Марат ХУСНУЛЛИН: строительный комплекс Москвы вышел на максимумы по всем показателям

34Рубрика | Главная тема

Текст | Александр ПОЛЯНСКИЙ
Фото | Лев ВЕРХОТИН; из архива М.Ш. Хуснуллина

И.о. вице-мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства — руководитель Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы Марат Хуснуллин рассказал нашему журналу о достижениях и актуальных проблемах строительного комплекса столицы.

— Марат Шакирзянович, каковы главные победы команды Собянина в градостроительной сфере?

— Прежде всего мы вплотную подошли к понятию Московской агломерации, к планированию и развитию агломерации как единого целого. А развивать ее невозможно без совместных усилий двух субъектов Федерации.

Разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Гра­до­строи­тель­ный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Рос­сий­ской Федерации в части вопросов подготовки и утверждения документа территориального планирования двух и более субъектов Федерации».

Государственной программой города Москвы «Градостроительная политика» уже сейчас заложена разработка Совместной схемы территориального планирования города Москвы и Мос­ков­ской области и Концепции согласованного градостроительного развития Москвы и Московской области на основе анализа существующей ситуации и планов социально-экономического развития этих двух субъектов Федерации.

Кроме того, при проведении международного конкурса на Концепцию развития города Москвы с учетом присоединенной территории одной из первых задач рассмотрения было установление границ «реального города» и возможности развития города Москвы с учетом Московского региона.

Еще один важный результат деятельности последних лет: в строительной отрасли серьезно снизились административные барьеры на стадиях согласований ­проектно-сметной документации и получения разрешений на строительство — в результате предоставления государственных услуг в электронном виде. Это способствует увеличению темпов строительства.

Надеюсь, что в рейтинге Doing Business Москва по итогам 2013 года окажется на существенно более высоких местах, чем в 2012 году.

— В этом году Комплекс градостроительной политики и строительства ­города Москвы отмечает 25-летний юбилей. С чем комплекс пришел к этому юбилею?

— На протяжении 25 лет существования Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы пережил разные этапы становления и развития. Все эти годы он был и остается локомотивом экономики города. Ключевая задача, которая перед нами поставлена, — создать комфортную для проживания людей городскую среду.

— Вы с этой задачей справляетесь?

— В городе реализуется беспрецедентная для мировой практики программа транспортного строительства. Прежде всего она включает программу строительства московского метро до 2020 года. Планируется построить свыше 160 км новых линий и 78 новых станций! Нигде строительство метро не ведется в таких масштабах в столь сжатые сроки.

Основными подрядными организациями по строительству объектов Мос­ков­ского метрополитена являются «Мосметрострой», «Трансинжстрой», «Ингеоком», компания «Мост», «Тран­с­тон­нельстрой». Это мощные российские строительные организации, имеющие общую численность работников от 3 до 11 тыс. человек, располагающие парком современной техники и владеющие новейшими технологиями.

Кроме того, программа транспортного строительства включает строительство дорог и дорожно-транспортной инфраструктуры. В ближайшие три года будет построено 340 км дорог, реконструировано 12 вылетных магистралей.

В 2012 году нам удалось переломить негативные тенденции по строительству жилья и выйти на устойчивый рост в этом направлении. По итогам прошлого года введено более 2,5 млн квадратных метров жилья. В первом полугодии 2013 года введено 1,18 млн квадратных метров жилья.

— Какие изменения произошли в структуре стройкомплекса?

— В 2010 году организационная структура Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы существенно обновлена. Эта управленческая реформа призвана обеспечить более эффективное использование бюджетных средств, сократить административные издержки и способствовать увеличению темпов строительства.

Один из самых сложных вопросов, который приходится решать в рамках этой реформы, — как совместить потребности градостроительства и вопросы развития строительной индустрии. В названии комплекса не зря присутствуют две составляющие: градостроительная политика и строительство. Это две тесно связанные, но при этом не тождественные сферы.

Градостроительство предусматривает планирование развития города и реализацию этих планов в форме строительных проектов. Строительная же индустрия — крупнейшая отрасль экономики города, она обладает собственными потребностями, собственной логикой развития. В строительной индустрии столицы трудится около миллиона человек. Строительство — это крупнейший источник пополнения столичного бюджета, источник средств для реализации городских программ и выполнения социальных обязательств. Сформированный новый состав Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы координирует весь цикл градостроительного процесса, начиная от разработки государственных программ развития города и заканчивая сдачей объекта в эксплуатацию.

В составе комплекса действуют: Де­пар­тамент градостроительной политики, который, говоря обобщенно, занимается градостроительной политикой и вопросами развития стройиндустрии; Департамент строительства, выступающий в качестве государственного заказчика, координирует строительные программы, где ведущую роль играет город. В 2012 году создан Департамент развития новых территорий, который курирует градостроительную политику и строительство в Новой Москве.

В составе комплекса действуют также Комитет по архитектуре и градостроительству (Москомархитектура), Комитет по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест), Комитет по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов, Комитет государственного строительного надзора (Мосгосстройнадзор).

Введена «отдельная» должность главного архитектора города Москвы — ранее она была совмещена с постом председателя Москомархитектуры. Таким образом, были разделены творческая и административная составляющие в архитектурной политике. Главный архитектор отвечает за стратегические, фундаментальные решения в архитектуре, а административные и технические вопросы решает руководитель Москомархитектуры.

Изменение структуры комплекса позволило, во-первых, оптимизировать штатное расписание, во-вторых, реформировать, в том числе сократить и перепрофилировать ряд государственных учреждений, в-третьих, исключить дублирование органами исполнительной власти государственных функций и услуг.

— А какие реформы претерпела сеть подведомственных учреждений?

— Подведомственная сеть включает казенные предприятия (КП), государственные казенные учреждения (ГКУ), государственные бюджетные учреждения (ГБУ), а также государственные автономные учреждения (ГАУ). Реформирование учреждений проводится для повышения качества предоставления государственных услуг и эффективности расходования бюджетных ассигнований. Один из механизмов контроля за работой учреждений — публичность и открытость их деятельности. Они обеспечиваются путем размещения информации об учреждениях на специально созданном официальном сайте в Интернете — bus.gov.ru.

В ведомственном подчинении структурных подразделений Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы сегодня находится 11 таких учреждений.

Кроме того, в ведомственном подчинении департаментов и комитетов, входящих в Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы, находится 37 ГУПов.

— Насколько значимы в строительном комплексе города эти ГУПы, а также крупные доли города в акционерном капитале других предприятий? Это временное явление, или они всерьез и надолго?

— Речь идет о предприятиях, которые обеспечивают управляемость строительного комплекса и экономию бюджетных средств, в частности, некоторые ключевые проектные организации. А также предприятиях, используемых в реализации механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП).

— Какую роль в развитии строительной сферы города играет государственно-частное партнерство?

— Наиболее нуждающимися в притоке финансовых средств объектами являются, как известно, социальные и инфраструктурные объекты. Сегодня прорабатывается реализация проектов строительства в Москве медицинских учреждений в рамках ГЧП на условиях концессионных соглашений.

Одна из первых ласточек — соглашение на реконструкцию и дальнейшее предоставление медицинских услуг в городской клинической больнице №63, причем речь идет о долгосрочных инвестициях в этот медицинский комплекс.

Широко развивается передача инвесторам земельных участков на правах аренды и на условиях концессии для строительства детских садов. В текущем году мы планируем привлечь инвесторов к реализации не менее 25 проектов строительства детских садов. Уже проведен аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для строительства учреждения дошкольного воспитания на 90 мест в Малом Полуярославском переулке (ЦАО).

В части развития улично-дорожной сети существует несколько механизмов финансирования инвесторами строительства объектов дорожно-транспортного назначения. Пилотный проект такого рода — строительство северного дублера Кутузовского проспекта.

Предусмотрен еще целый ряд механизмов ГЧП, которые находятся в различной степени проработанности.

— В начале нашего разговора вы сказали о том, что новый подход к терпланированию — в рамках Московской агломерации — уже реализуется на практике. Как это происходит?

— Документами территориального планирования Москвы и Московской области являются Генеральный план города Москвы и Схема территориального планирования Московской области.

Сегодня осуществляется анализ совокупности социальных, экономических, экологических факторов, в том числе на предмет снижения среднего времени транспортного передвижения по городу, многообразия мест приложения труда, отдыха, мест образования и обслуживания, устранения дисбаланса обеспеченности объектами розничной торговли и услуг с одновременным уменьшением доли крупных торговых объектов.

