Рост под вопросом


Текст | Игорь НИКОЛАЕВ


Экономика после президентских выборов.

На состояние российской экономики после прошедших в марте президентских выборов будет оказывать влияние целый ряд факторов. Остановимся прежде всего на тех из них, которые в той или иной степени связаны именно с выборами.

Итак, эта президентская кампания выделяется еще большими обязательствами властей по наращиванию социальных расходов. Владимир Путин, как известно, заявил о повышении зарплат учителям и профессорско-преподавательскому составу вузов, врачам и научным сотрудникам. Последним трем категориям был обещан, можно сказать, ускоренный рост зарплат, которые к 2018 году должны составить 200% от средней зарплаты по регионам. Было обещано также повысить пособия на детей, ликвидировать очереди в детские сады, резко увеличить размеры стипендий и т.п.

В общем, бюджетные обязательства, и без того высокие, будут расти, причем (это важно отметить) как и уже реализованные меры по повышению пенсий, пособий, денежного довольствия военнослужащим — это обязательства неснижаемого характера.

Значит, потребуются дополнительные средства на выполнение всего обещанного.

В целом, по оценке ФБК, на выполнение всего объема только обещаний социального характера на весь период президентства (до 2018 года включительно) потребуется 9,9 трлн руб. Хорошо, если цены на нефть будут очень высокими, не ниже $150 за баррель. А если нет, если они опустятся ниже $100?

Очевидно, что тогда властям придется где-то находить деньги: занимать, продавать государственное имущество или повышать налоги. Надеяться на то, что экономика будет быстро расти и даст дополнительные доходы, нет оснований.

Занимать деньги будет непросто. Уже с осени 2011 года многие наши финансовые структуры фиксировали: западные рынки заемного капитала для них закрылись, и понятно почему: в Европе кризис суверенных долгов.

У России пока невысокая долговая нагрузка. Совокупный госдолг по отношению к ВВП в 2011 году составил менее 10%. Но он уже растет. А это неприятно, так как при ухудшении внешнеэкономической конъюнктуры и при каких-то бюджетных обязательствах госдолг может вырасти очень быстро. Чем это чревато — не стоит даже упоминать, на фоне истории с Грецией и всей Европой в целом.

Еще один возможный источник средств для выполнения высоких бюджетных обязательств — доходы от продажи госимущества. Как известно, еще в начале 2011 года правительство заявляло о намерении дополнительно получить таким образом многие сотни миллиардов рублей.

Перспективы у такого источника доходов сохраняются, пока ситуация в экономике остается хорошей. Как только неопределенность усилится (а она и так сохраняется на достаточно высоком уровне), никто дорого покупать не будет. Ну и где тогда брать деньги?

Остается… повышать налоги. Это в условиях-то неопределенности и высокой вероятности накатывания второй волны мирового экономического кризиса. Думается, что так оно и будет. И к этому стоит готовиться.

Таким образом, сценарий на среднесрочную перспективу после президентских выборов видится следующим. Геополитика (иранская, и вообще ближневосточная ситуация) будет поддерживать на высоком уровне мировые цены на нефть. Но рано или поздно, по-видимому уже в этом году, этот фактор ослабнет, цены на нефть упадут.

Напряженность с выполнением бюджетных обязательств вырастет. Власти будут вынуждены повышать налоговую нагрузку, что дестимулирует экономическую активность. Экономический рост России прекратится.

Случится это уже в текущем году или в следующем — увидим. Но вероятность именно такого развития событий представляется достаточно высокой.


Игорь Алексеевич Николаев — партнер аудиторско-консалтинговой компании ФБК, директор департамента стратегического анализа этой компании, доктор экономических наук, профессор.

Окончил в 1984 году экономический факультет МГУ, после защиты кандидатской диссертации работал научным сотрудником на кафедре экономики промышленности экономического факультета МГУ.

С 1990 года — начальник отдела Госкомитета РФ по науке и высшей школе, с 1992 года — начальник отдела, позднее заместитель начальника управления Миннауки РФ.

С 1997 года — советник аппарата Правительства РФ, с 1998 года — заместитель руководителя департамента экономики МПС России.

С 2000 года работает в компании ФБК.

Профессор Высшей школы экономики.