НДФЛ преткновения


Текст | Николай ПЕТРОВ, Евгения ШЕВЧУК


Подоходный налог с зарплаты будет уплачиваться по месту жительства?

Председатель Правительства РФ и избранный президент Владимир Путин на расширенной коллегии Минфина предложил рассмотреть возможность сбора налога на доходы физических лиц (НДФЛ) по месту жительства налогоплательщиков либо подумать о том, как усовершенствовать перераспределение этих сборов.

Идея состоит в том, комментирует «Российская газета», что, например, если человек зарегистрирован в подмосковных Мытищах, а работает в Москве, то его ежемесячный подоходный налог (13% от зарплаты) должен идти именно в Мытищи, а не в Москву, как сейчас.

При этом одни предлагают возложить их уплату на самих граждан, другие говорят о том, что на сегодняшний день это нереально. По мнению экспертов, ни Минфин, ни ФНС на это не решатся: администрировать налог через предприятия гораздо проще.

Инициативу Владимира Путина комментирует для нашего журнала Анна Крыгина, старший юрист «Пепеляев Групп»:

— При переводе сбора налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщиков, первыми «жертвами» практической реализации станут финансовые отделы организаций-работодателей, отвечающие за удержание и уплату НДФЛ в бюджет. Новый порядок уплаты налога потребует оформления дополнительной документации: работодателю нужно будет более пристально контролировать переезды своих работников и изменение их места жительства. Особенно остро эта проблема будет стоять в крупных городах, представляющих интерес для работников, приезжающих из других регионов. Например, в Москве много работников — жителей Московской области, да и из других регионов России тоже немало.

Негативно это может сказаться и на самих работниках, являющихся налогоплательщиками. Так, в случае перечисления НДФЛ по неверным реквизитам (например, в ситуации, когда работник сменил место жительства, а работодатель об этом не уведомлен), задолженность перед бюджетом возникнет у работника, на которого и может быть возложено бремя негативных последствий в виде доначисления пени и штрафа, а в запущенных случаях может привести к административной и уголовной ответственности.

Если соответствующие поправки все же будут приняты, то идеальным разрешением трудностей, которые могут возникнуть, было бы предоставление функции по самостоятельному перераспределению налога на уровне представителей администрирующего органа. Однако, неоднократно сталкиваясь в практике работы с тем, что налоговые органы на местах зачастую затрудняются правильно разнести платежи физических лиц в довольно простых ситуациях, представляется, что такой путь будет крайне непростым. strong