Надежда ЛАРИОНОВА: есть все возможности возродить ту маленькую Швейцарию, какой был Озерск в прошлые десятилетия, и создать в нашем городе точку роста промышленного производства


74-77Рубрика | Технологии

Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ

Фото | Александр ДАНИЛЮШИН

Генеральный директор ЗАО «Уральский завод теплообменного оборудования» (г. Озерск Челябинской области) Надежда Ларионова убеждена, что на Южном Урале имеется значительный потенциал для роста промышленного производства. Но реализовать его можно будет только при помощи ряда государственных программ.

— Надежда Анатольевна, как развивается завод, какова его доля на рынке теплообменного оборудования?

— Прежде всего поясню, что мы среднее промышленное предприятие, созданное в 2003 году в результате отделения от одной из более крупных промышленных компаний. Она, в свою очередь, выделилась из треста «Уралпроммонтаж» — одного из крупнейших промышленно-строительных предприятий в городе.

Подобное деление — естественный рыночный процесс, потому что средний бизнес оказывается эффективнее в сфере, в которой мы специализируемся, — изготовлении емкостного и теплообменного оборудования, как правило, нестандартного, для конкретных заказчиков: предприятий нефтехимической, химической, нефтеперерабатывающей промышленности, производства минеральных удобрений, металлургии и других отраслей. Средние предприятия за счет того, что они более гибки, клиентоориентированы, там меньше бюрократии, имеют возможность предлагать самую привлекательную цену, мобильнее в выполнении заказов…

Больше десятка предприятий в городе выпускает продукцию аналогичного профиля — все они в той или иной форме выделились из Уралпроммонтажа.

Основная часть предприятий, как и наше предприятие, полностью самостоятельна.

Из сказанного понятно, что рынок производства теплообменного и емкостного оборудования — остроконкурентный даже на уровне Озерска, не говоря уже о широком контексте. Доли рынка у всех небольшие.

Успешно работать на нашем рынке могут только предприятия, выпускающие качественное оборудование, приемлемое для заказчика по цене, точно соответствующее ТУ заказчика и при этом полностью удовлетворяющее всем требованиям Ростехнадзора, техрегламентам и другим составляющим, умеющие выстраивать отношения с заказчиками.

Без лишней скромности скажу, что нам это неплохо удается, раз мы смогли за десять лет из маленькой организации из трех человек вырасти в среднее промышленное предприятие, на котором работает более 60 рабочих и ИТР.

Но при этом завод, к сожалению, не имеет возможности развиваться теми темпами, которыми мог бы.

— Что этому мешает?

— Нестабильность положения предприятия. И не только нашего: в Озерске, как я уже сказала, больше десятка предприятий, похожих на наше, и у всех аналогичные проблемы.

В первую очередь нестабильность в отношениях с заказчиками. Для того чтобы увеличивать масштабы производства, нужно иметь производственные программы на несколько лет вперед. Сегодняшняя же тендерная практика такова, что контракты заключаются относительно краткосрочные. На мой взгляд, необходимо законодательно стимулировать заказчиков к долгосрочным отношениям — это важнейший фактор развития промышленного производства в нашей стране.

Более того, тенденция такова, что приоритет на тендерах получают крупные предприятия. Это особенно удивительно, если учесть, что они нередко выставляют цену выше, чем средние!

— Заказчики считают, что крупные более надежны, и потому отдают им предпочтение.

— Да, но большая надежность крупных поставщиков часто не соответствует действительности. Приоритет крупных предприятий ведет к монополизации рынка, что, в свою очередь, станет причиной взлета цен и роста себестоимости конечной продукции.

Цена российской продукции и так слишком высока — российские производители проигрывают конкурентам на международной арене, тем же китайским промышленникам, даже с учетом транспортно-логистических расходов, необходимых для доставки их продукции российскому потребителю…

Увы, ситуация на тендерах — далеко не единственное препятствие для развития нашего предприятия и наших коллег. Другая проблема — земля под промышленными объектами, которую никак не передадут из федеральной собственности в собственность субъекта Федерации и муниципалитета.

