатратной экономики, устаревшая материально-техническая база вуза не соответствует информационным технологиям, произошла замена ценности получения образования ценностью документа о высшем образовании. У студентов снизился интеллектуальный потенциал, исчезли установки на трудоспособность, научные разработки и так далее. Произошел разрыв между потребностями рынков труда и знаниями, навыками, методами, которыми овладевает специалист в вузе.

Часто образовательные услуги, предоставляемые учебным заведением, вообще не сопровождаются прямой ориентацией на будущую профессиональную сферу деятельности. В результате специалист, получивший высшее образование, не имеет практических знаний и навыков в выбранной им деятельности.

Особенные сложности вызывает вхождение России в международное образовательное пространство, что требует разрешения вопросов, связанных с интеграцией различных концепций обучения молодого специалиста.

Высококачественное образование помогает специалисту стать конкурентоспособным на рынке труда (в том числе на международном рынке), а учебному заведению, подготовившему ценного специалиста, повысить свою привлекательность на рынке образовательных услуг. Из этого извлекаются громадная польза и выгода. Отдаленность от бизнеса и экономики делает образовательный уровень учебных заведений ниже.

Для того чтобы вузы выпускали качественных специалистов, нужно создание системной модели профессионального специалиста, которая будет отвечать всем требованиям экономического пространства. Построение отношений «производитель» (вуз) — «потребитель» (бизнес) стоит начинать с анализа, то есть с потребностей работодателя, общества, рынка труда.

«Сначала вузам необходимо понять, какие потребности сложились у работодателей за последние годы и как они будут трансформироваться в перспективе как минимум 5–7 лет, — считает независимый аналитик Александр Дмитриев. — После этого нужно корректировать или коренным образом менять образовательную программу, чтобы она была приближена к реальности, разрабатывать современные методики, приобретать соответствующее оборудование».

Государство предпринимает попытки сделать образование более эффективным и приблизить его к неким международным стандартам, однако пока это происходит преимущественно на бумаге.

В проекте постановления от 9 апреля 2010 года говорится о том, что целью государственной поддержки вузов и производственных предприятий является развитие кооперации российских высших учебных школ и производственных предприятий, а также научной образовательной деятельности в российских вузах, стимулирование использования производственными предприятиями потенциала российских высших учебных заведений для функционирования наукоемкого производства и поддержки инновационной деятельности в российской экономике.

Однако происходит ли эта кооперация на практике? «Существует несколько вузов, которые сотрудничают с определенными крупными компаниями, и их программы обучения в значительной мере «заточены» под нужды данных компаний, — отмечает Александр Дмитриев. — По моим наблюдениям, это относится к сырьевому сектору (нефть, нефтехимия, металлургия). Однако это, скорее, отдельные случаи, по которым нельзя судить об общих тенденциях».

Некоторые эксперты считают, что для решения вопросов, возникающих в ходе взаимодействия вузов и предприятий, можно ввести в вузах отдельную должность. Соответствующий специалист мог бы заниматься «переводом» идей вузовских исследователей на язык компаний. Однако представляется, что введение отдельного специалиста в вузе или даже создание отдельного министерства по сближению вузов и бизнеса не принесет желаемых результатов, как видно из российской истории.

 

Избыток вузов, дефицит специалистов

Итоги мониторинга вузов и их работы за прошлый год оказались неутешительными и вызвали немало вопросов в обществе. По итогам мониторинга ряд вузов был реорганизован, а ряд филиалов прекратил свою работу.

Осваивать рабочие специальности абитуриенты не хотят, поэтому и идут учиться на юристов, экономистов, менеджеров и т.д. При этом на предприятиях не хватает рабочих рук, технических специалистов, которые обладают навыками работы на современном оборудовании.

Например, в Краснодарском крае, где хорошо развито сельское хозяйство, сельхозпроизводители жалуются на дефицит специалистов. Многие работники фермерских хозяйств остаются на рабочих местах даже после наступления пенсионного возраста, при этом они получают мизерную зарплату. А молодые люди чаще всего идут в вузы осваивать специальности, которые не являются востребованными. Экономика вынуждена платить за показную доступность высшего образования.

Краснодарскому краю, как и многим отечественным регионам, нужны инженеры, машиностроители, технологи, способные с пользой для себя и общества трудиться на предприятиях лесопереработки, станкомашиностроения, химической, газовой промышленности, электроники и т.д. Все эти отрасли срочно нуждаются в грамотных кадрах, и без высшего образования такие проблемы не решить.

Некоторые шаги в сторону устранения этих дисбалансов уже делаются. В Краснодарском крае созданы специальные условия для высших учебных заведений, которые обеспечивают студентов знаниями, носящими прикладной характер, предоставляют многоуровневую систему профориентации, подготовки и переподготовки кадров для аграрного сектора экономики и сферы частного предпринимательства, машиностроения и т.д.

В целях пропаганды и внедрения инновационных технологий в институтах создан Научный центр пропаганды и внедрения инноваций, который активно привлекает интеллектуальный потенциал ученых при разработке актуальных научных проблем. Также в крае открыты свой Молодежный кадровый центр, Отдел молодежной политики края. Они предоставляют вакансии студентам, а также разрабатывают конкурсы с привлечением активной молодежи. В вузах за отличную учебу, научные разработки, бизнес-идеи предусмотрены стипендии. У студентов есть возможность закреплять теоретические навыки на базе известных предприятий края.

Для того чтобы предпринимать подобные позитивные шаги, нужны существенные вложения. Как отмечает ректор Кубанского госуниверситета Михаил Астапов, «мы очень серьезно укрепили учебно-материальную базу, создали современные условия на большинстве факультетов. На эти цели за последние пять лет было затрачено более 100 млн рублей. Кроме того, приобретено современное оборудование на 150 млн рублей, чтобы учебный процесс и научная работа стали более эффективными».

Таким образом, для решения проблемы высшей школы в России необходима прежде всего инициатива государства. Власти должны продолжать устранять «излишества», то есть ненужные вузы, вкладывать средства в укрепление их научной и учебно-материальной базы, создавать условия для тесных взаимоотношений бизнеса и вузов, которые позволят сделать образование действительно ценным — как для студентов, так и для экономики страны.