Катастройка-2

Текст | Сергей МИХЕЕВ

Разрушительный сценарий российских либералов.

Либералы пытаются сейчас подвигнуть страну к новой перестройке, опять вернуть Россию в 90-е годы. При этом они действуют напористо. В правящем классе либералы представляют крупный бизнес, который родом из 90-х. Это также либеральное экспертное сообщество, либеральные СМИ. А за ними, совершенно очевидно, стоят западные партнеры, чьим лобби, по сути, либералы в России и являются.

В обществе у либералов нет достаточного веса, чтобы начать какие-то революционные действия. Они и не способны на это, ибо просто боятся их. Но в элите их вес велик.

Западу надо было создать ситуацию, при которой будет с кем играть — ситуацию политических флангов. А это значит, он играет в игру на дестабилизацию. Вот этим либералы в интересах Запада и занимаются.

Цель — под разными лозунгами породить ряд конфликтов: и элитных, и конфликты в обществе. Разжечь неприятные тенденции, каковых более чем достаточно, и таким способом создать поле для маневров.

Среди тех, кто противопоставляет себя либералам, много людей из корпорации чиновников. Но они не столько за государство радеют, сколько за сохранение собственных схем, которыми они пользуются, на которых хорошо сидят, от которых кормятся и которые, в общем-то, стали для них смыслом жизни.

Являются ли они противниками либералов? Да. Являются ли они государственниками? Нет. Коррупция разъедает любое государство.

Людей с твердыми государственническими убеждениями весьма много и в государственном аппарате, и в правящей элите, и в обществе. Но их хуже слышно, потому что некоторые из них маргинализированы, другие не имеют желаемого и необходимого выхода в СМИ или не могут по разным причинам выразить свою позицию, понятную широкой аудитории.

Получается, либералы в реальном меньшинстве, но их влияние на правящий класс весьма сильно — то есть структурно они очень сильны. И за ними есть мощная внешняя поддержка, что серьезно увеличивает их возможности и шансы в борьбе за власть. За другими политическими силами такой поддержки нет.

Либеральная прослойка стимулирует сепаратистские тенденции. Их раздражает сама идея сильной России. Это свойственно всем, кто стремится к деструктивным процессам. Это касается и либералов, и радикалов националистических движений в регионах, где есть сепаратизм.

Сейчас по всем принципиальным вопросам Запад занимает консолидированную позицию по отношению к нашей стране. Конкурентоспособная, сильная Россия им не нужна — в этом они едины.

Путин высказал совершенно правильную мысль: как только они почувствуют, что мы слабы, нас снова можно будет дербанить. Как в конце 80-х — начале 90-х. Я не сторонник мысли, что коварный Запад развалил тогда СССР. Неправда. Советский Союз имел массу проблем, которые и стали главной причиной развала. А Запад вовремя «подсуетился».

Если мы покажем опять готовность к сдаче позиций, Запад снова консолидируется, чтобы извлечь максимум выгод для себя. Когда же мы демонстрируем более жесткую позицию, они принимают наши действия — как показал конфликт с Грузией по поводу Южной Осетии. Покричали, но успокоились. Видят, что изменить ситуацию невозможно. И признают статус-кво.

Так было в истории всегда. Как только Россия демонстрировала признаки слабости, внутренней смуты, внутренних проблем, все моментально активизировались по периметру границ. И в первую очередь Запад.

Российское руководство пытается найти некую компромиссную формулу, которая бы обеспечила нам безопасное сосуществование с Западом. Это разумная позиция.

Другое дело — на каких основаниях это обеспечить.

Повторить перестроечный опыт для России — смертельная опасность. И это главная претензия к либералам — они пытаются навязывать «перестройку–2».

Сильное впечатление, что нас возвращают в 85–91-е годы. Они даже ничего нового не могут, или не хотят, придумать. Но перестройка №2 нам категорически противопоказана.

В нынешней государственной модели масса проблем. Главная из них — коррупция. Но «перестройка–2» может породить массу новых проблем, которые вообще обрушат все.

В нынешней государственной модели масса проблем. Главная из них — коррупция. Но «перестройка–2» может породить массу новых проблем, которые вообще обрушат все.

Первая перестройка привела к реальным горячим точкам — сначала к конфликтам на национальных окраинах, потом к двум чеченским войнам. И сейчас новая перестройка к этому приведет. Но выдержит ли их сейчас Россия? Неизвестно. Тем более что сейчас они могут возникнуть не на периферии, а в центральных регионах страны.


Сергей Михеев — генеральный директор Центра политической конъюнктуры. Родился 28 мая 1967 года в Москве. После окончания школы некоторое время работал на заводе «Изолятор». Прошел срочную службу в армии. С 1987 по 1994 год работал в Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского. В 1999 году окончил философский факультет (отделение политологии) МГУ им. М.В. Ломоносова. Во время учебы в МГУ сотрудничал с рядом политических организаций, в том числе с Конгрессом русских общин. В 1997—2000 годах — сотрудник Лаборатории региональной политики МГУ. В 1998—2001 годах — эксперт Центра политической конъюнктуры России. С 1999 года — эксперт Центра политических технологий, с мая 2001 года — ведущий эксперт этого центра, политический обозреватель сайта «Политком.Ру». С апреля 2004 года — руководитель Департамента стран СНГ Центра политических технологий, с апреля 2005 года — заместитель генерального директора Центра политических технологий. Ныне генеральный директор Центра политической конъюнктуры.10