Одним из результатов этой деятельности станет разработка долгосрочной стратегии развития транспортного каркаса и зон концентрации мест приложения труда. Правительствами Москвы и области совместно с ФДА «Росавтодор» утвержден график синхронизации сроков реконструкции вылетных магистралей на территории Московской области с учетом реконструкции магистралей на территории столицы.

Также выполняется актуализация Про­грам­мы развития транспортного ком­плекса Московского региона на период до 2020 года, предусматривающая согласованное развитие всех видов транспорта общего пользования и транспортной инфраструктуры, взаимоувязанное по ресурсам, срокам и исполнителям.

Мы широко привлекаем к деятельности в области терпланирования российских и международных экспертов. Так, при проведении международного конкурса на концепцию развития Москвы с учетом присоединенных территорий одной из первых задач было установление границ «реального города» и возможностей развития в этих границах. Соответствующие разработки мы уже получаем, обобщаем, результаты этого обобщения будем вносить в концептуальные и регламентирующие документы по территориальному планированию.

— Какая политика в Москве проводится в сфере снижения стоимости жилья?

— Главный фактор высокой рыночной цены квадратного метра жилья — неудовлетворенный спрос в качественном и доступном жилье.

Конечно, увеличение объемов городского строительства и рост добросовестной конкуренции среди застройщиков будут способствовать обеспечению баланса спроса и предложения.

Но высокая цена жилья в Москве — это не только минус, но и плюс. Высокая рыночная стоимость квартир — сдерживающий фактор уровня миграции в столичный регион из других регионов России и стран СНГ. Для жителей Москвы целесообразно развивать цивилизованный рынок арендного жилья, обеспечивать выполнение в полном объеме социальных обязательств перед гражданами, нуждающимися в государственной поддержке.

— А какое значение имеет снижение себестоимости строительства?

— Это важнейший фактор инвестиционной привлекательности строительства.

Нужно понимать, что себестоимость городского строительства подразделяется на себестоимость для подрядной организации (строительная себестоимость) и себестоимость самого инвестиционного проекта (себестоимость для заказчика/инвестора).

Строительная себестоимость складывается из прямых затрат на строительно-монтажные работы (СМР): включает стоимость материалов, изделий, конструкций и оборудования, заработную плату рабочих, стоимость эксплуатации машин и механизмов, и затрат, которые формируются по сводно-сметному расчету: сюда входят накладные расходы, сметную прибыль, расходы на содержание службы технического заказчика, строительной площадки и др.

Себестоимость инвестиционного проекта включает затраты на получение технических условий по подключению к сетям инженерной инфраструктуры, платежи за услуги согласующих инстанций, отчисления на развитие инфраструктуры города и другие затраты.

Уменьшение себестоимости достигается за счет, во-первых, применения новых более экономичных материалов и технологий строительства, типовых проектов, позволяющих возводить жилье в короткие сроки (обеспечивает снижение по объектам городского заказа на 15–20%), во-вторых, актуализации существующих и разработки новых сметных нормативов, которые адекватно отражают современный технологический уровень строительства. Ну и, в-третьих, развития производства более дешевых и качественных строительных материалов.

Снижение административных барьеров на стадиях согласований проектно-сметной документации и получения разрешений на строительство в результате предоставления государственных услуг в электронном виде также будет влиять на сокращение сроков строительства, то есть опосредованно поспособствует снижению себестоимости.

— Какая работа ведется Комплексом градостроительной политики и строительства города Москвы по повышению качества и безопасности строительства?

— Мосгосстройнадзор контролирует почти шесть тысяч объектов, в том числе в Новой Москве. Это как жилые дома, так и объекты социальной сферы, административные и торговые здания, объекты дорожной и инженерной инфраструктуры. Главный критерий, с точки зрения которого осуществляется контроль, — вводимый в строй объект должен быть безопасным, эксплуатационно надежным и комфортным для работы и проживания в нем.

За шесть месяцев 2013 года проведено более пяти тысяч проверок, выявлено около 40 тысяч нарушений, из которых более 27 тысяч были оперативно устранены. 35% этих нарушений связаны с качеством строительно-монтажных работ.

Вся информация о недобросовестных заказчиках и подрядчиках, систематически допускающих нарушения, размещается на официальном сайте Мосгосстройнадзора — stroinadzor.mos.ru.

Часто причиной нарушений становится проводимая инвесторами политика максимальной экономии: построить как можно дешевле, а продать как можно дороже.

— Однако максимальная прибыль — устремление любого коммерсанта…

— Да, но в этом устремлении нельзя доходить до абсурда и нарушения строительных норм. Наша прямая задача — не допускать подобного строительства.

Кстати, о роли государственных учреждений в этой работе. В 2012 году создан и успешно функционирует ГБУ города Москвы «Центр экспертиз, испытаний и исследований в строительстве». В первом полугодии этого года специалисты центра провели свыше 3800 испытаний, измерений и исследований строительных материалов, конструкций и качества выполненных работ.

Оценить качество работ на строящихся дорожных магистралях помогает лаборатория дорожного строительства этого центра — ее сотрудники выезжают на объекты в ежедневном режиме.

Для создания благоприятных условий труда рабочих и безусловного соблюдения требований содержания стройплощадок и охраны труда совместно с Московским городским комитетом профсоюза работников строительства проводится конкурс на лучший бытовой городок.

В целом качество строительства в Москве меняется в лучшую сторону. Меньше стало брака, который мог бы привести к снижению прочности и устойчивости конструкции или здания в целом, значительно повысился уровень строительной готовности предъявляемых к вводу в эксплуатацию объектов. Поэтому уменьшилось количество жалоб со стороны граждан.

— Как решается проблема кадрового обеспечения стройкомплекса?

— Для реализации новых масштабных программ строительства (строительство дорог и метро) самое узкое место — кад­ры. Мы сталкиваемся с колоссальным дефицитом кадров строительного производства. Не хватает именно специалистов дорожного строительства и метростроевцев. Только для программы строительства Московского метрополитена до 2020 года необходимо порядка 50 тысяч человек!

— Как выходите из положения?

— Широко привлекаем специалистов смежных профилей — например строителей, которые прокладывали тоннели малого диаметра. В том числе предлагаем пенсионерам, чтобы они поделились своим многолетним опытом с молодыми кадрами.

Кроме того, осуществляется масштабная программа переподготовки специалистов организаций жилищно-гражданского строительства для транспортного строительства. При этом москвичи могут переучиваться за счет бюджета. А что касается иногородних специалистов, то их дополнительным обучением занимаются компании-подрядчики.

Для решения проблемы дефицита кадров Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы мобилизует все силы, которые есть в России и странах СНГ.

— Насколько обновилась команда управленцев Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы под вашим руководством?

— В целом в органах управления строительством продолжает работать команда, складывавшаяся в Москве в последние десятилетия. Это очень высокопрофессиональные специалисты. Кадрами мы не разбрасываемся. Для того чтобы вырастить профессионального управленца в строительной сфере, нужны годы.

— Последний вопрос. Мы с вами разговариваем после волейбольного турнира в рамках спартакиады, посвященной 25-летию Комплекса градостроительной политики и строительства. В этом турнире вы участвовали почти во всех играх. Профессионально играете в волейбол? И что для вас и ваших коллег значит спорт?

— В молодости я всерьез занимался волейболом, как можно чаще стараюсь играть и сейчас. В моей работе очень большое напряжение, и спорт позволяет это напряжение выдерживать.

На нашей спартакиаде сегодня представлены все строительные организации города и органы управления стройкомплексом. Подобные спортивные мероприятия позволяют мне и моим коллегам чувствовать себя единой командой. 

 

Хуснуллин Марат Шакирзянович родился в 1966 году в г. Казани. Окончил Казанский финансово-экономический институт (1990 год) по специальности «Экономист». Прошел переподготовку в Открытом университете Великобритании (2000 год) по специальности «Профессиональный менеджмент». Кандидат экономических наук.

В 1984–1986 гг. — служба в Советской армии.

В 1987–1995 гг. — сотрудник, председатель строительного кооператива «Темп» г. Казани. В 1995–1997 гг. — генеральный директор ООО «Интерпластсервис». В 1997–2000 гг. — генеральный директор ООО «Строительная торгово-промышленная фирма «Ак Барс» (г. Казань). В 2000–2001 гг. — заместитель генерального директора —
директор по материально-техническим ресурсам, инвестициям и строительству ГУП ПЭО «Татэнерго».

С 11 мая 2001 года — министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.

С 18 ноября 2010 года занял должность руководителя Департамента городского строительства города Москвы.

2 декабря 2010 года назначен заместителем мэра Москвы в Правительстве Москвы
по вопросам градостроительной политики и строительства.

Женат, трое детей.