Меры упреждения


Текст | Николай МИХАЙЛОВ


22 августа Российская Федерация официально стала членом ВТО.

Россия 22 августа стала 156-м членом Всемирной торговой организации — к этой цели наша страна шла почти два десятилетия. По мнению первого заместителя председателя Комитета Государственной думы ФС РФ по промышленности, первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенева, вступление России в ВТО — серьезный шаг, направленный на интеграцию нашей страны в мировое экономическое пространство:

— Вступление во Всемирную торговую организацию, в которую теперь входит 156 государств, и на долю которых приходится 97% мирового торгового оборота, — момент прежде всего политический, — заметил он. — Это значительный шаг, направленный на интеграцию России в мировое экономическое сообщество.

Подчеркну, что выгода от вступления в ВТО может перевесить все издержки в том случае, если российское законодательство в большей мере будет направлено на создание прозрачных и благоприятных условий для отечественного бизнеса. Среди положительных аспектов вступления России в ВТО можно отметить возможность участия в реформировании правил международной торговли, доступ к международному механизму разрешения торговых споров, создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО.

Вместе с тем вступление России в ВТО — это серьезный стресс-тест для российской экономики. Он позволит взглянуть под новым углом зрения на многие устоявшиеся вопросы, к которым мы уже как-то привыкли, высветить проблемную ситуацию более рельефно и где-то ее обострить.

Мы возлагаем большие надежды на переходной период. Это предоставленное соглашением о вступлении в ВТО время адаптации отечественных производителей к ожидаемым последствиям. Эту возможность ни в коем случае нельзя упустить. Наоборот, нужно тщательно спланировать и реализовать, в том числе и на государственном уровне, комплекс адаптационных мероприятий, которые должны позволить предприятиям и целым отраслям не только выжить, но и вписаться в новые экономические условия. Конечно, государство должно тщательно анализировать последствия вступления по конкретным отраслям и в случае необходимости применять методы нетарифного регулирования.

Первые шаги в этом направлении уже предприняты. К примеру, в середине июля 2012 года приняты поправки в действующий Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», направленные на введение утилизационного сбора на автомобильную технику, которые вступят в действие 1 сентября этого года. Существует опасность, что из-за снижения ввозных пошлин могут не выдержать ценовой конкуренции с иностранными производителями российские сельхозмашиностроители. Поэтому особенно важно принять упреждающие адаптационные меры законодательного характера по сокращению ввоза в страну подержанной сельскохозяйственной, дорожно-строительной и лесозаготовительной техники, о реальном уровне надежности и безопасности которой можно только догадываться.

В этой связи мною инициирован аналогичный «автомобильному» законопроект, предусматривающий безопасную утилизацию и введение утилизационного сбора на эти виды техники. Он позволит обновить парк подобных машин и создаст справедливые условия конкуренции на российском рынке для отечественных и зарубежных производителей в рамках ВТО. Эти поправки будут рассмотрены Госдумой уже в ходе осенней сессии.

Комитет Госдумы по промышленности, Союз машиностроителей России рассматривают целый комплекс мер, которые нужно грамотно сочетать друг с другом в интересах повышения конкурентоспособности отечественного машиностроения при минимальных потерях для государственного бюджета.

В конечном счете, считаю, что членство России в ВТО будет стимулировать поиск и реализацию конструктивных решений, направленных на ускорение модернизации основных производственных фондов, усиление инновационной восприимчивости и активности предприятий, повышение конкурентоспособности отечественных производителей.