Реквием памяти Маэстро

Рубрика | Культура

Текст | Анна АВДЕЕВА

Фото | Александр ДАНИЛЮШИН

Этой осенью, с 18 октября по 19 ноября в Москве прошел первый музыкальный фестиваль Государственной академической хоровой капеллы России имени Юрлова «Любовь Святая», посвященный 85-летию со дня рождения великого деятеля советской культуры, дирижера, педагога, хормейстера Александра Александровича Юрлова.

Фестиваль был задуман как воплощение в жизнь юрловского отношения к музыке, к хору, и предполагал исполнение его любимых произведений, возрождением или первым исполнением которых он, во многом, оставил след в истории русской музыки. Планировалось также воссоздание концертных программ своеобразного юрловского типа, возвращение к его просветительским заветам и идеалам, к объединению в одном исполнительском составе разных хоров и привлечению к исполнению самодеятельных коллективов. Но самое главное, необходимо было создать своеобразную атмосферу юрловского концерта, с его идейностью, с его монументальным всеобъемлющим звучанием, с включением большого числа участников: оркестра, хоров, солистов.

В результате концертный триптих фестиваля сложился следующим образом. Первый концерт под названием «Из репертуара Александра Юрлова» открылся вечером 18 октября в зале имени П.И. Чайковского. Программа его практически доподлинно воссоздала одну из оригинальных программ великого дирижера, и позволила слушателю погрузиться в музыкальную атмосферу его эпохи, где в одном отделении могла звучать и русская духовная музыка, и произведения советских композиторов. Самую значительную часть программы составила «Поэма памяти Сергея Есенина» Георгия Свиридова для хора и оркестра.

Второй концерт — «Обращаясь к истокам» — прошел 23 октября в зале Российской академии музыки имени Гнесиных. Здесь, в Гнесинке, Александр Юрлов, который необычайно высоко ценил народную песню, основал кафедру руководителей народных хоров. И концерт, в первую очередь, отдал дань именно этой его любви к русской народной музыке. В нем исполнялись «Свадебка» Ф. Стравинского, «Курские песни» Г. Свиридова, а второе отделение было целиком отдано студентам отделения народного хора академии имени Гнесиных.

Завершился фестиваль 19 ноября в Большом зале Московской государственной консерватории концертом «Памяти маэстро», где было исполнено одно из самых грандиозных и драматических произведений мировой музыкальной культуры — «Реквием» Дж. Верди.

Для участия в этом, казалось бы, небольшом трехдневном фестивале было привлечено невероятное количество исполнителей. Конечно, в качестве главного организатора и участника фестиваля выступила капелла им. А.А. Юрлова во главе с художественным руководителем и главным дирижером, заслуженным деятелем искусств России, профессором Московской консерватории и академии музыки имени Гнесиных Геннадием Александровичем Дмитряком. В этом фестивале также приняли участие самые лучшие хоровые коллективы страны. Были приглашены Московский государственный академический камерный хор под управлением В. Минина и Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова, четыре лучших студенческих хора: академический и народный хор российской академии музыки имени Гнесиных, камерный хор Московской консерватории, хор Казанской государственной консерватории, а также три самодеятельных хоровых коллектива: академический хор МГУ, мужской хор МИФИ и концертный хор детской музыкально-хоровой школы «Радость». Своим участием фестиваль украсили такие замечательные коллективы как Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова, симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», ансамбль ударных инструментов под управлением Марка Пекарского. В концертах было задействовано 17 приглашенных солистов — певцов и инструментальных исполнителей, среди которых Екатерина Мечетина, Иван Рудин, Ксения Башмет. Огромное количество людей объединилось вместе для создания праздника хорового искусства, которому Александр Юрлов посвятил всю свою короткую (он умер в возрасте 45 лет), но необычайно яркую творческую жизнь.

Чем же заслужил Юрлов подобную посмертную славу и почитание? Во-первых, это человек, который сделал Государственную академическую хоровую капеллу, носящую его имя до сих пор, пожалуй, самым известным российским хоровым коллективом. Это, своего рода, знак качества, знак русской культуры. Как Московский Кремль. Как храм Христа Спасителя. Это живая классика русского искусства. Под предводительством Юрлова капелла открывала старинную русскую музыку, впервые исполняла, например, 13-ю симфонию Шостаковича или «Патетическую ораторию» Свиридова. И происходило это все в стране, где при всех известных радикальных крайностях режима процесс воздвижения хоровой культуры и превращения его в часть русского искусства был равносилен подвигу.

Ведь если задуматься, то Александр Юрлов возглавлял капеллу всего 15 лет: с 1958 по 1973 год, но плоды его труда живут и поныне, ведь это благодаря именно ему и старинное хоровое искусство, и музыка его современников вошла в нашу жизнь, а сейчас стала классикой.

Под руководством Юрлова капелла поднимается на совершенно новую ступень профессионального мастерства, приобретает ценнейший опыт гастрольных выступлений, заставляет петь всю страну — ­60-е годы в истории советской музыки даже негласно называют «юрловской эпохой». Капелла под руководством Юрлова открывает для советского слушателя мир русской духовной музыки. Понимание русской истории, национальной природы, ментальности невозможно без включения в нее хорового пения. Хор — это символ соборности, это со-гласие, со-звучие множества голосов, объединенных великой идеей вечного искусства. Но это еще и символ единения страны, единения людей на почве общей культуры, общего прошлого.

Но самая главная заслуга Юрлова — в понимании современного ему искусства. С приходом его к дирижерскому пульту у советских композиторов появился свой преданный, глубокий и тонкий исполнитель. И хотя история не знает сослагательного наклонения, можно себе представить, что было бы, если бы не состоялась совместная работа Юрлова, например, со Свиридовым, который иногда, если ему не нравилось исполнение, мог запросто забрать партитуру и запретить свое произведение, а после, не находя нужного интерпретатора, вообще обратиться к иным жанрам.

Как бы мы жили сейчас без хоровых сочинений Свиридова — без «Курских песен», без «Поэмы памяти Сергея Есенина»? Счастье, что капелла Юрлова стала для Свиридова «совершенным и согласным с ним музыкальным инструментом».

Фестиваль стал ярким и своеобразным культурным событием уходящего года, всколыхнувшим своим масштабом, мастерством и профессионализмом культурную среду столицы: все концерты проходили при переполненных залах, партер и амфитеатр были в буквальном смысле заполнены до потолка.

Впрочем, фестиваль был не менее значимым и для самих исполнителей. Нет сомнения, что участие в мероприятии подобного масштаба студенческих и самодеятельных коллективов дало им не только ценнейший опыт, не только возможность исполнять грандиозные произведения, но и определенный импульс их дальнейшему развитию.

Фестиваль проходил при поддержке Министерства культуры и не остался без внимания государственных лиц — свое приветствие участникам фестиваля прислали глава Администрации президента Сергей Иванов, министр культуры Владимир Мединский, мэр города Москвы Сергей Собянин, а также выдающиеся отечественные музыканты Юрий Башмет, Павел Коган, Михаил Плетнев, Владимир Федосеев, которые постоянно приглашают капеллу имени Юрлова для участия в своих концертах. Фестиваль также получил благословление патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Православная церковь особо отметила важность просветительской, возрожденческой миссии фестиваля и ее организаторов и наградила Геннадия Александровича Дмитряка орденом Русской православной церкви Святого благоверного князя Даниила Московского — «во внимание к многолетним трудам в деле сохранения и развития традиций исполнения православной церковной музыки в России и за рубежом».

Программа концерта 18 октября, как уже упоминалось, была непосредственно взята из репертуара Мастера. Наряду со старинным хоровым концертом М.С. Березовского, с народной песней, с русской хоровой классикой, фугой Давиденко «Улица волнуется», в концерте прозвучало много хоровой музыки Свиридова. Продолжением свиридовской линии стало второе отделение, отданное «Поэме памяти Сергея Есенина», а «на бис» было исполнено «Солнце и поэт» из «Патетической оратории» Свиридова на стихи В. Маяковского.

«Поэма памяти Сергея Есенина» Георгия Свиридов по праву стала событием вечера. Для ее исполнения капелла Юрлова пригласила академический хор Академии музыки им. Гнесиных (руководитель — Д. Онегин). А в исполнении заключительного хора оратории «Небо, как колокол» капелла Юрлова задействовала еще три коллектива — хор МГУ, МИФИ и детский хор «Радость». И здесь результат превзошел все ожидания — «тутти на фортиссимо» — «все вместе еще громче» — зал словно загудел, завибрировал, наполненный океаном звучания…

Исполнять произведения Свиридова почти на каждом концерте было для капеллы традицией, имевшей под собой глубокие основания. Судьбы этих двух настоящих подвижников русского искусства тесно переплелись и оказали друг на друга взаимное влияние, отразившееся на судьбе русского хорового искусства в целом.

Второй концерт фестиваля — «Обращаясь к истокам» — проходил 23 октября в Российской академии музыки им. Гнесиных. И не случайно. Именно здесь Александр Александрович Юрлов 14 лет руководил кафедрой хорового дирижирования. А в 1966 году по его инициативе впервые в истории музыкального образования было создано отделение по подготовке дирижеров народного хора. Многие выпускники этого отделения стали ведущими руководителями народных хоров. Теперь же, 46 лет спустя, студенты этого отделения выступили со своей программой, составленной из народных песен посвященной памяти великого педагога. Средоточием концерта стало исполнение капеллой имени Юрлова двух шедевров русской музыки, связанных с фольклорным искусством: «Свадебки» И.Ф. Стравинского, хореографических сцен с пением и музыкой на народные тексты, и «Курских песен» Г.В. Свиридова, основанных на подлинных народных песнях курского края.

Мало кто помнит, что в 60-х годах, когда Юрлов впервые в СССР взялся за исполнение «Свадебки», Стравинский был запрещенным композитором.

На концерте «Обращаясь к истокам» присутствовал Вячеслав Щуров, человек, также стоявший у истоков основания отделения руководителей народного хора, много лет преподававшей в Гнесинском институте, младший современник и союзник по хоровому делу Александра Юрлова. Он так отозвался о прошедшем концерте: «Сама значительность, масштабность этого концерта соответствует значимости личности Юрлова. Исполненные произведения играли очень важную, значимую роль в его хоровом творчестве. Я помню первое исполнение «Курских песен» Свиридова капеллой. Это было замечательное явление в русской культуре. Кроме того, одним из любимых его сочинений была «Свадебка» Стравинского. В это сочинение, надолго забытое, он вдохнул новую жизнь. И сегодня она прозвучала прекрасно. Очень хорошая дикция у хора и солистов. Звук очень насыщенный, округлый, благородный, прекрасное интонирование, замечательный ансамбль. Кроме того, здесь и в «Курских песнях» появилась особая краска, так как в хор были включены студенты отделения руководителей народных хоров. И здесь было воспоминание о славных делах и важных свершениях Александра Александровича Юрлова. Я давно не получал такого эстетического удовольствия, как от этого концерта. Это было сделано замечательно по-русски. И замечательно музыкально».

Стоит подчеркнуть, что на этом концерте, возможно, впервые в истории «Курских песен» в состав исполнителей были включены действительно голоса народного хора и сольная партия была также отдана голосу «из народа». В такой интерпретации давно знакомое произведение зазвучало по-новому, очень своеобразно.

Третий концерт был полностью отдан «Реквиему» Дж. Верди — заупокойной мессе памяти великого артиста, педагога, просветителя. На сцену вышли оркестр и три хора: капелла Юрлова, камерный хор Минина и хор Свешникова; два хора, Казанской и Московской консерватории, поддерживали основной состав с балкона. В противоположном конце зала собралась группа трубачей для изображения «Трубы Предвечного». Благодаря расположению части исполнителей в зале поддерживался грандиозный стереоэффект. Великолепны были солисты — Карина Флорес, Агунда Кулаева, Алексей Татаринцев и Михаил Казаков. И всей этой необъятной массой исполнителей дирижировал всего один человек — Геннадий Дмитряк.

В тот вечер он подобно своему великому предшественнику отважился на управление грандиозным хором — около 260 человек и вел за собой исполнителей в течение полутора напряженных часов. Ведь «Реквием» Дж. Верди — сродни оперному произведению, с острейшей драматургией, со сложными перепадами настроений.

И страх смерти, и видения вечного покоя и неземного света, и страстная заключительная молитва «Помилуй меня господи» — все это состоялось в этот вечер, все удалось, и все зазвучало…

Можно с уверенностью сказать, что фестиваль не только выполнил свою главную миссию — подчеркнул масштаб и значительность той замечательной личности, ради которой и был задуман, но и открыл стране нового хорового лидера, руководителя капеллы Геннадия Дмитряка, который не только является большим мастером своего дела, но и, как теперь становится ясным, готов взять на себя ответственность за развитие хорового искусства в России.

Название фестиваля «Любовь Святая» звучит немного странно среди современных заголовков афиш. Но оно взято из трех духовных хоров, написанных Георгием Свиридовым. В сердце этих хоров, между «Молитвой» и «Покаянным стихом» расположен один, который и называется «Любовь Святая».

В нем, в единственном слышно не обращение людское, не возгласы с земли, а будто снизошедший на мгновение из выси во утешение, совершенный, бесплотный как дыхание воздуха глас самой Богородицы. Так вот, этот глас — о Любви, которая одна, по-видимому, вознаграждается бессмертием. А голос — единственный музыкальный инструмент, напрямую передающий во вселенную душу, существо человеческое.

Поэтому, да будет сохранено хоровое искусство, его истинные, правильные заветы и традиции и пусть этот фестиваль, второй масштабный фестиваль, посвященный памяти Александра Юрлова — первый проходил уже более пятнадцати лет назад — и Бог весть какими силами возрожденный, будет жить и станет традицией.