Трамплин для малых: IPO для малых инновационных компаний: новые возможности, старые ограничения

55Рубрика | Исследование

Текст | Андрей КОРОВЕНКОВ, ведущий консультант по финансам направления инвестиционного консультирования ООО «Нексиа Пачоли Консалтинг»

Чтобы стоять на месте, нужно очень быстро бежать. Чтобы двигаться вперед, надо бежать вдвое быстрее.
Л. Кэрролл

Основа любой национальной инновационной системы — малые и средние компании, существенное отличие которых от представителей реального сектора экономики заключается в высокой сложности и технологичности выпускаемой продукции, наличии риска неопределенности рыночной среды и высокой стоимости привлечения капитала.

Проблема малых инновационных компаний, обладающих высоким интеллектуальным потенциалом, заключается в отсутствии дорогостоящей материально-технической базы, необходимой для создания промышленных экземпляров или опытных образцов.

Отсюда возникает вопрос: как привлечь необходимый капитал?

Для банка инновационные компании — в первую очередь активы, обладающие высоким риском невозврата вложенных средств. К тому же процедура получения банковского кредита накладывает ряд ограничений для малых инновационных компаний в форме требования к качеству залогового обеспечения. Вкладывать собственные средства для развития тоже не всегда удается, во многом по причине отсутствия необходимых средств у владельцев малой инновационной компании. Можно привлекать стратегических инвесторов, но в этом случае существует серьезный риск потери контроля над бизнесом.

Преимущество мы отдаем той помощи, которая влечет за собой другую помощь, более мощную и длительную.

М. Жванецкий

Стандартная модель жизненного цикла инновационной компании предполагает несколько стадий привлечения капитала: посевная, старт проекта и ранний рост, интенсивный рост и последующее расширение.

На посевной стадии инициатор проекта может рассчитывать на средства представителей FFF (Friends — «друзья», Family — «семья», Fools — «дураки»), «бизнес-ангелов» или фондов посевного финансирования. Капитал двух последних субъектов достаточно дорогой, поэтому на старте проекта очень часто используются либо собственные средства, либо средства FFF.

На стадии старта проекта и его раннего роста спектр инструментов привлечения капитала существенно шире: от стандартных банковских инструментов до венчурных фондов, институциональных и стратегических инвесторов. С учетом снижения рисков относительно посевной стадии настоящий капитал является менее дорогим, но все еще недоступным для большинства субъектов инновационной деятельности.

Стадия интенсивного роста и последующего расширения предполагает два наиболее популярных исхода: либо продажа бизнеса с последующим выходом, либо публичное размещение акций компании (IPO).

Но в чем же причина их популярности? И почему малые инновационные компании не могут использовать указанные инструменты на ранних стадиях реализации проекта?

Человек не сможет стать богатым, пока не научится присваивать себе чужой труд.
К. Маркс

IPO (Initial Public Offering) представляет собой процесс первоначального публичного предложения акций компании на продажу широкому кругу лиц посредством размещения акций или иных ценных бумаг на той или иной фондовой бирже.

Рано или поздно практически каждая успешная и крупная компания становится публичной и проходит через процедуру IPO, которая может принести компании и ее акционерам значительные выгоды, в том числе: единовременное получение значительных денежных ресурсов, снижение зависимости эмитента от конкретных банков и широкие возможности финансового конструирования.

За полученную выгоду придется расплачиваться необходимостью публичного раскрытия информации об эмитенте, высокими регулятивными издержками, затратами, связанными с подготовкой, размещением и обслуживанием выпуска, финансовым посредничеством, расходами на финансовое посредничество, обусловленными величиной рисков, лежащих на эмитенте (плата за «вход на рынок» эмитента).

Итог: затраты на осуществление предварительного этапа составят от $1 млн, подготовка — от $2,5 млн, срок на подготовку привлечения капитала — от шести месяцев до двух-трех лет.

Очевидно, что биржевой публичный рынок на сегодняшний день практически недоступен для огромной массы молодых инновационных компаний, несмотря на все преимущества данного инструмента на ранней стадии развития бизнес-проекта.

Я могу отчитаться за каждый заработанный мною миллион, кроме первого.
Д. Рокфеллер

С каждым годом количество инвесторов, готовых вложить средства в перспективные инновационные проекты, растет в геометрической прогрессии. Вот только проектов, удовлетворяющих потребностям большей части инвесторов, на рынке практически не осталось либо они находятся на посевной стадии развития в поисках капитала для НИОКР. Поэтому одна половина участников рынка ищет деньги, другая — проекты. Как две параллельные линии, которые не пересекаются.

Когда рынок требует новых инструментов, они тут же появляются.

За рубежом подобная проблема для малых инновационных компаний постепенно решается за счет IPO с привлечением от 0,5–1 млн евро и более на альтернативных площадках ведущих бирж мира. Стоимость такой процедуры выхода на IPO — около 65–100 тыс. евро. Общий срок — около восьми месяцев.

Сегодня рынки, предоставляющие «мягкие» условия размещения, регулируемые ведущими биржами, набирают высокую популярность.

К примеру, с 30 августа 2007 года на Варшавской фондовой бирже работает площадка New Connect, предоставляющая малым инновационным компаниям с высоким потенциалом роста возможность привлечь необходимый для развития капитал. Этот рынок функционирует как альтернативная система торгов. Он предоставляет небольшим динамичным компаниям простую и недорогую возможность доступа к капиталу и торгам по сравнению с традиционным регулируемым рынком. В 2011 году совокупная сумма средств, привлеченных на рынке New Connect, составила 148 млн евро, в 2010 году — 51 млн евро. Аналогичные альтернативные площадки функционируют на крайне популярной у наших соотечественников Лондонской фондовой бирже, а также Немецкой, Итальянской, Испанской, Ирландской и Люксембургской фондовых биржах. Похожая площадка есть и в США — NASDAQ QMX (First North). В 2011 году на представленных площадках было осуществлено 312 сделок IPO на сумму 1796 млн евро.

Мы сегодня на таком этапе экономических реформ, что их не очень видно.
В. Черномырдин

А что у нас?

На ММВБ с 2007 года действует специальный сектор для компаний малого и среднего бизнеса (сектор ИРК), в 2009 году он был реструктурирован в рынок инноваций и инвестиций (РИИ ММВБ), основной задачей которого является содействие привлечению инвестиций в компании малой и средней капитализации инновационного сектора российской экономики.

Высокий статус проекта подтвержден тем, что при ММВБ был образован Координационный совет РИИ ММВБ, в который вошли представители профильных министерств и ведомств, институтов развития, законодательной власти и профессиональных ассоциаций.

Компании, желающие стать эмитентами РИИ, должны осуществлять хозяйственную деятельность в отраслях, связанных с применением инновационных и высоких технологий, капитализация такой компании должна быть не менее 50 млн рублей.

Как добиться капитализации молодой инновационной компании и где взять средства на подготовку и проведение такого размещения?

Конечно, сейчас московские компании могут получить целевые субсидии Правительства Москвы, но только московские и только в размере, не превышающем 50% от необходимой суммы. Более того, крайне затратным станет проведение мероприятий, направленных на убеждение потенциальных инвесторов в будущей доходности вложений.

У нас страна огромных возможностей не только для преступников, но и для государства.

В. Путин

С целью нивелирования существующего пробела 16 апреля 2012 года в Москве состоялось открытие первой в России web-площадки для привлечения инвестиций непубличными инновационными компаниями — IPOboard (РИИ-борд), объединяющей инвесторов, предпринимателей, экспертов, консультантов и финансистов, нацеленных на создание системы привлечения капитала в новые, растущие российские компании.

РИИ-борд представляет собой открытый интернет-ресурс для заключения сделок между малыми инновационными компаниями и инвесторами. Основной задачей площадки является повышение информационной открытости компаний на венчурном рынке, компании смогут предлагать доли от 5–10%, привлекая до $2–3 млн.

На площадке реализованы возможности проведения торгов, причем как в режиме переговорных сделок, так и в режиме аукциона. В ближайшее время планируется предоставить обеспечение расчетов по проводимым в РИИ-борд сделкам на базе инфраструктуры группы компаний ММВБ-РТС.

В рамках IPOboard компаниям доступны три уровня: начальный, основной и pre-IPO. Условия доступа к начальному уровню: регистрация и экспертиза. Компании, раскрывающие о себе больше информации, поднимаются выше в общем списке проектов, допущенных к данному уровню (рейтинг информационной открытости). Переход на основной уровень предполагает вхождение в топ-10 рейтинга информационной открытости начального уровня, капитализация компании должна составлять от $1 млн. К pre-IPO допускаются компании с капитализацией от $5 млн, имеющие в наличии информационный меморандум и заключение об оценке. Следующий шаг — РИИ ММВБ или западные рынки.

Разумеется, инструмент еще не прошел серьезный стресс-тест и у большей части участников инвестиционного рынка не вызывает доверия, но первые результаты уже имеются: зарегистрировано более 60 компаний, 550 инвесторов и пользователей, включая все крупнейшие венчурные фонды РФ.

Есть ли будущее у подобных альтернативных площадок, покажет рынок.