Озерск, как вы знаете, ЗАТО. Город возник в связи со строительством знаменитого ПО «Маяк». Это градообразующее предприятие. Вся земля выделялась под комбинат «Маяк». Она так и осталась пока в федеральной собственности, хотя законодательство предписывает ее передачу субъекту Федерации и муниципалитету.

Из-за нерешенности проблемы со статусом земли земельные отношения в городе чрезвычайно затруднены. Предприятия практически лишены возможности решать вопросы по строительству новых производственных объектов, а также жилья.

То есть спрос на нашу продукцию увеличивается, но удовлетворить его мы не можем и вынуждены отказываться от заказов, теряем заказчиков. А Южно-Уральский регион в целом теряет объемы роста производства и рабочие места.

Необходимо как можно скорее передать землю субъекту Федерации и муниципалитету, чтобы предприятия получили возможность в нормальных условиях решать вопросы по аренде земельных участков.

Еще одна острая проблема Озерска и многих других муниципалитетов Южного Урала — нехватка энергетических мощностей. Для того чтобы качественно расширить производство, требуются новые подстанции.

— Но нет возможности их построить из-за неясности статуса земельных участков?

— С одной стороны, из-за этого. С другой, где предприятия найдут финансирование для такого строительства? За чей счет будут строить? За счет кредитов при имеющихся ставках в районе 20% это просто нереально. Не секрет, что промышленные предприятия работают с минимальной маржой. Из прибыли? Но нам нужно не один год откладывать средства, чтобы построить подстанцию.

Я считаю, развивать энергетическую инфраструктуру должно государство — среднему бизнесу это не по силам и не по средствам! На главных промышленных территориях страны — прежде всего на Урале — надо вести масштабное строительство энергетической, а где необходимо и транспортной инфраструктуры за государственный счет: это залог формирования территорий массового развития перерабатывающей промышленности в стране, роста ВВП в сфере машино- и приборостроения.

Отдельный вопрос — ситуация с прибылью, которая остается на предприятии после налогообложения. Сегодня инвестиции в производство делаются прежде всего за счет прибыли — положение с кредитами я обрисовала. На мой взгляд и взгляд моих коллег, для развития предприятий нужно оставлять больше средств в промышленном бизнесе — меньше брать налогов.

И конечно, необходимо прекратить постоянно пересматривать налоговые и фискальные правила. Сегодня они пересматриваются каждый год, и это не дает возможности предприятиям формировать стратегические планы развития, привлекать инвесторов.

— Вы сказали о трудностях с расширением производства. Но увеличение выпуска продукции можно реализовать и за счет установки современного высокопроизводительного оборудования…

— Безусловно, однако сегодня на рынке нет доступного отечественного оборудования. Станкостроение в стране после провала 90-х годов восстанавливается очень медленно. А покупать импортное оборудование, особенно учитывая накладные расходы, для нас нереально. Вот и приходится латать парк станков 60–70-х годов…

На мой взгляд, непременным условием создания механизмов роста в перерабатывающей промышленности должна стать государственная программа развития отечественного станкостроения и производства технологического оборудования.

Следующее обстоятельство, которое тормозит наше развитие, — положение с кадрами. Нам уже не хватает кадров, которые в состоянии обеспечивать городской рынок труда и рынок труда близлежащих населенных пунктов — Кыштыма и Касли. Во многом потому, что этот рынок труда не увеличивается, а сокращается: молодые люди уезжают в Челябинск, Екатеринбург, в города Центральной России…

Хромает и подготовка кадров. В целом в Озерске сохранилась система учебных заведений — два филиала ведущих вузов: МИФИ и ЮУрГУ, техникум, училища… Но количество специалистов, которые они выпускают, недостаточно, и этих специалистов мы на производстве почти не видим.

Кроме того, молодые специалисты не хотят работать на рабочих должностях. Сегодня все стремятся получать дипломы вузов и работать менеджерами… На уровне государства у нас, к сожалению, не пропагандируется значимость рабочих профессий.

Проблемы начинаются со школы — уже из школы выходят «ЕГЭобразные», у которых не сформированы ни основы современных компетенций, ни правильная мотивация. Понятно, что ни училище, ни вуз школьный брак не смогут исправить.

— В каком состоянии сегодня находится кадровый корпус предприятия?

— Основной наш костяк, как по ИТР, так и по рабочим специальностям — сварщикам, электрикам, еще из треста «Уралпроммонтаж». Работают и представители более молодого поколения, но их, к сожалению, мало. Потому средний возраст специалистов — 35–50 лет, есть и люди пенсионного возраста… Нам приходится привлекать пенсионеров, потому что альтернативы им нет.

Между предприятиями идет острая конкуренция за специалистов, мы вынуждены переплачивать некоторым категориям специалистов, мириться с нарушениями трудовой дисциплины с их стороны, что, понятно, не способствует росту выработки и производительности труда.

Я считаю, нужна комплексная государственная программа по формированию корпуса рабочих и инженерных кадров. Прежде всего это новое современное жилье. Молодые специалисты должны быть обеспечены квартирами за счет государства или муниципалитета — арендным жильем. Но, отработав 10 лет на предприятиях города, получить возможность приватизировать эти квартиры на льготных условиях. Плюс современная социальная инфраструктура: детские сады, школы, поликлиники…

В этой ситуации молодые специалисты будут не уезжать от нас, а приезжать, как было когда-то. В свое время в Озерск ехали с удовольствием. Наш город считался уральской Швейцарией, и заслуженно. Озерск в 80-е годы был чистый, красивый, безопасный город, с достойными зарплатами, хорошим снабжением. И теперь еще не все потеряно…

И конечно, нужно заниматься воспитанием и образованием молодежи, если мы хотим получить нормальных работников…

— А как вы стали директором?

— Прежде чем стать директором, мне пришлось пройти хорошую, жесткую жизненную школу. На моем пути было много разных людей, большая часть — это порядочные, добрые, с большим опытом работы люди. Я прошла путь от оператора ЭВМ до генерального директора. Именно благодаря этим непростым перипетиям я и смогла полностью раскрыть свой внутренний потенциал и принять решение о создании собственного предприятия.

Конечно, производственная деятельность — очень тяжелый бизнес. Но у нас очень хорошая команда, пожалуй, лучшая среди предприятий города!

— На заводах вашего профиля женщина-директор — большая редкость…

— Думаю, это проявление стереотипов. Я чувствую себя на позиции генерального директора вполне на своем месте. Прекрасно знаю производство теплообменной и емкостной аппаратуры, долгие годы отдала ему. Знаю работу с заказчиками и поставщиками, договорную работу, тендеры…

При этом я экономист, а не технолог — техническое руководство предприятием осуществляет технический директор.

— В чем преимущества «женского» управления?

— Никогда не проводила специального анализа, но мне кажется, что женщина относится к своей компании не так, как мужчина. Она относится к ней как к своему дому, у нее иной подход к сотрудникам — как к людям с их достоинствами и недостатками, бытовыми и человеческими проблемами, а не как к винтикам, которые должны только выполнять свои рабочие задачи. Женщина прежде всего стремится не разрушить, не потерять — в этом, на мой взгляд, главные отличия…

— Мы знаем, что одно из важных направлений вашей деятельности — меценатство.

— Да, это так. В первую очередь мы помогаем спортивному центру для детей с ограниченными возможностями. У нас в городе есть несколько тренеров-энтузиастов, которые занимаются этим направлением, сформировали центр спортивной подготовки таких детей — там разные виды спорта, в частности, плавание. Это потенциальные участники паралимпийских соревнований.

Господдержка до центра доходит в очень малых количествах. Мы стараемся чем можем поддерживать центр, чтобы он развивался и по возможности ни в чем не нуждался.

Социальная ответственность, на мой взгляд, важнейшая составляющая бизнеса. В нашем городе руководители предприятий разделяют этот принцип. Они патриоты Озерска — нашей малой родины. Мы все стремимся к тому, чтобы он развивался, чтобы создавались новые производства, рабочие места. Потенциал для этого есть.

Государственные программы поддержки промышленности, развития социальной и энергетической инфраструктуры позволят превратить Озерск и весь Южный Урал в территорию роста промышленного производства. Мы готовы принять в этом самое активное участие. 

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте