Два лидера

12Рубрика | Взгляд на власть

Текст | Александр ИГНАТОВ

8 сентября пройдут выборы глав сразу двух важнейших регионов страны — Москвы и Московской области.

Москва и Московская область — не просто два крупнейших региона, а два региона, в которых наиболее активно развивается политическая ситуация, наиболее активные граждане, наибольший доступ к Интернету, к интернет-СМИ, блогам и прочим интернет-ресурсам.

Поэтому изначально предполагалось, что борьба здесь будет достаточно интересной. Так и произошло. В Москве выдвинулся Навальный, который претендует на роль ведущего представителя несистемной оппозиции. В Московской области этот электорат представляет Геннадий Гудков. В Москве Навальный по всем рейтингам — второй кандидат по популярности. Несмотря на проценты — у него существенно меньше, чем у Собянина, — это основной соперник действующего мэра. В Московской области немножко по-другому. Но среди оппозиционных кандидатов, наверное, один из наиболее популярных — это Гудков.

Что касается хода кампании, посмотрим, как будет идти ее активная фаза. Понятно, что все ждут агитации в СМИ. Она наиболее заметна, наиболее привлекательна для избирателей.

Проходила информация, что Собянин не планировал участие в совместных дебатах и агитационных материалах. [И.о. губернатора Подмосковья] Воробьев, напротив, заявил, что он готов в этом участвовать. Если Собянин откажется, а Воробьев согласится, наверное, для избирателя будет более интересен пример Московской области, когда и.о. губернатора станет со своими оппонентами активно дискутировать с приведением фактов, подтверждений своим словам, конкретной программой. В этом смысле странно, что Собянин думал, может быть, об отказе. На самом деле сложно сейчас найти человека среди кандидатов, который бы знал конкретные проблемы города лучше, чем он. Конечно, кто-то предлагает альтернативные решения, но то, что он лучше знает проблемы, мне кажется, очевидно для всех.

Участие Воробьева в дебатах означает: он чувствует уверенность в себе, чувствует готовность вести такой публичный диалог. То есть не только обмениваться заявлениями пресс-служб, а именно выйти в открытое пространство. Я думаю, что дебаты — достаточно серьезный резерв для увеличения его рейтинга, когда он покажет себя человеком, владеющим ситуацией, знающим конкретные проблемы конкретных районов области и понимающим, как эти проблемы решать.

Если говорить о различиях в условиях проведения кампании, то в Москве, например, есть самовыдвижение, в Московской области у претендентов на пост губернатора нет такого права. В Подмосковье надо было собрать большее количество подписей муниципальных депутатов. То есть в Москве законодательство именно в части выдвижения кандидатов и их регистрации более либеральное.

Повестка дня, которую ставят перед претендентами оба региона, не может не различаться. Москва — это мегаполис, и здесь проблемы соответствующие: пробки, время проезда по городу, экология. В Московской области, например, вопросы экологии актуальны, скорее, в контексте тех же свалок, на которые вывозится мусор из Москвы. Так что иногда здесь можно проследить даже некое противоречие интересов двух субъектов.

В Московской области проблемы более разнообразны, потому что районы области разные, и в них совершенно разный образ жизни людей. Где-то это фактически спальный район Москвы, где-то — отдаленная от Москвы территория, на которой сельское хозяйство развивается, какая-то промышленность своя, то есть люди в Москву практически не ездят.

Объединяющие проблемы — это проблемы транспорта. И в том, и в другом случае звучат планы по развитию скоростного железнодорожного транспорта. В Москве — метро, Московское железнодорожное кольцо; в Московской области сейчас ставится вопрос о строительстве какого-то наземного метро — и также увеличения частоты, скорости проезда пригородных поездов.

Не думаю, что кто-то из кандидатов горит желанием специально поднимать проблему мигрантов. Но ожидания избирателей подталкивают политиков к этому. Очевидно, что проблема есть, и очевидно, что решается она только точечно, а системного подхода нет. Естественно, избиратели это видят.

 

Игнатов Александр, исполнительный директор Российского общественного института избирательного права.

Родился в Москве в 1979 году. В 2001 году окончил юридический факультет Государственного университета по землеустройству.

В 2006 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности «Конституционное и муниципальное право» в Российском государственном социальном университете.

До 2003 года — юрисконсульт коммерческой организации.

С августа 2003 года по март 2007 года — юрист РОИИП.

С марта 2007 года — исполнительный директор РОИИП.

С 2010 года — член Об­ще­ствен­но­го научно-методического консультативного совета при ЦИК России.

С 2011 года — заместитель председателя Совета РОИИП.

Член Ассоциации юристов Рос­сии, Координационного совета неправительственных организаций по защите избирательных прав граждан, директор по научной и аналитической работе — член Президиума Ассоциации некоммерческих организаций по защите избирательных прав «Гражданский контроль». Член-корреспондент Российской академии естественных наук.

Аккредитован Министерством юстиции РФ в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность.