Госстрой преткновения

Рубрика | Страница редактора

Автор | Александр ПОЛЯНСКИЙ

В декабре прошлого года в Минрегионе разразился очередной скандал: в отставку подали замминистра — руководитель Федерального агентства по строительству и ЖКХ (Госстроя), бывший совладелец Промстройбанка Петербурга Владимир Коган и его первый зам Илья Пономарев. Намерение уйти высказали и другие члены команды Госстроя.

По принципиальным соображениям: Коган протестовал против стремления нового министра Игоря Слюняева взять в свои руки выработку идеологии строительной индустрии и управление госпрограммами в области строительства и ЖКХ. Насколько известно, Владимиром Игоревичем был предложен премьеру Дмитрию Медведеву проект переподчинения Госстроя напрямую Правительству РФ.

Медведев оказался не готов к переменам и к конфликту с почти только в начале осени назначенным по его инициативе министром. И Когану вместе с командой пришлось уйти.

Теперь управлением федеральными строительными проектами и программами занимаются непосредственно министр и подчиненные ему департаменты, Госстрой — лишь исполнитель. И.о. руководителя агентства назначен Игорь Донато, госменеджер из Нижегородской области, мало связанный с вверенной сферой деятельности — возглавлял администрацию одной из федеральных трасс, зато входил в президентский кадровый резерв Дмитрия Медведева.

По сути, федеральное агентство ликвидируется — во второй раз в своей истории. Первый раз это произошло в 2008 году при Викторе Басаргине, который добился передачи полномочий федерального агентства непосредственно министерству. Желание порулить строительной индустрией и федеральными строительными проектами закончилось, как известно, делом АТЭС и заключением под стражу его бывшего зама, как раз по строительству, Романа Панова и его сотрудников.

Как бы эта печальная история не повторилась. Ведь смысл министерской реформы 2004 года состоял в том, чтобы разделить функции формирования государственной политики в той или иной экономической/социальной сфере и финансово-хозяйственной деятельности, реализации практических программ в этой сфере. Когда агентство занимается программами финансирования и управляет проектами, а министерство формирует идеологию и следит за строительным рынком в целом и деятельностью агентства в частности. Само же за собой оно следить вряд ли сможет (что как раз продемонстрировала команда Басаргина).

Есть и еще одна проблема, которая провоцирует рекордное количество скандалов, связанных с Минрегионом. Это министерство нежизнеспособно и противоестественно в принципе.

Невозможно объединить в одном ведомстве, с одной стороны, регулирование национальной политики, приграничного сотрудничества регионов, координацию работы федеральных округов, с другой, вопросы территориального планирования, развития стройиндустрии, развития рынка недвижимости и городского хозяйства.

Правительству требуется: а) полноценное внутриполитическое ведомство; б) министерство, занимающееся территориальным планированием и развитием, строительной индустрией, жилищной политикой, ЖКХ и урбанистикой. Тогда бесконечный спор о полномочиях между Минрегионом и Госстроем будет завершен оптимальным образом.