Елена НАРЦИССОВА: нужно увеличивать представительство деловых людей в кадровом резерве


Текст | Николай ФРОЛОВ
Фото | Александр ДАНИЛЮШИН


Генеральный директор компании «ЕВРОПОЛИМЕР» (Москва) Елена Нарциссова убеждена, что изменения во власти позитивно скажутся на траектории и темпах развития России — прежде всего благодаря деловым людям, привлеченным и привлекаемым к государственному управлению.

— Елена Анатольевна, как вы оцениваете изменения, произошедшие в Правительстве России и Администрации президента?

— В целом положительно. Эти изменения давно назрели. Сегодня мы находимся на переходном этапе развития. Это переход от классического капитализма, отягощенного еще и советским наследием — монополистической структурой экономики, к социально ориентированному капитализму, в котором главная роль отводится массовому среднему классу, к капиталистической системе, в которой высокий уровень социальной защиты — такой, какая создана в Дании, Швеции, Норвегии, в значительной степени в Нидерландах и других европейских странах…

Учитывая богатство нашей страны природными ресурсами, мы способны поднять наш уровень благосостояния столь же высоко, как там, а то и выше. Например, Норвегия — также одна из ведущих нефтегазовых экономик мира, так же, как у нас, там высокая себестоимость углеводородов из-за климатических условий. Именно там мы в значительной степени заимствовали идею Фонда национального благосостояния, куда откладывается чисто конъюнктурная часть нефтегазовых доходов — для будущих поколений.

При этом и текущий уровень благосостояния там чрезвычайно высок, хотя это приполярная страна, там очень непростая природа и велики затраты на «поддержание» жизни: электричество, тепло, дороги и т.п. Норвегия, как вы знаете, даже в Евросоюз не вступала, потому что уровень жизни в этой стране существенно выше, чем в ЕС, который нам сегодня представляется эталонным.

Потребность в кадровых и структурных изменениях в органах управления, на мой взгляд, должна быть тесно связана с этой целевой установкой — созданием и у нас в стране «социального» капитализма. Капитализма без резкого социального расслоения, как сейчас, без миллионов бедных людей, с современной структурой экономики — не только с ресурсной, но и высокотехнологичной составляющей…

Нам нужны постепенные, но серьезные кадровые изменения во власти. Нужны новые руководители — показавшие себя в бизнесе или государственном управлении, но не обязательно из нынешней системы управления, которая нуждается в реформировании. Требуется такое сочетание новых и старых, опытных, проверенных временем кадров, благодаря которому наша страна будет устойчиво, поступательно двигаться в направлении развития, усиливаться как могущественная и современная держава, занимающая все более и более высокие места в мировых рейтингах. Это должны быть люди ответственные, целеустремленные, патриотически настроенные профессионалы высокого класса, обладающие большим желанием созидания, движения нашей страны к процветанию.

— Отмечают ли произошедшие кадровые и структурные изменения всем этим требованиям и задачам?

— В целом, да. Аркадий Дворкович, Александр Новак, Николай Никифоров, Максим Топилин, Максим Соколов, Владимир Колокольцев, Вероника Скворцова… Нового министра здравоохранения Веронику Скворцову я имею честь знать лично: еще 15 лет назад мы начали с ней сотрудничать, когда я занималась фармацевтическим бизнесом.

Тогда Вероника Игоревна работала сначала в Первой Градской больнице, а затем в 31-й клинической. Это энциклопедически образованный невролог, организатор здравоохранения. Человек, прошедший все ступени в здравоохранении — от должности рядового врача до поста заместителя главы Минздравсоцразвития по медицинским вопросам, а теперь и до министра здравоохранения. Скворцова — оптимальная фигура для профессионализации управления здравоохранением, наведения порядка в этой области.

А Владимир Колокольцев? Это замечательный профессионал, обладающий огромным авторитетом в российской полиции. Оптимальный министр для проведения, наконец, полицейской реформы на профессиональных началах!

Аркадий Дворкович в представлениях не нуждается — он давно известен на федеральном уровне в качестве начальника Экспертного управления президента, а позднее помощника президента. Это один из наиболее активных и прогрессивных государственных деятелей, проявивший себя в широчайшем спектре тем экономической и социальной политики. Сегодня он курирует реальный сектор экономики — достойное назначение!

— Как вы оцениваете существенное расширение полномочий Администрации президента в социально-экономической сфере?

— Была выбрана двухуровневая модель управления: президентско-правительственная. Правительство по ключевым направлениям дублирует Администрация президента. Это обеспечит плавный переход от правления президента Медведева к правлению президента Путина, чтобы те, кто ранее занимал посты министров, передали свой опыт, наработки новому поколению руководителей. И при этом государственный аппарат был максимально мобилизован на решение задач, поставленных Путиным в его предвыборных программных статьях и указах.

Двухуровневая структура будет способствовать ускоренному решению вопросов, вниманию к важнейшим направлениям деятельности. Создан целый ряд новых управлений. В частности, Управление президента по социально-экономическому сотрудничеству с государствами — участниками СНГ, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия, управления по общественным связям и коммуникациям, по научно-образовательной политике, по развитию информационных технологий и электронной демократии… Их будут курировать бывшие министры правительства Путина, перешедшие на работу в Кремль: Татьяна Голикова, Андрей Фурсенко, Игорь Щеголев и т.д. Последнее подразделение, на мой взгляд, имеет огромное значение. Все — и власти, и бизнес, и граждане — очень страдают от несовременной бюрократической системы в нашей стране. Сегодня решение вопросов граждан, компаний в государственных структурах растянуто на месяцы и годы — эту проблему необходимо решать.

Таким образом, информационные технологии — это политическая тема: они позволяют ускорить работу государственноно аппарата, дают инструменты для контроля его деятельности, ускоряют принятие решений. А электронная демократия — это веяния сегодняшнего дня, тренд всей мировой политической системы: переход к прямой демократии граждан. Это касается и обсуждения решений, и их принятия, в том числе голосования на выборах всех уровней с использованием электронной цифровой подписи.

Так что речь идет не об удвоении правительства, а об удвоении усилий, направленных на решение сотни нерешенных проблем. Плюс новые подразделения — это форма контроля президента за правительством.

Обновление правительства, как известно, составило 75%, Администрации президента — также порядка 70%. Это позитивное явление.

При этом существенное влияние должно остаться и у многих из тех, кто раньше занимал высокие государственные посты. Это Игорь Иванович Сечин, Виктор Алексеевич Зубков, Алексей Леонидович Кудрин. И мы видим, что эти люди сохраняют большое влияние на государственные дела.

Так, Игорь Иванович стал ответственным секретарем президентской Комиссии по стратегическому развитию ТЭК и экологической безопасности. Виктор Алексеевич стал освобожденным председателем совета директоров «Газпрома» и спецпредставителем президента по сотрудничеству с Форумом стран — экспортеров газа. Алексей Леонидович остается консультантом президента на неформальной основе: его рука чувствуется, в частности, в Бюджетном послании главы государства. Там речь идет, в том числе, о том, что в основу формирования расчетных доходов бюджета кладется средняя цена на нефть не за последний год, а за последние пять лет, и постепенно происходит переход на усреднение за десять лет. Кроме того, определяются правила, при которых текущий бюджет может воспользоваться ресурсами Резервного фонда.

Это очень правильная идеология, потому что совершенно очевидно, что происходит стабилизация темпов роста цены на нефть. Необходимо постепенно переходить от экстенсивного развития, рассчитанного на спекулятивные доходы от продажи углеводородов и другого сырья, к интенсивному, связанному с освоением более высоких уровней передела, развития обрабатывающей промышленности, инновационных проектов, созданием современной инфраструктуры. Необходимо привлечение для этого отечественных и иностранных инвестиций, развитие государственно-частного партнерства.

— В этой сфере многое делается…

— Да, но пока мы только в начале пути.

Большим подспорьем для развития обрабатывающей промышленности, новой индустриализации, о которой говорит президент Путин, будет приватизация предприятий, которая сейчас проводится в России.

Ее актуальность прежде всего в том, что на многих госпредприятиях фактически нет хозяина. Такой хозяин должен появиться — рачительный хозяин, настоящий предприниматель. Но необходимо, чтобы предприятия работали под контролем государства. При этом приватизация необходима грамотная — чтобы предприниматели действительно вкладывали средства в развитие производства, чтобы средства от реализации такого частно-государственного партнерства не утекали за границу, в офшоры и т.п.

Кроме того, приватизация позволит усилить финансовое положение бюджета, и ее ключевым идеологом всегда выступал Алексей Леонидович Кудрин — большой умница, российский бог финансов. Он именно тот человек, который знает, как решать ключевые вопросы — вопросы распределения финансовых ресурсов в преддверии экономического кризиса. А финансы — это кровь экономики…

Очень осторожно нужно подходить, на мой взгляд, к сокращению финансирования пенсий и национальной обороны. На мой взгляд, и пенсия и оборона нуждаются в постепенном увеличении финансирования. Пенсионеры в нашей стране находятся все еще в бедственном положении, особенно в провинции. Многие регионы, в отличие от Москвы, не могут себе позволить доплаты пенсионерам. Достойный уровень для пенсионеров — один из важнейших приоритетов для страны. Конечно, нужно поднимать и заработные платы в бюджетной сфере. Учителя, врачи, преподаватели вузов в Европе считаются представителями среднего класса — у нас же они во многих случаях имеют доход, едва-едва соответствующий прожиточному минимуму.

Не меньший приоритет — обороноспособность государства. Сейчас сложнейшая международная обстановка в мире, и обороноспособность, развитие Вооруженных сил — ключевой приоритет, уровень обороноспособности нужно всячески поднимать.

— Однако есть проблема — насколько наша промышленность готова освоить объем оборонного заказа? Ведь правительство оказалось вынуждено частично перенести объемы финансирования оборонного заказа на будущее, из-за того что мощности промышленности просто не позволяют обеспечить реализацию заказа в полной мере…

— Да, это проблема, которая показывает, насколько важна для промышленности модернизация. Не хватает основных фондов, квалифицированных кадров — инженеров и рабочих…

По сути дела, перед нами стоит задача новой индустриализации — не только в отношении оборонной, но и в отношении гражданской промышленности. И приватизация — один из способов решения этой проблемы, поскольку она приведет в те же компании оборонного комплекса квалифицированных предпринимателей, которые создадут условия для развития таких предприятий.

Не меньшее значение имеет борьба с коррупцией, утечкой капитала за рубеж. Сегодня объем экспортных доходов неумолимо уменьшается, и ликвидация их утечки — способ даже увеличить доходы, направляемые на развитие перерабатывающей промышленности и инфраструктуры. И здесь от Минфина, ЦБ, Росфинмониторинга, правительства в целом многое зависит.

Первые выводы о работе новой команды можно будет сделать уже осенью. Если новые ответственные лица проявят себя достаточно успешно, изменений не потребуется. Должна быть готовность к перестановкам: наготове должен быть кадровый резерв, он должен быть в «горячем» состоянии — то есть соответствующие специалисты должны быть полностью готовы усилить собой те или иные направления деятельности.

Есть в нашей экономике и социальной сфере серьезные риски, подводные камни. Так, очень важно не допустить осенью усиления социальной напряженности. К сожалению, решение о повышении тарифов на энергоресурсы и ЖКХ с 1 июля этому не способствует. Ситуация и так нестабильна — на фоне развития кризисных явлений в глобальной экономике, вступления России в ВТО, а мы еще подливаем масла в огонь повышением тарифов… На мой взгляд, решение о тарифах нужно было перенести.

— А с 1 сентября некоторые тарифы повысятся еще…

— Совершенно верно. Мне представляется, что в условиях снижения доходов в период кризиса нужно было насколько возможно отложить повышение тарифов. Дыхание кризиса уже чувствуется.

Например, торговые сети экономкласса фиксируют сокращение стоимости среднего чека с 2 тыс. до 1 тыс. руб., а среднего класса — с 4—5 тыс. руб. до 2—2,5 тыс., то есть в два раза. Люди стали экономить, и это сказывается на спросе на потребительском рынке. При этом вырос спрос на бытовую электронику — это чисто кризисный симптом.

Сегодня нужно чуть затянуть пояса. Наступило время мягкой экономии…

Замечу, что и в период кризиса, и вообще всегда очень аккуратно нужно подходить к информированию граждан: к тому, как доводится информация, какая это информация. Сегодня информация — оружие похуже традиционного. Информационные войны бушуют как между странами, так и внутри стран. Необходима грамотная информационная политика, повышающая морально-нравственный уровень граждан, формирующая ценности патриотизма, сплачивающая нацию.

В целом сегодня стоит задача грамотного управления — управления с умом. Этот ум в России есть, но мы не всегда умеем им пользоваться, рационально применять, не разбазаривать. Ум надо «инвестировать» в Россию, создавать условия для того, чтобы интеллектуалы были востребованы в нашей стране. Давать наших интеллектуалов «в пользование» другим государствам — это в современном мире слишком дорогое удовольствие.

— Как вы оцениваете создание института уполномоченного по правам предпринимателей?

— Это революционный шаг. До сих пор в нашей стране слова «предприниматель», «бизнесмен» имеют в обществе негативный оттенок. Люди, стремившиеся начать новое дело, сталкивались и с жесткими требованиями со стороны государства.

К тому же инвестиционную привлекательность имеют прежде всего проекты компаний, у которых есть прямой выход на первых лиц государства, субъекта Федерации или крупного муниципалитета. Это значит, что настоящие возможности для развития имеют только крупные компании. А что делать остальным, как развиваться?

Создание института уполномоченных по правам предпринимателей поможет решить эту проблему. Это будет федеральная структура, замкнутая лично на главу государства. У предпринимателей будет возможность быть адекватно воспринятыми, быть услышанными. Появится специальный интерфейс взаимодействия между государством и бизнесом. И бизнесу кто-то, кому он доверяет, сможет разъяснить те или иные вопросы государственной политики.

Очень поддерживаю и назначение Бориса Титова — главы «Деловой России», активной предпринимательской организации, к тому же представляющей интересы среднего бизнеса, массового предпринимательского слоя. Это правильное, справедливое решение.

Деловые люди обязательно должны быть в кадровом резерве, представительство их нужно увеличивать. Потому что это люди с опытом эффективного решения проблем, с правильным отношением к деньгам. Это грамотные, образованные, харизматичные люди.

Во власть приходят люди из реальной экономики. Владимир Груздев стал губернатором Тульской области, Михаил Юревич — губернатором Челябинской области.

За приватизационное направление в качестве заместителя министра экономического развития — руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом отвечает Ольга Дергунова, один ведущих деятелей российского ИT-бизнеса, в прошлом глава российского отделения Microsoft. Это назначение свидетельствует о том, что опытному бизнесмену по плечу любая государственная работа.

А Игорь Холманских? Человек из реальной экономики, он стал полномочным представителем президента России в Уральском федеральном округе. Он прекрасно знает производство, знает проблемы рабочих. А это достаточно сложная социальная категория. Он знает проблемы этого промышленного региона. Наконец, он отец троих детей — это тоже немаловажно. Уверена, он справится со своими задачами. Тем более это регион рабочих, промышленных кадров. Многие пытались дискредитировать Путина в связи с этим решением — но эти попытки несостоятельные. Холманских — на своем месте.

Во-первых, это точное управленческое решение. Во-вторых, глава государства показал, что для каждого открыта возможность занять достойное место в государстве, если он показывает себя с лучшей стороны как менеджер и соответствует задачам той или иной позиции в государственном аппарате.

В-третьих, номенклатура поймет, что не находится в безопасности, у нее не получится создать герметичную систему, где нет места заботе о действительных потребностях граждан, планировать свою спокойную жизнь на годы вперед.

— Как вы оцениваете деятельность администрации Сергея Собянина — первый опыт радикальной кадровой модернизации одного из звеньев государственного управления?

— Очень позитивно. Администрация Сергея Семеновича Собянина в принципе продолжает те преобразования, которые проводились раньше администрацией Юрия Михайловича Лужкова. Юрию Михайловичу на каком-то этапе, в силу политических причин, было сложно проводить такие преобразования. И Сергей Семенович, возглавив город, обновив команду, с одной стороны, достойно продолжил то, что делалось ранее, с другой — провел целый ряд реформ, в которых нуждалось городское управление. Это, в частности, реформы в области взаимодействия со строительными компаниями в процессе выполнения контрактов с городов, реформа в области дорожного строительства, начаты преобразования в транспортной сфере, существенные преобразования проведены в области городской торговли, в имущественной сфере и многие-многие другие…

Собянин — грамотный управленец, по своему стилю работы он отличается от Лужкова, но эффективность его ничуть не меньше. Горожане в целом удовлетворены его управлением, согласно социологическим опросам. Многие из апробированных им моделей управления — и проведение конкурсов в столице, и модели отбора компаний, и подходы к кадровой политике — могут быть внедрены на федеральном уровне.

— Как вы оцениваете проект «Новая Москва»?

— Это необходимость. Москва оказалась в тисках своих границ, и уменьшить напряжение могло только кардинальное решение — значительное расширение границ. Москва — крупнейший центр экономического развития на постсоветском пространстве и как магнит притягивает все новых и новых людей. Этому можно противопоставить, с одной стороны, стимулирование развития других центров экономического развития — если говорить о России, то это Санкт-Петербург, Екатеринбург… С другой — приток трудовых ресурсов из других регионов России и ближнего зарубежья, конечно, нужно регулировать, но он все равно будет большим, нарастающим… Мы живем в демократическом государстве, при рыночной экономике и не можем чисто административными мерами ограничивать численность населения города, как это делалось в советское время.

Следовательно, если территорию Москвы не расширять, город будет погружаться в коллапс — транспортный, жилищный… Так что альтернативы постепенному расширению города нет.

Я считаю, что программа «Новая Москва» — это новая эра в развитии столицы. Это даст возможность по-иному посмотреть на территориальное развитие Москвы. Центр города нужно разгрузить — Москва должна стать более полицентричной. Административные, торговые, деловые, финансовые, производственные, туристические центры города должны быть в разных местах. Этот процесс шел и раньше, а теперь ускорится, так же как ускорится перенос промышленного производства в ближнее и дальнее Подмосковье — ведь в столице, при ее стоимости квадратного метра земли, при заоблачной цене рабочей силы, при дефиците кадров, заниматься производством невыгодно. В дальнем Подмосковье — Тверской, Владимирской и других ближайших областях — и стоимость ресурсов ниже, и большой объем незанятой квалифицированной рабочей силы.

Необходимо также реализовать в Новой Москве ряд проектов жилищного строительства, а также строительства глобального финансово-делового центра. Есть у такого проекта и некое сакральное содержание — географический центр новой территории расположен в Звенигороде. Так что данное решение во всех смыслах очень удачное. Это будет такая московская Швейцария — очень экологически комфортная, зеленая территория в духе новой урбанистики.

Вопрос переноса в Новую Москву органов управления государством сейчас обсуждается. С одной стороны, при нынешнем уровне развития информационных технологий органы управления можно разместить фактически в любой точке. С другой стороны, перенос туда всех государственных органов — дело очень дорогостоящее, трудоемкое. Непонятна целесообразность такого перемещения. И непонятно, как обустраивать центр города, из которого все эти органы в одночасье выезжают. Не случайно президент, Администрация президента занимают по этому вопросу осторожную позицию.

На мой взгляд, государственное управление должно остаться в «старой Москве» — вокруг Кремля, а управление субъектом Федерации должно расположиться ближе к Новой Москве, например на Юго-Западе.

Очень важен проект «Новая Москва» для развития строительных проектов города — создания зоны арендного жилья, о которой давно говорят специалисты, зоны малоэтажного жилья, современного жилья вообще, сочетающего собственно жилище и внешнюю природную среду, для приложения сил столичного строительного бизнеса вообще. К тому же это позволит снизить стоимость квадратного метра жилья, так как будет осваиваться новая значительная территория для жилищного строительства. Там планируется создание порядка миллиона новых рабочих мест. Кроме того, это даст мощный импульс развитию и близлежащих районов и городов Подмосковья.


Елена Анатольевна Нарциссова в 1994 году окончила Московский инженерно-физический институт (МИФИ) по специальности «Биофизика» и приступила к трудовой деятельности в МНПК «БИОТИКИ» в должности научного сотрудника.

В 1995 году окончила Всероссийский институт промышленной собственности и инноватики, в котором она обучалась параллельно с МИФИ. Используя приобретенные знания в области международного и российского патентования лекарственных препаратов и регистрации товарных знаков, осуществляла патентно-юридическую деятельность в этом направлении, занимая должность заместителя генерального директора МНПК «БИОТИКИ».

В 1998—1999 годах продолжила обучение в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. По окончании учебы Елена Анатольевна получила степень магистра делового администрирования международного образца по специализации «Общий менеджмент». Используя полученные знания в области менеджмента и коммерции, занималась продвижением на рынок России и стран СНГ уникальных лекарственных препаратов на основе естественных метаболитов: «Глицина», «Лимонтара», «Элтацина» и «Биотредина».

В 2001—2002 годах занимала должность коммерческого директора в ООО «Нефтегазпереработка» — трейдере крупнейшей нефтехимической компании «Сибур». С 2003 по 2005 год работала в качестве начальника отдела полиолефинов в торгово-промышленной компании «Корос», трейдере компании ИНТЕКО и нефтяной компании ЮКОС.

В 2005 году организовала собственную компанию «ЕВРОПОЛИМЕР».

Награждена почетными медалями «За инновации и развитие» и «За доблестный труд», дипломом «Выдающиеся руководители», а также является лауреатом Всероссийской премии «Руководитель года 2011».