Замкнутый круг дорогих денег

ProcentРубрика | Программы правительства

Текст | Николай АНИЩЕНКО

Правительство требует снизить кредитные ставки — есть ли способы?

Одна из приоритетных задач правительства на этот год — существенное увеличение банковского кредитования реального сектора экономики. С какими проблемами сталкивается сектор, «БОСС» выяснил у депутата Госдумы, президента Ассоциации региональных банков России Анатолия Аксакова.

«Поскольку макроэкономическая ситуация не очень благоприятная, сам реальный сектор сейчас предъявляет меньший спрос на кредитные ресурсы, — говорит он. — С другой стороны — высокие проценты, которые бизнесу очень тяжело отработать».

Ставки по кредитам, по словам Аксакова, выросли потому, что возросла стоимость привлечения ресурсов в банковскую систему. «В прошлом году по сравнению с ­2011-м межбанковские кредиты подорожали примерно в полтора раза. Сейчас, правда, эти ставки стабилизировались, но стоимость денег осталась высокой. Процент по вкладам вырос — это тоже, естественно, сказывается на стоимости ресурсов».

Общеизвестно, что многие предприятия жалуются на нехватку «длинных» денег, а именно они нужны для реализации многих модернизационных проектов. Такая ситуация наблюдается потому, что банки не выдают долгосрочные кредиты, имея на руках лишь короткие пассивы. Однако, говорит Аксаков, во многих странах мира это не является проблемой.

«Разрыв между длинными кредитами и короткими пассивами закрывается с помощью рефинансирования. У нас максимум семь-восемь крупнейших банков имеют доступ к широкому рефинансированию со стороны ЦБ. Да и правительство, как правило, размещает свои свободные средства только в крупнейших государственных банках. Поэтому некоторые банки вынуждены держать часть ликвидности у себя на балансе, не выдавая в виде кредита, поскольку они страхуются на случай неблагоприятного развития событий на рынке. Это увеличивает операционные расходы российских банков в несколько раз по сравнению с западными».

По мнению президента Ассоциации региональных банков, расширение возможностей для рефинансирования кредитных организаций — ключевой вопрос отрасли. Для этого он предлагает пересмотреть инструкции Центробанка, с тем чтобы они позволили кредитовать не несколько, а до ста банков с самыми высокими рейтингами.
«Можно убрать требования по капиталу для рефинансирования. Оставить рейтинги; может быть, снизить на один пункт требование по ним. При этом, конечно, следовало бы принять закон, устанавливающий жесткую ответственность агентств за присвоение «липового» рейтинга».

Однако, по его мнению, присвоенные в настоящий момент рейтинги достаточно достоверны. Исходя из этого, нелишним было бы расширить возможности рефинансирования топ-100 банков и под залог нерыночных активов: «Они могут рефинансироваться под залог кредитов, предоставленных малому и среднему бизнесу, но не могут под залог кредитов, выданных более крупным предприятиям. Существующие в настоящий момент требования к нерыночным активам для кредитования очень жесткие, забюрократизированные».

«При этом и банковскому сообществу надо активно поработать над стандартизацией кредитных продуктов. Это нужно для того, чтобы ЦБ было понятно, какие активы он принимает в залог», — добавляет Аксаков.

На мартовском совещании в правительстве были озвучены тревожные тренды: позитивную динамику кредитования продемонстрировали в основном отрасли, связанные с добывающей промышленностью. А вот кредитование обрабатывающей фактически стагнирует. Неужели основной этап модернизации обработки уже прошел, и кредиты подобным предприятиям в прежнем объеме не нужны?

«Очевидно, что никакой реальной модернизации проведено не было, — говорит Аксаков. — Есть единичные позитивные примеры, но не более того. Если бы модернизация проводилась, темпы роста ВВП должны были быть больше 10%, а у нас — где-то 6–7%».