Страна советов | Выпуск №07 | 2012


Текст | Анастасия САЛОМЕЕВА | Босс №07 2012

В этом выпуске «Страны советов» мы продолжаем тему бизнес-образования сотрудников.

Наши респонденты отвечали на следующие вопросы:

  1. Какое значение вы придаете бизнес-образованию сотрудников, в частности обучению по программам MBA?
  2. Какие категории менеджеров, с вашей точки зрения, должны получать специальное бизнес-образование?
  3. Существует ли корпоративная программа стимулирования бизнес-обучения, или специалист, прошедший такое обучение, имеет бонусы: ему предоставляется больше времени, и он имеет преимущества при назначении на вышестоящие должности?
  4. Чему могут и чему не могут научить зарубежные бизнес-школы в отношении ведения бизнеса в России?
  5. Какие бизнес-школы вы считаете лучшими — российские или иностранные, и почему?
  6. Какие типичные ошибки совершают руководители в отношении бизнес-обучения?

Олег ФЕДОСОВ, директор Департамента по работе с персоналом РОСГОССТРАХ БАНКА:

1. В РОСГОССТРАХ БАНКЕ бизнес-образованию сотрудников уделяется значительное внимание: наши сотрудники участвуют и во внутренних бизнес-тренингах, и проходят обучение с помощью внешних провайдеров. Однако если говорить конкретно об образовании MBA, то образовательная стратегия банка не предусматривает обучения топ-менеджмента по программам MBA.

2. На наш взгляд, специальное бизнес-образование должны получать все категории руководителей банка — от среднего звена до высшего руководства. Однако нужно понимать, что для разных категорий руководителей требуется разное содержание обучающих бизнес-программ. Так, в РОСГОССТРАХ БАНКЕ мы дифференцируем внутренние образовательные программы по степени теоретической и практической проработки учебного материала, учитываем разницу мотивационных подходов сотрудников разных уровней к обучению, уровень их управленческих компетенций, но вместе с тем всегда ориентируемся на общие знаменатели — ими являются командная работа, направленность на результат, честность, ориентация на дальнейшее развитие.

3. Корпоративная программа бизнес-обучения, в рамках которой обучаются топ-менеджеры РОСГОССТРАХ БАНКА, организуется холдингом РОСГОССТРАХ. Так, например, совсем недавно стартовал очередной набор в Корпоративный университет РГС по программе «Оперативный менеджмент». Данная программа рассчитана на один год интенсивного развития управленческих и профессиональных компетенций в области управления продажами. Каждый студент в течение этого времени реализует бизнес-проект, который должен решить одну из важных задач, стоящих перед определенным структурным подразделением организации. Сотрудник, прошедший такую сильную школу, конечно, в первую очередь рассматривается в качестве претендента на вышестоящую должность, поскольку обладает необходимыми для качественного управления знаниями и навыками.

4. Международные бизнес-школы дают хорошую и универсальную для любого региона теоретическую подготовку, однако здесь нельзя не учитывать региональной специфики. Бизнес в России, как и бизнес в любой другой стране мира, зависит от особенностей национального характера, менталитета населения, традиционного отношения к труду. И тут, конечно, основная трудность для специалиста — практическая реализация и адаптация освоенных теоретических знаний. Хорошо известным примером может служить японская методика непрерывного совершенствования процессов производства «кайдзен», отлично работающая на родине, но столкнувшаяся с довольно серьезными проблемами при переносе ее в европейскую (в том числе и российскую) бизнес-среду.

5. На наш взгляд, самостоятельные, складывающиеся исключительно на российском материале бизнес-школы в нашей стране только формируются. Из наиболее качественных можно выделить Высшую школу бизнеса МГУ, Высшую школу менеджмента СПбГУ. Из западных школ можно отметить таких признанных лидеров, как Harvard Business School, Insead, University of Chicago, University of Michigan. Западные школы, как мы уже отмечали, дают хорошую теоретическую подготовку, стратегическое видение процессов, чего так не хватает современным российским компаниям. Однако российские бизнес-школы отталкиваются от современных реалий нашей страны и, соответственно, дают больше практических знаний.

6. Как правило, при осознании потребности получить дополнительное бизнес-образование руководители отталкиваются от популярности бизнес-школы: чем лучше компания известна на рынке, считают они, тем лучшую подготовку она дает. Однако такое правило срабатывает не всегда: в любом случае стоит заглядывать в программу выбранного курса и оценивать ее насыщенность с позиций перспектив собственного развития и качества предлагаемого материала.

Наталья НОВИКОВА, заместитель директора по персоналу компании ABBYY:

1. Само по себе бизнес-образование не имеет ценности без опыта работы в предметной области и хорошего базового образования. Нельзя сказать, что при принятии решения о приеме на работу того или иного кандидата фактор наличия диплома о бизнес-образовании будет являться ключевым.

2. С моей точки зрения, бизнес-образование может быть рекомендовано специалистам с не менее чем трехлетним опытом работы на руководящих должностях.

3. В компании нет специальной программы стимулирования бизнес-обучения. Если у сотрудников возникают вопросы, связанные с бизнес-образованием, то они рассматриваются индивидуально.

В то же время в компании есть свой внутренний университет — ABBYY Academy. Обучающие программы в нем состоят из внутренних и внешних курсов, семинаров, тренингов. Большую часть из них ведут сотрудники ABBYY — эксперты в своих областях.

Нашими курсами мы стараемся решить одну из задач бизнес-образования. Слушая лекции о финансах для программистов или о маркетинге для финансистов, наши сотрудники приобретают более широкий взгляд на организацию работы компании, на ее цели и задачи, на оптимальные пути их достижения.

4. В зависимости от бизнес-школы дается более или менее релевантный подход к ведению бизнеса в России. В целом надо понимать, что лучшие бизнес-школы, скорее стараются показать все разнообразие практик, применимых в разных экономических системах — и в развитых экономиках Запада и в развивающихся странах.

5. У российского бизнес-образования, за исключением, наверное, школы «Сколково», основное преимущество — относительная дешевизна. Кроме того, программы учитывают специфику российской экономики. Главным же недостатками российского бизнес-образования является его молодость, а также отсутствие гарантий трудоустройства в крупную компанию.

6. Самая распространенная ошибка руководителей российских компаний — это завышенные ожидания от сотрудника с дипломом MBA. Повторю, что само по себе бизнес-образование не имеет ценности без опыта работы в предметной области и хорошего базового образования.

Марина КОЗЫРИЦКАЯ, заместитель генерального директора по работе с персоналом компании КРОК:

1. При тех масштабах бизнеса и на том уровне, на котором работает КРОК, бизнес-образование становится практически необходимой частью обучения определенных категорий наших сотрудников.

И у нас есть свои, учитывающие специфику ИТ-рынка решения по организации подобного образования для специалистов КРОК. В Корпоративном университете КРОК была разработана программа «мини-MBA», куда входят блоки по управлению в различных областях: персоналом, финансами, ИТ-проектами, а также маркетинг, стратегический менеджмент и т.д. Сюда включены только самые лучшие, нужные и актуальные для наших специалистов курсы. И, в свою очередь, некоторые блоки вынесены в программу нашего Корпоративного университета, например обучение английскому языку или базовые курсы по управлению проектами. Поэтому вместо стандартных двух лет наша программа длится один год, и мы называем ее «мини-MBA». Программа получилась действительно достойного уровня, поскольку мы обеспечили тренеров, обладающих солидным преподавательским опытом в MBA, одновременно с этим либо работающих в крупных компаниях на уровне топ-менеджмента, либо имеющих собственный бизнес.

Дополнительное преимущество программы состоит в том, что обучение проводится непосредственно в офисе КРОК, в нерабочее время, и сотрудники могут пройти его, не выпадая из рабочего процесса.

2. Конечно, в первую очередь это должен быть каждый, чья деятельность в компании так или иначе связана менеджментом. Однако специфика ИТ-бизнеса такова, что в КРОК практически любой специалист высокого уровня сталкивается с менеджерскими задачами. И мы считаем полезным как для бизнеса компании, так и для роста специалиста, если он будет стремиться понимать не только инженерную, но и бизнес-сторону своей работы. Опять-таки возможность пройти «мини-MBA» стала дополнительной мотивацией для сотрудников, проработавших в компании несколько лет.

3. —

4. —

5. —

6. —

Виктория ГУКОВА, директор по персоналу компании AT Consulting:

1. МВА дает возможность руководителю систематизировать свои знания и навыки в таких направлениях, как финансы, управление людьми, стратегическое управление бизнесом; позволяет обобщить имеющийся опыт, обогатить его актуальными тенденциями и best practice; усовершенствовать навыки коммуникаций (soft skills), а также расширить круг профессиональных контактов. Бизнес-образование, в отличие от академического, позволяет создать органичный сплав практики и теории ведения бизнеса. Это в конечном счете и является основным преимуществом MBA.

Помимо МВА, мы самостоятельно развиваем обучение сотрудников внутри компании. Корпоративное обучение порой оказывается эффективнее бизнес-школы, так как позволяет учитывать культуру нашей компании, передать уже проверенные и успешные подходы к ведению конкретного бизнеса. Более короткие по сравнению с MBA корпоративные программы ориентированы на быстрое достижение результата в определенной области.

2. AT Consulting поддерживает желание своих сотрудников, которые уже имеют опыт руководства частью бизнеса, получить бизнес-образование, в частности МВА. Обычно это сотрудники высокого уровня. Чтобы подобное обучение было полезно, оно должно «лечь на плодородную почву». Сотрудник уже должен разбираться в специфике бизнеса, понимать, какие навыки и знания ему необходимы, чтобы стать эффективным управленцем. Знакомясь с мировой успешной практикой других компаний и менеджеров, он будет анализировать ситуации, пропуская их через призму личного опыта, и перенимать технологии, которые будут работать именно в его компании, команде, среде. В противном случае мы рискуем получить теоретика, свято уверившего в универсальность полученных им инструментов, специалиста, который старательно и планомерно будет менять процессы там, где это нужно и не нужно вовсе.

3. Если мы понимаем необходимость, а следовательно, эффективность бизнес-образования для конкретного сотрудника, мы стараемся предоставить ему нужные ресурсы: временные, финансовые и т.д. Само по себе наличие диплома о бизнес-образовании не дает в нашей компании никаких преимуществ. Лишь демонстрация сотрудником высоких результатов поможет ему продвигаться дальше.

4. Бизнес-образование дает возможность в условиях, близких к реальным, «проиграть» большое количество ситуаций, с которыми может столкнуться руководитель: познакомиться с последними изменениями в сфере бизнес-законодательства, узнать о различных механизмах управления бизнесом; освоить в должной степени финансовый анализ, понять психологические аспекты управленческой деятельности.

В результате у человека формируется понимание бизнеса как сложно организованного, совершенного механизма, в котором можно просчитать любое решение и его последствия.

Безусловно, учиться надо, но, постигая мировые практики, не стоит воспринимать их как панацею или волшебную таблетку от всех болезней.

5. Преимущество иностранных школ — наличие программ, наработанных и проверенных десятилетиями, позволяющих гарантировать высокое качество образования. Кроме того, западные школы заботятся о трудоустройстве своих выпускников.

Российские бизнес-школы могут быть привлекательны за счет цены, преподавания на родном языке и возможности учиться без отрыва от работы. Также наши школы стараются учитывать российскую специфику и национальную культуру.

6. Как я уже отмечала ранее, основная ошибка — это слепая вера в универсальность предложенных подходов к управлению бизнесом.

Оксана ТАЛИЦЫНА, директор по управлению персоналом, «КорпусГрупп»:

1. В нашей компании все первые лица либо уже имеют степень MBA, либо проходят обучение, «КорпусГрупп» берет на себя полную или частичную оплату. Я считаю, что образование MBA необходимо для топ-менеджеров, при этом обучение ценно не только знаниями, но и новыми связями, знакомствами.

Обмен практическим опытом — это, пожалуй, одна из самых больших ценностей бизнес-образования. Профессиональная среда стимулирует к получению новых знаний не только от преподавателя курса, но и от коллег «по парте».

2. Зависит от самой программы. Executive MBA актуально только для первых лиц компании, но есть бизнес-образование и по направлениям, например HR или маркетинг. Программы подходят менеджерам, имеющим достаточный практический опыт в данных сферах, не менее трех лет. В таком случае полученные на курсе знания можно тут же реализовывать в работе, нарабатывать практический опыт, используя новые технологии.

3. Наша компания нацелена на эффективных руководителей. Для обучения на MBA нужна внутренняя мотивация, желание профессионально развиваться, расти как руководитель. Компания готова оплачивать обучение для первых лиц компании, и это одна из программ развития менеджмента.

Если же менеджер среднего звена проявил собственную инициативу и пошел в бизнес-школу, он может рассчитывать на нашу поддержку. В случае необходимости, возможно даже изменение рабочего графика, если сотруднику необходимо подстроиться под расписание занятий.

 

Говорить о привилегиях в продвижении по карьерной лестнице менеджеров с MBA, наверное, не совсем правильно. Просто обычно это сильные специалисты, с внутренней мотивацией, настроенные на постоянное развитие и совершенствование, поэтому, конечно, они довольно быстро продвигаются вперед, а знания MBA им в этом только помогают.

4. На сегодняшний день MBA дает разные концепции решения тех или иных бизнес-задач, дальше руководитель пропускает это через свой опыт и в результате находит подходящее решение. Здесь важен и собственный, накопленный до MBA опыт, ведь только на его основе можно закреплять и использовать полученные на обучении знания.

5. Если руководитель планирует работать в российских компаниях, логично выбирать российский MBA, но в партнерстве с европейской бизнес-школой. При основном акценте на российском бизнесе стажировки в Европе и несколько курсов западных профессоров только повышают ценность школы. Бизнес в России сильно отличается от европейского, но при этом продвинутый руководитель всегда выбирает то лучшее, что можно взять из зарубежного опыта и применить здесь, немного видоизменив и адаптировав. И этому тоже нужно учиться.

6. Основная ошибка — неправильный выбор бизнес-школы. Прежде чем начать обучение, важно досконально изучить информацию о MBA, посмотреть бэкграунд преподавателей, изучить рейтинги именно по вашему направлению. Часто в одной и той же школе есть ряд успешных направлений, с сильными профессорами и одно-два направления очень слабых, не имеющих никакой ценности.

Наталья АКСЕНОВА, генеральный директор агентства AG Loyalty:

1. Мы придаем большое значение международным программам MBA, полученным непосредственно в самом INSEAD или Лондонской школе экономики. Ведь MBA — это в первую очередь связи и обретение «вертолетного», стратегического типа мышления, который так хорошо формируется в международной MBA-среде. К сожалению, российские MBA-программы, даже если они созданы на базе партнерства с международными школами, не всегда отличаются сильным преподавательским составом (многие из преподавателей — это обычные вузовские лекторы ГУУ или ВШЭ, ранее являвшиеся преподавателями политэкономии), у них гораздо более урезанная программа деловых игр и кейсов и, к сожалению, сильно сниженные требования к оценкам выпускников.

2. Обязательно — консультанты любых уровней и высший уровень менеджмента, работающего с клиентами. Для стратегического понимания бизнес-целей задач это просто необходимо.

3. Нет, преимуществ такие специалисты не имеют. Человек в любом случае должен доказать соответствие своих теоретических знаний практическому опыту.

4. Бизнес-школы могут научить международным стандартам бизнеса, что очень востребовано в нашей стране. Мы должны развиваться параллельно, а не в противоречии всему миру. Бизнес-школы формируют определенный тип мышления, структурный, стратегический, который жизненно важен для России. В принципе, со времен Петра Первого мало что изменилось в этом смысле — Россия должна отправлять управленцев учиться «на Запад». Единственное, что не могут дать международные бизнес-школы (мы говорим все-таки о международных, а не совместных российских программах) — это networking, то есть основное ядро обучения. К сожалению, очень мало выпускников возвращается обратно, и не происходит формирование социальной сети.

5. Однозначно иностранные, российские бизнес-школы, к сожалению, более правильно было бы назвать вторым высшим образованием по переквалификации «менеджмент». Российские бизнес-школы полезны только в случае, когда первое образование человека было очень далеко от бизнес-образования, и потому ему просто необходимо получить определенные блоки знаний.

6. —

Алексей ЛИМОНОВ, генеральный директор интернет-магазина мебели «Мои2М.ру»:

1. Бизнес-образование управленческого персонала — это безусловный бонус для компании. Во-первых, МВА дает доступ к новым знаниям и пониманию меняющейся рыночной обстановки. Во-вторых, это налаживание новой системы связей, и, наконец, обучение в бизнес-школах может обеспечить условия для выхода на международные рынки.

2. Безусловно — управленческому персоналу и тем, кто участвует в реализации маркетинговой стратегии компании: руководителям различных уровней, директорам и менеджерам по развитию бизнеса либо стратегическому управлению. При этом менеджер обязательно должен иметь управленческий опыт с целью анализа собственных ошибок и возможностью моментальной реализации полученных знаний на практике.

3. В рамках компании «Мои2М.ру» специальных программ стимулирования нет. Однако необходимо понимать, что специалист, обучившийся в бизнес-школе, — это уже бонусный вклад в собственную карьеру. Понимая существенный опыт и возможности менеджера, мы готовы предложить ему достойный уровень мотивации.

Однако, к сожалению, сегодня степень MBA, не только российская, но и зарубежная, не гарантирует хорошего трудоустройства. За рубежом, как правило, выпускники со степенью MBA легко находят работу, в связи с тем что на Западе МВА — это закономерная ступень развития карьеры, к которой люди приходят, уже получив нужный опыт и отработав на нижних позициях.

В России же это пока только признак обеспеченности человека, ведь российское бизнес-образование — достаточно дорогое удовольствие. При трудоустройстве у нас больше ценятся достижения и реализованные проекты.

4. Учитывая специфику нашего бизнеса, а именно интернет-торговлю, хочу заметить, что в России данное направление бизнес-образование пока недостаточно развито. Связано это с растущим рынком электронной торговли. Именно поэтому практиков, готовых обучить грамотному ведению бизнеса в Интернете, пока нет.

Однако в рамках отечественных бизнес-школ, можно получить хороший опыт молодым управленцам организации собственного бизнеса в условиях российской экономики. Уже сегодня в России есть программы MBA e-Commerce and Internet Marketing, позволяющие изучить возможности интернет-маркетинга, развить управленческие компетенции менеджеров, реализующих проекты в области электронной коммерции и интернет-маркетинга.

5. —

6. Как уже говорилось, бизнес-образование дает явные преимущества управленцам и мощные инструменты в расширении географической мобильности. Для российского бизнес-образования перспективы роста есть, и MBA сохраняет важное значение в мире современного бизнеса. Поэтому любому менеджеру, проходящему бизнес-обучение, необходимо не упустить данные инструменты и возможности.

Анатолий НЕСТЕРОВ, руководитель производственного подразделения корпорации «ТехноНИКОЛЬ»:

1. При приеме на работу в «ТехноНИКОЛЬ» менеджеров высшего и среднего звена некоторое преимущество отдается тем кандидатам, которые получили бизнес-образование, поскольку это говорит о наличии базовых знаний, развитом стратегическом мышлении. Например, программа MBA предоставляет практические навыки и новые технологии для управленческой работы. Однако наличие степени МВА не является определяющим фактором.

2. В первую очередь менеджеры высшего и среднего звена, поскольку прикладное значение MBA-знания можно реализовать при принятии управленческих решений, работе с персоналом, разработке стратегий.

3. В «ТехноНИКОЛЬ» разработано положение о кадровом резерве, согласно которому сотрудник, отработавший в компании определенное количество лет и внесенный в резерв на высшие управленческие должности, имеет возможность получить бизнес-образование за счет компании (с частичной компенсацией). Естественно, что по окончании обучения у такого сотрудника есть ряд преимуществ для профессионального и карьерного роста в нашей корпорации.

4. В России существует нехватка преподавателей-практиков, которые имеют собственный опыт построения успешного бизнеса. В основном преподавательский состав бизнес-школ — представители консалтинговых компаний. Они обладают теоретическими знаниями, а все практические кейсы — это практика сторонних компаний.

5. Сказать однозначно, какая школа лучше — западная или российская, очень сложно, поскольку все зависит от целей и задач, которые ставит перед собой слушатель. Можно выделить два основных критерия для принятия решения. Например, если компания планирует выйти на глобальные рынки, лучше сделать выбор в пользу западной бизнес-школы. В их программах будут практические бизнес-кейсы, основанные на опыте других стран. Еще один немаловажный нюанс: чтобы работать с западными компаниями, необходимо владеть бизнес-терминологией, инструментарием, актуальным для данной среды. Если специалист с ними не знаком, это может сказаться на качестве и сроках выполняемых задач.

Если же компания ориентирована на российский рынок, оптимально выбрать российскую школу. Имеют значение два фактора: соотношение «цена — качество» и возможность изучения бизнес-практик в привязке к российской действительности и специфике местных рынков.

6. Для многих компаний наличие диплома бизнес-школы является определяющим при выборе того или иного кандидата. Однако диплом — это не всегда показатель наличия опыта и знаний, а значит, и компетенции менеджера. Поэтому для «ТехноНИКОЛЬ» определяющим фактором является не наличие степени МВА, а полученный опыт и доказанные результаты работы.

Елена ПУТИЛИНА, региональный вице-президент Tupperware СНГ:

1. Мы уделяем большое внимание образованию сотрудников. В компании прямых продаж люди — это основа бизнеса. Логично, что ключевые инвестиции мы делаем в развитие персонала. Мы используем для этой цели как внутренние программы компании, такие как CCL (Center for Creative Leadership), MEP (Management Effectiveness Program), TLP (Transformation Leadership Program), GLP (Global Leadership Program), так и обучение в IMD, INSEAD и других международных школах бизнеса. У нас есть сотрудники, которые по собственной инициативе проходят обучение и по программе MBA. Такую инициативу мы поддерживаем.

Что касается наших консультантов, они получают возможность бизнес-образования с самого начала их карьеры в компании. А с этого года запустили специальную программу бизнес-обучения для дистрибьюторов и менеджеров — «Академия Tupperware». Это инновационная программа, разработанная совместно с Государственным университетом управления, входящим в первую пятерку российских экономических вузов.

2. Все категории менеджеров без исключения должны обучаться один-два раза в год. Чтобы достигать результатов, важно постоянно совершенствоваться, быть в курсе новых тенденций, современных технологий. Бизнес-образование необходимо для всех, кто хочет расти и добиться успеха. Поэтому в «Академии Tupperware» мы даем не только теоретическую, но и практическую часть, при этом рассматриваем все аспекты на примере нашего бизнеса.

3. Бизнес Tupperware построен на принципе последовательного обучения, цель которого — помочь сотруднику вырасти с начального уровня консультанта до уровня регионального дистрибьютора и владельца собственного бизнеса. Сотрудник, приходя в компанию, сразу знает, что ему нужно сделать, чтобы подняться на следующую ступеньку карьерной лестницы. В дистрибьюторных центрах компании Tupperware мы обучаем управленческим навыкам, основам ведения бизнеса, навыкам формирования команды, умению достигать цели, технике презентации изделий. Что касается времени, то гибкий график — одно из преимуществ работы в Tupperware, так что у сотрудников есть возможности для получения образования. Естественно, прохождение бизнес-обучения дает преимущества, в том числе при назначении на вышестоящие должности.

4. С моей точки зрения, бизнес-школы оправдывают свое назначение. Они дают многоплановое образование: от мотивационных тренингов до разбора конкретных бизнес-ситуаций. И еще, очень важно сегодня использовать современные технологии, постоянное обновление программ обучения. Ярким примером сочетания изучения теоретических материалов с отработкой практических навыков и составлением бизнес-планов является Московская школа управления «Сколково».

5. Конечно, западные школы, такие как Гарвардский или Принстонский университеты, обладают большим опытом обучения маркетингу, управлению ресурсами, выстраиванию управленческого контура — путем проработки бизнес-кейсов различных западных компаний. Но сегодня российские школы грамотно учитывают особенности нашего рынка, используя опыт западных школ.

На мой взгляд, оптимально сочетание российских и западных образовательных программ.

6. Иногда руководители недооценивают важность и необходимость обучения сотрудников. Это — инвестиции в будущее бизнеса. Чем больше вклад в развитие сотрудников, тем успешнее компания!

Бывает и так, что предприятия ограничивают доступ к обучению руководящим звеном, а молодых и рядовых сотрудников оставляют за кадром. Tupperware стремится к разностороннему развитию своей команды, подключая к обучению всех — от дистрибьюторов и топ-менеджеров до рядовых сотрудников. 

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте