Елена ФОМИНА: наша организация — маленький, но важный посредник между собственниками и государством


70-71Рубрика | Рынок недвижимости

Текст | Николай КОЧЕЛЯГИН

Фото | ООО «ГЕОЛЭНД»

Компания «ГЕОЛЭНД» (г. Геленджик) специализируется на землеустройстве, оценочной деятельности и работе на рынке недвижимости. Генеральный директор ООО «ГЕОЛЭНД» Елена Фомина рассказала нашему журналу об актуальных проблемах развития рынка недвижимости в курортных районах Краснодарского края.

— Елена Сергеевна, какова актуальность кадастровых и оценочных работ в сегодняшних условиях?

— Как известно, сейчас очень актуальны учет, оценка объектов недвижимости для налогообложения. Кадастровая палата все объекты стремится поставить на кадастровый учет, чтобы собрать налоги и тем самым наполнить бюджеты, в том числе бюджеты муниципалитетов.

Наша задача — постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимости. Мы ставим на кадастр многоквартирные дома (МКД), другие жилые дома, а также иные помещения и сооружения. Выезжаем на объект, измеряем, делаем геодезию и ставим на кадастровый учет.

В этом смысле наша организация — маленький, но важный посредник между собственниками и государством. Можно сказать, что наша деятельность — формирование правовой основы рынка недвижимости.

— Какие основные направления развития рынка недвижимости в городе?

— Наиболее активно развивается строительство многоквартирных домов (МКД). Многие строят гостевые дома — гостиницами это не назовешь, потому что люди приезжают туда на месяц-два, в летний период. И за это время владельцы таких домов успевают заработать.

Упомянутая особенность нашего региона не учтена в региональном и федеральном законодательстве: люди оформляют эти строения как жилые дома, однако большую часть времени там никто не живет. И как гостиницу это не оформишь, потому что гостиница подразумевает возможность проживания там круглый год. Из-за этого пробела страдает наш регион — Геленджик, Анапа, да все побережье Черного моря. В этой сфере существует место для коррупции. Владельцы вынуждены постоянно выкручиваться, потому что для Росреестра есть четкие параметры той или иной категории дома: одно дело — жилой дом, другое — гостиница. На мой взгляд, гостевые дома должны быть выделены в отельную категорию объектов недвижимости.

— А насколько активно идет строительство в Геленджике?

— Строительство объектов сейчас идет достаточно активно, потому что люди понимают: Краснодарский край — это райский уголок России и с точки зрения климата, и с точки зрения природы, и в плане уровня жизни. Поэтому очень многие стремятся приобрести или построить объекты недвижимости в нашем регионе, особенно на побережье. Увы, не обходится без нарушений…

Руководство Краснодарского края, администрации муниципалитетов и уполномоченные государственные органы (Кадастровая палата, Росреестр, органы, отвечающие за архитектурную и градостроительную политику) борются с этими нарушениями. Мое мнение: эффективность этой борьбы должна быть выше.

Нельзя допускать, чтобы все строили как попало. На мой взгляд, застройщики должны представлять несколько вариантов проекта, а городские власти пользоваться правом вето в отношении тех проектов, которые не укладываются в его градостроительную концепцию.

Не должно быть разнобоя, необходим единый архитектурный стиль. Сегодня такого стиля нет. Эта проблема характерна, к сожалению, и для других курортных городов Краснодарского края, и подобное отсутствие градостроительной политики становится одним из факторов, мешающих развитию этих городов как центров российского и международного туризма.

— Какие проблемы свойственны вашему региону?

— Площади под строительство выделяют не настолько щедро, как мы все бы хотели. А если выделяют, то цены кусаются. В результате, честно говоря, город развивается слабо.

У нас бывает, что люди готовы чуть ли не глотку друг другу перегрызть из-за нескольких метров — такой острый дефицит земель, потому что на всех их не хватает. При этом значительные площади в Краснодарском крае не используются. Я стараюсь поднимать эту проблему на всех уровнях власти: и на муниципальном, и на региональном.

Считаю, что можно было бы выделить площадь с подъездными путями и целиком проектировать жилой район с инженерной и социальной инфраструктурой — обеспечивать комплексное освоение территории и при этом возводить его в едином архитектурном стиле. Генподрядчики и застройщики, желающие участвовать в таком проекте, найдутся. А сегодня МКД строятся точечно, зачастую без современной инженерной инфраструктуры. И люди иногда вынуждены покупать жилье, не обеспеченное нормальной канализацией, современными системами электроснабжения…

— Насколько активная конкуренция на вашем рынке?

— У нас две сферы деятельности: землеустройство и все, что связано с земельными участками, и работа с объектами недвижимости — жилыми и нежилыми. Наша фирма работает с 2007 года, и первое время мы занимались исключительно землей. Дело в том, что объектами недвижимости до 2012 года у нас заведовал монополист — БТИ, и только с 1 января 2012 года разрешили работать в этой сфере коммерческим организациям, имеющим в штате аттестованных кадастровых инженеров. Мы вышли на рынок подготовки кадастрового учета объектов недвижимости сразу, как это было возможно: с самого начала 2012 года уже функционировали, потому что заранее подготовили кадастрового инженера.

Но мы, конечно, не единственные в своем роде. Есть несколько фирм, также подготовивших кадастровых инженеров и работающих с объектами недвижимости.

— С какими проблемами сталкивалась ваша компания?

— Приказ Минэкономразвития №403 от 2009 года постоянно корректируется. Почему сразу нельзя было продумать документ, чтобы постоянно не пересматривать правила игры на рынке кадастровых услуг? Необходима связь между участниками рынка и теми, кто создает нормативные акты, чтобы эти законы вырабатывались правильным образом. Если бы сами законы были более четкими, то проблем было бы намного меньше.

Это вопросы, связанные с федеральными нормативными актами. В регионе или муниципалитете же проблем у нас никогда не было: наоборот, местные и региональные власти очень сильно поддерживали и поддерживают, особенно Кадастровая палата Краснодарского края. В прошлом году они нас награждали за то, что мы так активно работаем.

На любой вопрос, который непонятен, сразу дается ответ, не надо было месяц-два ждать. В рамках региона я ощущала только поддержку.

— В чем секрет успеха вашего предприятия?

— Главное в нашей деятельности — оперативность, точность, правильность оформления документов, технических планов. По всем этим параметрам мы выгодно отличаемся от конкурентов.

— Какие вы видите для себя цели на будущее, какие возможности есть для развития?

— Возможностей масса, потому что Краснодарский край — немаленькая территория. Мы можем расширять свой круг услуг. Надеюсь, нам удастся поучаствовать даже в управлении нашим городом, улучшить его в архитектурном плане.

Мы хотим, чтобы наш Краснодарский край славился не только в рамках России, но чтобы к нам приезжали гости из-за рубежа. Пока все едут куда-нибудь в Турцию или Эмираты, а в нашем крае не большое количество иностранцев.

Мы должны проводить определенную архитектурную политику, «выстраивать» наш край так, чтобы люди хотели сюда приезжать.

— Туристическая и инвестиционная привлекательность зависит от архитектурных особенностей города?

— Да, город должен соответствовать высокому уровню. Люди приезжают отдыхать, они хотят комфорта. А в нашем городе есть проблемы, например очень большая проблема с канализацией. В бухте стоит неприятный запах.

Проблемы, как я уже сказала, относятся ко всему побережью, а не только к нашему Геленджику. Эти проблемы нужно решать, необходимы инвестиции и активная позиция руководства. 

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте