В греческом зале


kiprРубрика | Сюжет месяца / Вокруг России 

Текст | Тимур ХУРСАНДОВ

Греция постепенно выздоравливает, но собрат по «греческому сегменту» Евросоюза — Кипр — способен вызвать в ней усиление кризиса

В 2012 году ситуация с экономикой Греции была темой номер один: ведущие державы Европы и международные финансовые организации наперебой давали Афинам советы и рецепты выхода из кризиса, живо обсуждали условия предоставления кредитов, наблюдали за политическими метаниями в стране. Но скоро интерес поугас, и теперь европейские тяжеловесы, в первую очередь — Франция и Германия, перенесли дискуссии на другой уровень — решается вопрос о том, что делать и кто виноват в масштабах всего ЕС.

Однако смещение фокуса вовсе не означает, что греки могут вздохнуть спокойно. Совсем наоборот — теперь многое зависит от них самих, от того, хватит ли у них терпения продержаться в условиях жесткой бюджетной экономии.

Високосный год

Прошлый год был для Греции очень непростым. Дошло до того, что затянувшийся экономический кризис привел к социальному всплеску. Постоянные забастовки, массовые беспорядки, поджоги и взрывы стали для страны повседневной реальностью. Паника затронула не только простых граждан, но и политиков — греческим партиям и движениям понадобилось два раза за три месяца проводить парламентские выборы, чтобы сформировать более-менее внятное правительство. Ближе к зиме все успокоилось, но есть мнение, что спокойствие это кажущееся.

Сказать, что власти страны совсем ничего не делают, нельзя. Афины провели довольно большую работу: ужесточена налоговая политика — теперь граждане с годовым доходом более 42 тысяч евро будут отдавать 42% (ранее максимальная ставка составляла 45% для зарабатывающих больше 100 тысяч), владельцев счетов за рубежом попросили объяснить, откуда у них взялись деньги, которые выведены за рубеж, и заплатить штраф, если при этом были допущены нарушения; ограничены наличные расчеты — в этом году максимальная их сумма составит всего 500 евро. То есть с одной из главных бед — крайне низкой собираемостью налогов — вроде бы борются. Пытаются Афины и сократить расходы. За первую половину прошлого года их удалось снизить на 13% — показатель неплохой.

Но время упущено, и всех этих мер может оказаться мало. По данным экспертов Международного валютного фонда, бюджету Греции по-прежнему не хватает почти 1,5 млрд евро, а объем госдолга страны в этом году, судя по всему, перешагнет через отметку в 180% ВВП. Задолженность астрономическая, и сокращать ее надо постоянно, без перебоев. Любой простой грозит Афинам цепной реакцией — нет кардинальных изменений, нет сокращения госдолга, а значит, нет и очередных траншей от ЕС и МВФ.

Сколько терпеть?

Ситуация усугубляется тем, что кризис в Греции, по сути, продолжается уже шесть лет, и терпение населения, похоже, на пределе. Призывы из Брюсселя и от властей самой страны затянуть пояса понятны, логичны, но возникает вопрос: а сколько их еще затягивать? Стоит ли оно того? И как затягивать пояса, если меры, которые должны привести к выходу из кризиса, лишают средств к существованию?

Для значительной части греков вопросы далеко не праздные. Уже после первых мер по сокращению расходов бюджета безработица в Греции поднялась до 25%, а затем и вовсе подскочила до 27%. Среди молодежи этот показатель даже выше — в районе 60%. А власти говорят, что 2013 год должен стать «еще одним годом терпения». Одним? Или за ним будет еще один, два, больше?

Неудивительно, что некоторые греческие политики далеко не последнего ряда начали выступать с мрачными прогнозами о том, что страну ждет новая, более жестокая волна массовых беспорядков, демонстраций, терактов. Кое-кто поговаривает даже о гражданской войне и возвращении к временам военной хунты. Тем более что в отличие от остальных греков денег у армии хватает — больше Греции в НАТО на военные цели тратят немногие.

Болезнь заразна

В Брюсселе на все это смотрят практически сквозь пальцы. Не сказать, чтобы на Грецию махнули рукой, но бесконечно нянчиться с ней тоже не собираются. Выплывет — хорошо, нет — ну что ж поделать. Европейские политики не скрывают, что вариант выхода Греции из еврозоны совсем не отброшен и в случае чего к нему обязательно вернутся. Так что пусть сами разбираются.

А на первый план вышла ситуация на Кипре, который стал наиболее вероятным кандидатом на дефолт. Проблемы в Греции больно аукнулись киприотам — кипрские банки очень тесно завязаны на греческие. Кроме того, островные банки в свое время ссудили греческим властям сумму, почти в 2 раза большую, чем весь ВВП Кипра.

И когда греческая экономика пошла ко дну, она потянула за собой и братскую кипрскую.

До поры до времени Кипр пытался справиться с кризисом самостоятельно или займами у других стран, но получилось не очень. А общеевропейские финансовые структуры настойчиво подталкивали Никосию пойти по пути Греции, Испании и других, то есть взять кредит в обмен на определенные обязательства. Деньги-то, по сути, не такие уж и огромные — всего 17 млрд евро. По сравнению с теми 240 миллиардами, что нужны Греции, — просто смешно.

Но взять их Кипру, весь ВВП которого примерно равен этой сумме, сейчас неоткуда. Какое-то время шли переговоры о предоставлении кредита с Россией, но все в итоге уперлось в вопрос о раскрытии информации о российских бенефициарах кипрских компаний и ряд других щекотливых моментов. Был вариант совсем экзотический — по данным СМИ, необходимую сумму предлагал «Газпром», попросивший взамен лицензии на добычу газа на шельфе острова. Тоже не вышло.

С другой стороны поджимала еврогруппа, которая выдвигала условия, вызвавшие возмущение как на самом острове, так и в других странах, в первую очередь — в РФ. Дело в том, что единые европейские структуры были готовы дать денег, но в обмен хотели, чтобы кипрские власти ввели единовременный налог на банковские вклады. Вещь небывалая — по сути, система либерального капитализма выступила за пусть частичную, но национализацию. Планировалось, что вклады до 100 тысяч евро будут обложены налогом около 6,5%, а с более крупных депозитов собирались брать вплоть до 10%.

Естественно, что вкладчикам этот вариант совсем не понравился, особенно, как уже говорилось, россиянам. Точных данных ввиду непрозрачности кипрской финансовой системы нет, но, по некоторой информации, граждане РФ держат в кипрских банках от 10 до 35 млрд евро, и потери россиян в случае введения налога могли составить от 2 до 4 млрд евро.

Российский бизнес, само собой, был чрезвычайно возмущен, сразу посыпались заявления, что все это — меры в духе революционной экспроприации. Власти РФ тоже забили тревогу, причем на самом высшем уровне. В результате от идеи принятия злополучного налога правительство острова все-таки отказалось, заявив, что есть некий запасной план, хотя в чем именно он заключается, непонятно, похоже, даже самим киприотам.

И если он не появится в самое ближайшее время, то кризис на маленьком острове превратится в большую проблему для всего Евросоюза и в первую очередь неминуемо вернется «на родину» — в Грецию.

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте