Все угрозы — реальные, все полномочия — федеральные


48Рубрика | Биотехнологии

Текст | Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА

В самое ближайшее время Государственная дума примет новый Закон «О ветеринарии».

Закон о ветеринарии нужен стране как воздух. Глава Комитета Госдумы по аграрным вопросам Николай Панков заверил, что депутаты не станут затягивать с принятием документа: «Законопроект должен заменить устаревший закон, принятый еще в 1993 году. Многие эксперты убеждены, что новая редакция позволит решить многие проблемы в области ветеринарии, вопросы предупреждения и ликвидации заразных и массовых незаразных болезней животных, обеспечения безопасности продукции животноводства, защиты населения от болезней, общих для человека и животных».

Птицы не знают границы

Сегодня даже сами тогдашние реформаторы, наверное, не смогут объяснить цель уничтожения единой Госветслужбы, которая надежно защищала Россию от болезней животных и птиц, вовремя реагировала на эпидемии, выявляла и ликвидировала источники заражения. Теперь вместо нее в России действует 90 независимых служб и ведомств: Департамент ветеринарии Минсельхоза РФ, Россельхознадзор, 83 службы субъектов Федерации, спецслужбы Министерства обороны, МВД, ФСБ, ФСО, ФСИН.

Чего добились в итоге? Чрезмерного администрирования с дублированием и пересечениями полномочий.

Но кабаны, зайцы, лисицы и прочие дикие звери не знают границ между субъектами Федерации, не знают их и птицы, легко перенося в смежные пределы свои птичьи болезни. Биологическая среда представляет собой единое целое, и попытки искусственно разграничить этот мир по полномочиям приводят к ослаблению контроля и — упаси Боже! — к эпидемиям и пандемиям.

Мы оказались беззащитными перед массовыми заболеваниями, потому что неподъемная, неповоротливая государственная машина защиты оказалась неспособной к выполнению своих обязанностей. Это давно стало очевидным и для специалистов, и для властей.

Тревога за отрасль, понимание последствий, к которым может привести неэффективный ветеринарный контроль, заставили руководителей ряда ведущих отраслевых и профессиональных ассоциаций и союзов объединиться в Межотраслевой экспертный совет по ветеринарии. Их позиция по поводу реформирования Государственной ветеринарной службы такова: «Единственно верным и окончательным решением большинства накопившихся в отечественной ветеринарии острых вопросов является воссоздание единой Государственной ветеринарной службы за счет признания всех без исключения полномочий федеральными и формирования единой федеральной структуры — Государственной ветеринарной службы, не разделенной между уровнями государственной власти или ведомствами».

Сброс полномочий

Были попытки улучшить законодательство поправками, но они не изменили главного: вертикали подчинения по-прежнему не существует, а вместе с ней практически не существует и ответственности: она «размазана тонким слоем» по разным организациям, уровням и органам власти. В ноябре 2011 года Дмитрий Медведев признал неудачными попытки перераспределить полномочия между федеральным центром и регионами: «По сути, на регионы и муниципалитеты просто сбрасывали полномочия… Возникает иллюзия, что теперь федеральная власть этим не занимается, а занимается регион. А как регион занимается? Никак не занимается».

В январе 2012-го на прошедшем в Тамбове совещании по развитию животноводства с этим согласился и Владимир Путин. «В конце концов, — сказал он, — если есть чума свиней, то она везде одинаковая, а не по регионам. Мы сегодня говорим о том, чтобы передать на уровень регионов отдельные функции. Но если отрасль считает, что нужно, наоборот, концентрировать полномочия, можно было бы на первом этапе подумать об определенном расширении полномочий этой федеральной службы».

А в сентябре 2012-го заместитель председателя Правительства Российской Федерации Аркадий Дворкович устроил совместно с сотрудниками прокуратуры массовую проверку состояния объектов ветеринарии на соблюдение требований ветеринарной безопасности. Проверено 83 предприятия. Итоги — ужасающие.

Мясная продукция без ветеринарных сопроводительных документов в свободной торговле… Биологические и пищевые отходы вместе с бытовым мусором складируются на необорудованных площадках, что приводит к свободному доступу животных… Особенно отличилась Талдомская районная станция по борьбе с болезнями животных. С момента введения ограничений по африканской чуме свиней на территории, отнесенной ко второй угрожаемой зоне, местные специалисты преспокойно оформляли ветеринарные сопроводительные документы на живых свиней для откорма и убоя.

В отношении ветеринарных врачей было возбуждено три дела об административном правонарушении по статье 10.6 часть 1 ­КоАП РФ. Общая сумма штрафов составила 17,5 тысяч рублей. В отношении еще шести хозяйствующих субъектов и двух охотхозяйств материалы проверок направлены в Арбитражный суд, по подведомственности, на приостановку их деятельности.

Мировым судьям переданы на рассмотрение административные дела, возбуждено даже одно уголовное дело. Составлено 67 протоколов по статьям 10.6 часть 1 («Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил») и 10.8 («Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных либо правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства») КоАП РФ. Вынесены штрафные постановления на общую сумму 317 тысяч рублей.

Виновные наказаны, порядок восстановлен. Но знающие люди убеждены: если сегодня провести такие же внеплановые проверки в других хозяйствах, результат будет аналогичным.

Надежда на управляемость

Сможет ли новый закон кардинально изменить ситуацию? В значительной степени, если вернет отрасли управляемость. Но одного лишь закона мало. Нужен еще ряд мер, направленных на защиту населения от угроз, исходящих от братьев наших меньших. Они уже объявили нам настоящую войну: бруцеллез, лептоспироз, лейкоз КРС, КЧС, АЧС, болезнь Ньюкасла — список большой и страшный.

Одна из важнейших мер — внедрение электронной информационной системы в области ветеринарии. Она поможет государству постоянно держать руку на пульсе ситуации. Запуск системы запланирован уже в этом году. Министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров на специальном совещании, посвященном запуску, сказал, что данный вопрос носит стратегический, государственный характер и связан с охраной здоровья нации. «Ветеринарный информационный контроль должен напрямую обеспечивать продовольственную безопасность, гарантировать должное качество продуктов питания. Это касается каждого потребителя и всего спектра товаров — мяса, рыбы, яиц, молока и продукции из них», — подчеркнул федеральный министр.

На переходный период предусматривается работа ресурса в режиме опытной эксплуатации с возможностью оформления документов как в электронном, так и в бумажном видах. Нормативно-правовые основы для этого заложены в проекте Закона «О ветеринарии», где также прописано распределение полномочий федерального центра и субъектов РФ. Николай Федоров поручил созданной рабочей группе в кратчайшие сроки завершить подготовку к реализации первого этапа внедрения государственной информационной системы.

В поддержку Закона «О ветеринарии» готовится Свод ветеринарных правил, а также проект поправок в Кодекс об административных правонарушениях, которые находятся на доработке в Минсельхозе России. Данными поправками планируется существенно повысить уровень финансовой ответственности всех без исключения лиц, в том числе:

– за нарушения ограничений, установленных в решении о введении карантина;

– за сокрытие сведений о случаях обнаружения заразных болезней животных;

– за нарушения ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных либо правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства.

В течение этого года планируется доработать Государственную программу развития АПК на 2013–2020 гг., в которой будет обязательно учтена необходимость усиления ветеринарной службы, повышения качества лабораторного комплекса и противодействия распространению болезней.

Еще один важный аспект проблемы связан с присоединением России к ВТО. Есть опасения, что соглашения по санитарным и фитосанитарным мерам, действующие в рамках ВТО, могут негативно повлиять на механизмы обеспечения нашей безопасности.

Вот эти принципы ВТО, ослабляющие инструментарий российской ветслужбы: принцип недискриминации, принцип эквивалентности, принцип научной обоснованности принимаемых ветеринарных мер, принцип достаточности. Звучит достойно, однако следование этим принципам заставит Россию ограничить собственные функции в угоду международной торговле. Поэтому сегодня тем более важно так отладить механизмы российского ветеринарного контроля, чтобы максимально защитить страну от вероятных угроз.

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте