На пике роста

53Рубрика | Спецпроект: Торговый бизнес

Текст | Николай АНИЩЕНКО

16 апреля Росстат обнародовал уточненные данные о секторе розничной торговли. Согласно информации ведомства, оборот розницы в 2012 году вырос до рекордных 21,394 трлн рублей, что на 6,3% выше показателя 2011-го в сопоставимых ценах. Сектор растет вдвое быстрее, чем экономика в целом; не отстает и опт. Но эксперты опасаются, что столь радужная картина в отрасли, которая дает шестую часть ВВП страны, может вскоре померкнуть. Какие ответы приготовили участники рынка на актуальные вызовы?

Жертвы борьбы с алкоголем

Главные опасения бизнеса связаны с принимаемыми правительством антиалкогольными и антитабачными мерами. Напомним, с 1 января вступили в силу новые правила торговли горячительными напитками: их запретили продавать с 23.00 до 08.00, а также в магазинах площадью менее 50 квадратных метров (для города) и 25 квадратных метров (для сельской местности).

С 2014 года нестационарным объектам, за исключением таковых в сельской местности, запретят торговать и сигаретами. Это следует из антитабачного закона, подписанного недавно президентом Путиным. В те же сроки все ритейлеры должны будут убрать с витрин пачки сигарет, заменив их на прейскурант цен.

В разговоре с корреспондентом журнала ­«БОСС» предприниматели говорят, что по-человечески меры поддерживают, однако бизнесу это грозит потерей солидной части доходов.

«Объем продукции, реализуемой в киосках, палатках и магазинах, уменьшился. Предприниматели потеряли часть своей выручки», — говорит глава московского отделения «Опоры России» Александр Жарков. Его организация объединяет малый бизнес, который серьезнее всех пострадает от нововведений.

По словам Жаркова, загвоздка в том, что алкоголь и табак традиционно едва ли не самые высокомаржинальные категории для любых магазинов.

«Сейчас они (небольшие магазины и киоски. — Прим. ред.) переформатируются на другую продукцию. Естественно, она будет не такой доходной. Это, в частности, понесет за собой некий пересмотр арендных ставок — потому что предприниматель будет не в состоянии платить такую аренду, которую он платил, торгуя алкоголем и табаком», — говорит он.

Кроме того, в очередной раз повышены акцизы на алкогольную продукцию: так, повышение акциза на спирт этиловый на треть повлекло пропорциональное подорожание водки. Покупатели отреагировали снижением спроса: в январе — на 4,8%, в феврале — уже на 9%. Правда, именно этот фактор на обороты не повлиял: сокращение спроса компенсировалось увеличением цены. Но это лишь пока: по результатам опроса агентства «Прайм», проведенного в начале апреля, эксперты рынка прогнозируют падение рынка водки в 2013 году на 10–15%, а в 2014-м — на 25%.

Но и это еще не все: законодатели всерьез обсуждают введение запрета на продажу алкоголя до 21 года. Подобные ограничения пока действуют лишь в США. В большинстве остальных государств, в том числе в странах ЕС, горячительные напитки можно купить с 18, а пиво и сидр голландские, швейцарские или немецкие подростки могут и вовсе купить с 16 лет. Существуют опасения, что это поможет снизить лишь оборот легального алкоголя, а молодой покупатель продукции нижнего ценового сегмента уйдет на черный рынок.

Послабления от государства

Для частичной компенсации потерь ритейлеров уже в марте-апреле сняты с полки достаточно старые инициативы.

Во-первых, правительство внесло в Госдуму проект поправок в Налоговый кодекс, которые разрешают владельцам магазинов не платить налог на прибыль с товаров, украденных из торговых залов. Воспользоваться послаблением можно будет, если не менее 70% от выручки магазина формируют товары, находящиеся в открытой выкладке, а также если убыток от краж не превышает 0,75% оборота. Ритейлеры утверждают, что потери от «несунов» гораздо больше, но готовы принять и такую цифру.

В конце марта Минпромторг предложил смягчить действующую норму законодательства, которая предписывает предприятиям торговли прекращать реализацию алкоголя сразу после открытия рядом с ними социального объекта спортивного, медицинского или образовательного назначения. Министерство хочет ввести для таких магазинов шестимесячный переходный период, в течение которого лицензия на торговлю алкоголем не будет отзываться.

Однако самая существенная поблажка может ожидать крупный бизнес в виде поправок в Закон «О торговле». Разработанный документ предполагает фактическую отмену нормы о 25-процентном ограничении присутствия крупных сетей в регионах. Есть, правда, несколько «но»: расширение влияния гигантов возможно только в случае строительства ими новых торговых площадей либо в случае использования под магазин помещений, которые не менее двух лет не использовались для продажи продовольственных товаров. Иными словами, просто скупить более слабых региональных конкурентов у сетевиков не получится.

Сам 25-процентный барьер, напомним, был введен с подачи Федеральной антимонопольной службы с 1 января 2010 года. Изначально ФАС обсуждала порог доминирования в 33%, но потом снизила планку. И вот сейчас, три с лишним года спустя, антимонопольное ведомство дало обратный ход.

Среди занимательных пунктов обсуждаемых поправок — разрешение торговым сетям продавать наиболее популярные лекарства. Такой механизм действует во многих странах Европы, где не нужно бежать в аптеку, чтобы купить аспирин или таблетки от кашля. Правда, касается оно там не только крупных сетей, но всех магазинов вообще.

Представления о том, насколько широким может быть список подобных медикаментов в России, пока нет. Более того, Минздрав относится к этой инициативе прохладно. Однако в Ассоциации компаний розничной торговли говорят, что торговцы намерены идти до конца.

Спасти малых производителей

После кризиса 2008 года крупные торговые сети переориентировались на работу напрямую с производителями — правда, выбирая лишь немногих из них. Это не могло не отразиться на оптовиках: темпы роста начали падать. Однако в 2010-м было пройдено дно: тогда оборот организаций оптовой торговли составил 99,9% от показателя 2009-го.

После этого положение дел восстановилось. По итогам 2011 года оптовых организаций (кроме авто- и мототрейдеров) в России насчитывалось уже на 13,4% больше, чем годом ранее, а их суммарный оборот с поправкой на инфляцию вырос на 4,1%.

Это не в последнюю очередь связано с тем, что небольшим производителям по-прежнему крайне трудно попасть на полки супермаркетов. Крупным оптовым компаниям, а тем более таким, которые еще и нацелены на продвижение определенного вида продукции, проще договориться с владельцем сети.

«Для продвижения и попадания на определенные полки супермаркетов, вы сами знаете, сделали сетку взносов. В том или ином формате она постоянно транслируется, и законодатель никак не в состоянии это отрегулировать», — говорит Александр Жарков из «Опоры России».

В качестве спасительного малый бизнес рассматривает проект создания двух оптовых центров в Подмосковье, где небольшие производители и дилеры смогут представить качественную, а главное — свежую продукцию. В прессе эти площадки уже успели окрестить «оптовыми рынками». По задумке московской мэрии, площадка для продажи иностранной продукции должна разместиться в Химках, а для оте­чественной — близ Домодедово. В контексте общих трендов, когда количество рынков по всей стране стремится к нулю, шаг достаточно странный, однако он может иметь важное значение для всей отрасли.

Сейчас документы по разработке оптовых баз находятся в Департаменте торговли правительства Москвы. Чиновники говорят, что принципиальную поддержку мэра Москвы проект получил. А дальше все будет зависеть от того, как неплохую инициативу проработают, говорит Александр Жарков.

Аналогичный проект уже несколько десятилетий успешно работает в Париже. Услугами рынка «Ранжис» с удовольствием пользуются как небольшие магазины, так и крупные сети, не говоря уже о парижских ресторанах. Но, как ни странно, государство к созданию этой площадки имеет мало отношения: «Ранжисом» управляет общественная организация, которая следит в том числе и за качеством продукции.

Если у Москвы получится с проектом, то через два-три года созданная площадка для отечественных товаров может стать мощным стимулом для развития торговли во всей стране. Ведь парижский оптовый рынок снабжает продовольствием не только столицу. Кроме того, продаваемые на нем продукты на 60% формируют агропромышленный экспорт Франции.

В дефиците — продавцы

Одна из самых серьезных проблем, с которой сталкивается сегодня российская торговля, — кадровый голод. Особенно сильно он проявляется в крупных городах, где люди не идут работать в ритейл, потому что такая работа непрестижная и низкооплачиваемая.

С 2007 года в России действовала нулевая квота на иностранных рабочих в ритейле. Мигранты не могли занимать должности, предполагающие контакт с покупателями, то есть работать продавцами и кассирами. На практике сети давно обошли этот запрет и нанимали гастарбайтеров по договорам аутсорсинга — как высококвалифицированную рабочую силу. С этого года квоту повысили до 25%. Участники рынка сетуют, что и этого порой недостаточно, для того чтобы обеспечить все потребности.

Одновременно правительство готово запретить работать в ритейле и «высококвалифицированным» иностранным специалистам. Согласно тексту законопроекта, который предполагает внесение поправок в Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», запрет планируется ввести в независимости от «ассортимента реализуемых товаров, торговых площадей и форм обслуживания покупателей». Исключение сделано для работников, которых приглашают на руководящие должности, — их въезд и пребывание в России, напротив, предложено упростить.

Появятся ли в магазинах многочисленные «зам. завотделами», пока непонятно. Но бизнес уже готовит вполне законопослушный ответ: Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) и Минтруда подписали соглашение, согласно которому предполагается возродить в торговле вахтовый метод.

Торговцы планируют доставлять в города-миллионники рабочую силу из регионов на одну рабочую неделю, селить их за свой счет в общежития и подвозить на автобусах к месту работы и обратно. По мнению ритейлеров, все эти затраты все же оправданы: только в Москве, по данным АКОРТ, порядка 60 тысяч вакансий, которые магазины не могут закрыть.

Единственная сфера, которой кадровые проблемы нипочем, — интернет-торговля. Однако вопреки ожиданиям многие отечественные онлайн-магазины находятся в депрессии: доля товаров, реализуемых через Интернет, сократилась по России с 9% в IV квартале 2011 года до 7% в конце ­2012-го. Как свидетельствует обнародованное недавно исследование НИИ ВШЭ, рост с 8 до 11% показала только Москва.

Зато покупатель бежит в магазины зарубежные. И история с 500 тоннами посылок с заграничными покупками, которые в апреле парализовали работу «Почты России», — лишнее тому подтверждение.

По данным экспертов Bay.ru, россияне в 2012 году купили за границей товаров на 700 млн долларов, из них 400 млн долларов приходится на крупнейший интернет-аукцион eBay. Аналитики прогнозируют рост зарубежных онлайн-покупок в 2013 году в полтора раза, а к 2015-му — в четыре, до $3 млрд. Темпы внушительные — и все же до серьезной конкуренции с российскими офлайновыми магазинами еще есть немалый задел роста.