Смешать, но не взбалтывать

Sergei_ShРубрика | Взгляд на власть  

Текст | Сергей ШКЛЮДОВ

Путин предложил новый вариант законопроекта о выборах депутатов Госдумы. Парламент может стать разнообразнее, но лишь за счет перезагрузки «партии власти».

Любой сотрудник спецслужб знает, что идти на послабления можно лишь до тех пор, пока это не угрожает твоему преимуществу.

Поэтому и Кремль идет только на строго просчитанные и на безопасные для себя «уступки». И возвращение смешанной системы выборов депутатов Государственной думы не исключение.

В декабре 2011 года после митингов на Болотной и на проспекте Сахарова президент Дмитрий Медведев сразу разрешил все, что раньше было под запретом. Нам даровали упрощенную регистрацию политических партий и вернули «фильтрованные» выборы губернаторов.

В феврале 2012-го был внесен и новый законопроект по выборам депутатов Госдумы, который во многом возвращал нас к схеме, существовавшей до 2003 года.

Потом митинговая активность сошла на нет, и власти стали быстро отыгрывать назад. В итоге проект Медведева больше года пылился в Думе, а 1 марта сего года был заменен законопроектом Владимира Путина.

Избирательные блоки по-прежнему запрещены: опасность, что кто-то сколотит на левом фланге новую партию «Родина» или что лидеры оппозиции с Болотной наконец-то преодолеют свои вождистские замашки и снова попробуют договориться об объединении, по-прежнему велика. Поэтому по блокам уступок нет.

Зато к возвращению смешанной системы выборов депутатов — 225/225 — Владимир Путин отнесся демонстративно легко; и именно это положение является основным в новом законе о выборах.

Несмотря на то что на политической карте появится более двухсот новых болевых точек, лишь малая и наивная часть оппозиции считает, что это реальный шанс оккупировать половину будущего ­парламента; бо2льшая часть полна пессимизма, причины которого очевидны.

Во-первых, партия «Единая Россия», потерявшая на выборах 2011 года почти 15%, скорее всего, уже не будет реанимирована. Как показал опыт последних региональных выборов, члены «Единой России» предпочитают идти на выборы как «беспартийные». Таких «крепких хозяйственников», например от ОНФ, уже на последних парламентских набилась треть списка, а в будущем их число будет только расти.

Во-вторых, объединенная оппозиция пока очень слаба с точки зрения электорального ресурса. Избиратель уходит от классических системных партий типа ЛДПР и КПРФ, но к новым партиям не прибивается. Растет уровень отчужденности. Если же «заливать проблему деньгами», то шансы в одномандатных округах будут только у товарищей от партии Прохорова.

Сейчас несистемная оппозиция еще может объединиться для победы в одном-двух конкретных случаях и даже победить или почти победить, как показал опыт выборов мэра Ярославля или Химок. Но при этом многие региональные и губернаторские кампании, которые уже успели случиться, оппозиция просто проигнорировала.

Сегодня пока рано думать о думских выборах 2016 года. В текущей политической ситуации возвращение смешанной системы выборов, скорее, играет на руку партии власти, неважно — будет это «Единая Россия», ОНФ или что-то третье. Сможет ли оппозиция изменить ситуацию и использовать предоставленные Кремлем возможности? Впереди выборы губернатора Подмосковья, а также в Мосгордуму и выборы мэра Москвы, а Москва — это центр и колыбель протестных настроений. И если оппозиция не сможет взять столицу, то тогда разговор о других 225 политических схватках отпадет сам собой.

ШКЛЮДОВ Сергей, политолог, колумнист ряда общественно-политических изданий, аспирант Института философии РАН. Окончил политологический факультет Государственного академического университета гуманитарных наук.