Рождение ФКС


Текст | Николай ПЕТРОВ


Содержание законопроекта о Федеральной контрактной системе к рассмотрению в Думе изменилось.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов 20 апреля провел согласительное совещание, посвященное законопроекту о Федеральной контрактной системе (ФКС). К подготовленному ранее Минэкономразвития документу было направлено около 40 замечаний, из которых 25 от Федеральной антимонопольной службы (ФАС), а остальные от Минфина и Минздравсоцразвития. Замечания были учтены частично, а законопроект одобрен и направлен на экспертизу в Государственно-правовое управление президента России. Затем документ должен быть представлен президиуму правительства.

Законопроект вносится Минэкономразвития уже второй раз. После первого внесения он был отправлен на доработку из-за многочисленных возражений Минфина и ФАС. В этот раз глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина заявила, что рассчитывает на скорейшее внесение документа на рассмотрение в Государственную думу. Ведь президент Дмитрий Медведев потребовал рассмотреть закон до 1 июля.

Президент отправил документ на дальнейшее согласование из-за замечаний Минфина и, главным образом, жесткой позиции ФАС.

По данным «Ъ», правительство может рассмотреть документ уже на заседании 26 апреля. Во всяком случае, в Минэкономразвития рассчитывают, что документ будет внесен в парламент еще нынешним составом правительства, а он должен обновиться 8 мая.

Законопроект, по сравнению с декабрьским вариантом, серьезно отредактирован. Так, были частично изменены параметры отклонения демпинговых заявок. Согласно последней версии законопроекта, демпинговая заявка поставщика (снижение цены более чем на 25% от начальной) не будет снята конкурсной комиссией, если поставщик предоставит гарантийное письмо от производителя (для товаров) или обоснование снижения цены (для услуг). В последнем случае если оказание данной услуги требует наличия допуска, выдаваемого саморегулируемой организацией (СРО), то потребуется заключение СРО о том, что работа может быть выполнена по указанной в заявке цене. Зато если поставщик представит эти документы, конкурсная комиссия уже не сможет отклонить его заявку, в то время как в предыдущей версии законопроекта такая возможность у комиссии была.

Минэкономразвития также скорректировало параметры применения такого способа проведения закупки, как запрос предложений. По логике министерства, этот способ должен применяться в тех случаях, когда поставщик ограничен во времени. В новом варианте законопроекта прописано, что поставщик имеет право на запрос котировок только в тех случаях, если в четвертом квартале ему выделены дополнительные средства для проведения закупки соответствующего товара или услуги или же если прошлые торги по госзаказу признаны несостоявшимися и заказчик не успевает провести новые. Возможность разорвать контракт в новой версии законопроекта сохранили как заказчик, так и исполнитель, но срок, в который такое расторжение можно оспорить в контрольном органе, сокращен вдвое — до десяти дней. Кроме того, в текст включены те поправки, которые Минэкономразвития ранее обнародовало: предельная стоимость закупок без конкурса возросла вдвое (до 200 тыс. руб. за одну закупку), общественные организации вправе на основе данных о госзакупках подавать иски о защите неограниченного круга лиц, а участником системы госзакупок признается любое дееспособное лицо.

Кроме того, в законопроекте было уменьшено число критериев, по которым предполагается оценивать заявки поставщиков. Из списка были исключены условия гарантии и сроки поставки. Также были серьезно изменены правила проведения двухэтапного конкурса. Двухэтапный конкурс задумывался как способ размещения заказа на продукт или услугу, связанную с научной или творческой деятельностью. В ходе первого этапа поставщики предлагают свои концепции удовлетворения нужд заказчика без указания цены. Затем заказчик обсуждает предложенные варианты с привлечением всех поставщиков, участвующих в конкурсе, и ко второму этапу вырабатывает уже более строгие критерии для отбора проектов. Согласно первоначальной версии закона о ФКС, во втором этапе конкурса могли участвовать только те поставщики, которые приняли участие в первом этапе. Теперь предлагается разрешить поставщикам участвовать во втором этапе даже если они не участвовали в первом.